Про бойкот в Исламе

9 Январь 2024
2964
Вопрос: 
Правда ли то что утверждают некоторые, что в исламе запрещено использовать торговлю как оружие против врага, поэтому запрещается бойкотировать продукцию, которая идет на поддержку сионистов, которые жестоко притесняют мусульман также и немусульман?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

На данное утверждение не указывает ни один из источников Шариата. Следовательно, данное утверждение не имеет к шариату никакого отношения.

Наоборот, в «Сахихе» имама аль-Бухари и в других источниках передается хадис, который прямо указывает на дозволенность бойкота, где один из известных сподвижников в начале принятия им ислама объявил бойкот курайшитам, заявив им, что из Ямамы к ним не поступит ни одного мешка пшеницы, кроме как с разрешения Пророка, мир ему и благословение.

Это решение регулируется согласно правилу сопоставимости пользы и вреда. Поэтому, если мусульманин после того как ему станет известно, что бойкот принесет вред притеснителям и пользу для притесняемых, в индивидуальном порядке откажется от продукции тех, кто сам выступает войной, притесняя мусульман или же немусульман или от продукции тех, кто оказывает им поддержку с целью ослабить притеснителей и помочь притесненным, то этот человек получит за это вознаграждение от Аллаhа.

Более того, от некоторых имамов передается о запрете торговых поставок врагам чего-либо из того, что может укрепить их против мусульман, а в наше время деньги – это один из основных источников силы в данной отрасли, то очевидно, что прекращение ее поставки даст результаты.

Сказанное выше относится к бойкоту той продукции, которая по праву принадлежит притеснителям, помогающим им или поддерживающим их. 

А что касается той продукции, которая по праву не принадлежит им как, например, продукты из сырья, получаемого с отобранных земель, как например, напитки, изготовленные с использованием воды с этой местности, то тому, кто в курсе этого, покупать их у притеснителей однозначно харам, поскольку продавцы не являются законными хозяевами этой продукции. Следовательно, мусульманам необходимо предостерегаться от покупки подобного рода товаров.

Также та продукция, произведенная на заводах, построенных и функционирующих на насильно отобранных землях, вдвойне подлежат бойкоту. 

Также нужно обратить внимание на то, чтобы бойкот продукции притеснителей был организован таким образом, чтобы он был ощутим именно для врага, и безопасен или минимален для тех, кто не разделяет позицию притеснителей и не поддерживает их, будь они из мусульман или немусульман, которые какими-то договорами связаны с ними и могут пострадать от бойкота больше, чем притеснители. Для этого было бы лучше обратиться к мнению компетентных экономистов. К данному вопросу нужно подойти обдуманно и профессионально, чтобы исключить бессмысленный вред ни в чем не повинным людям.

Примечание:

Важно отметить, что бойкот основывается на свободе человека выбирать у кого он будет покупать или не покупать товары и предусматривает отказ от потребления продукции чтобы тем самым нанести им коммерческий вред, и никоим образом это не должно переходить на причинение физического вреда или порчу имущества тех, кто сотрудничает с компаниями притеснителей.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة فتح الباري بشرح صحيح البخار: بعث النبي ﷺ خيلا قبل نجد، فجاءت برجل من بني حنيفة يقال له: ثمامة بن أثال... فقال: أشهد أن لا إله إلا الله، وأشهد أن محمداً رسول الله، يا محمد...وإن خيلك أخذتني وأنا أريد العمرة، فماذا ترى؟ فبشره رسول الله ﷺ وأمره أن يعتمر، فلما قدم مكة قال له قائل: صبوت! قال: لا، ولكن أسلمت مع محمد رسول الله ﷺ، ولا والله، لا يأتيكم من اليمامة حبة حنطة حتى يأذن فيها النبي ﷺ زاد بن هشام ثم خرج إلى اليمامة فمنعهم أن يحملوا إلى مكة شيئا فكتبوا إلى النبي ﷺ إنك تأمر بصلة الرحم فكتب إلى ثمامة أن يخلي بينهم وبين الحمل إليهم.[¹]
عبارة المحلى: ولا يحل أن يحمل إليهم سلاح، ولا خيل، ولا شيء يتقوون به على المسلمين.[²]
عبارة تحفة المحتاج: (والأيدي المترتبة) (على يد الغاصب) الضامن، وإن كانت في أصلها أمانة كوديعة ووكالة بأن وكله في الرد (أيدي ضمان، وإن جهل صاحبها الغصب) لأنه وضع يده على ملك غيره بغير إذنه والجهل إنما يسقط الإثم... فيطالب أيهما شاء...[³]
__________
[¹] См.: Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари, т. 8, с. 87.
[²] См.: Аль-Мухалля, т. 5, с. 418.
[³] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 2, с. 6.

 Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.