ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Чтение дуа после последнего ташаххуда (ат-тахияяту) является сунной, и оставлять его нежелательно. Предпочтительнее после ташаххуда читать молитвы, переданные от Пророка, мир ему и благословение Аллаhа.
Решение относительно объема этого дуа зависит от того, как совершается намаз: в одиночку или с джамаатом.
Тот, кто совершает намаз в одиночку, может читать дуа после ташаххуда без ограничения, но не настолько долго, чтобы забыть о том, что он находится в намазе.
Имаму же предпочтительно, чтобы дуа не было длиннее ташаххуда и салавата, читаемого после ташаххуда (то есть чтобы общее количество букв в дуа было меньше количества букв в ташаххуде и салавате вместе взятые).
Маъмуму желательно следовать за своим имамом и читать молитвы после ташаххуда до тех пор, пока имам не завершит намаз. Однако имам ограниченного количества людей, которые согласны с тем, чтобы имам удлинял намаз, имеет право удлинять это дуа. Также имам имеет право удлинять чтение этого дуа с целью продлить выход из намаза, чтобы опоздавший на намаз успел присоединиться к коллективной молитве.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: (وكذا الدعاء بعده)... بل يكره تركه... (ومأثوره) (أفضل) من غيره... (ويسن أن لا يزيد) الإمام في الدعاء (على قدر) أقل (التشهد و) أقل (الصلاة على النبي ﷺ) بل الأفضل أن ينقص عن ذلك كما في الروضة وغيرها لأنه تبع لهما.... فإن ساواهما كره. أما المأموم فهو تابع لإمامه، وأما المنفرد فقضية كلام الشيخين أنه كالإمام لكن أطال المتأخرون في أن المذهب أنه يطيل ما شاء ما لم يخف وقوعه في سهو ومثله إمام من مر وظاهر أن محل الخلاف فيمن لم يسن له انتظار نحو داخل... (قوله أنه يطيل ما شاء إلخ) جزم به جمع ونص عليه في الأم وقال فإن لم يزد على ذلك كرهته وممن جزم بذلك المصنف في مجموعه أسنى ومغني (قوله إمام من مر) أي المحصورين الراضين بالتطويل
См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-Ширвани), т. 2, с. 86.
Отдел фетв Муфтията РД
Фото: freepik.com