ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
На того, кто находится в состоянии комы или полной анестезии, не возлагается в обязанность совершение намаза. И после пробуждения возместить намазы, пропущенные им в течение бессознательного периода, он не обязан, если причиной для анестезии или комы не стал грех, например, общий наркоз, который ввели для проведения запрещенной пластической операции, или, когда человек потерял сознание по причине принятия психотропных веществ для расслабления. В таких случаях он обязан возместить пропущенные намазы, так как на греховное послабления шариата не распространяются.
Однако, если человек, который находится в коме или под анестезией, придет в себя хотя бы на время, достаточное для произношения слова «Аллаhу Акбар» до наступления времени следующего намаза, то на него возлагается обязанность совершения намаза при условии, что он останется в сознании [в состоянии, в котором может совершить намаз] на время, достаточное для омовения, наведения чистоты и совершения молитвы. При этом необходимо учитывать, что если человек придет в себя за пару секунд до наступления вечернего намаза, он обязан совершить зухр и аср-намазы. То же самое касается магриба и ишаъ. То есть в данном вопросе необходимо учесть, что есть два отдельных фактора:
первый – это причина, когда намаз становится обязательным, и он заключается в том, чтобы человек оказался в сознании в промежуток, отведенный для намаза и достаточный для произнесения такбира.
Второй – это условие которое делает обязательным именно совершение намаза, и оно заключается в том, чтобы человек оставался в сознании [состоянии в котором может совершить намаз] на время, достаточное для подготовки к молитве и для совершения ее. Для обязательности совершения намаза необходимо наличие обоих факторов.
Примечания:
1 Человек, который был в сознании во время обеденного намаза и потом впал в кому, не обязан совершать послеобеденный. Также, если он был в сознании во время вечернего намаза, не нужно совершать и ночного.
2 Если, например, больной вышел из комы и через одну минуту снова впал в нее , он не должен возмещать намаз, в период которого он очнулся, так как время, в котором он был в сознании, не достаточно для подготовки к намазу и совершению его.
3 Если в кому впал находящийся в сафаре, то в его случае рассматривается время, достаточное для совершения намаза (кроме вечернего) в сокращенном виде.
4 Желательно возместить намазы, пропущенные из-за наркоза или комы, хоть это и необязательно.
5 Важно отметить и то, что в данном вопросе речь идет о тех намазах, время которых наступило, когда человек был в бессознательном состоянии. А что касается ситуаций, когда сначала наступает время намаза, а сознание человек потерял после, то здесь смотрят только на то, как долго в начале времени намаза он был в сознании. И если этого времени было достаточно для совершения намаза, то он становится обязательным и, не совершенный в начале времени, будучи в сознании, намаз должен быть возмещен по пробуждении. Например, если после наступления времени асра через десять минут человек, не совершив намаз, потерял сознание и очнулся только на следующий день, то после пробуждения этот человек должен возместить послеобеденную молитву.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة مغني المحتاج: (إنما تجب الصلاة على كل مسلم بالغ عاقل طاهر... ولا قضاء على الكافر... ولا ذي حيض أو جنون أو إغماء، بخلاف السكر)...إذا أفاق...بلا تعد،... نعم يسن للمجنون والمغمى عليه ونحوهما القضاء،...(بخلاف) ذي (السكر) أو الجنون أو الإغماء المتعدي به إذا أفاق يجب عليه قضاء ما فاته من الصلوات زمن ذلك لتعديه...(ولو زالت هذه الأسباب) المانعة من وجوب الصلاة (و) قد (بقي من الوقت تكبيرة) أي قدر زمنها فأكثر (وجبت الصلاة والأظهر وجوب الظهر بإدراك تكبيرة آخر العصر، والمغرب آخر العشاء) ...
ويشترط للوجوب أن يخلو الشخص من الموانع قدر الطهارة، والصلاة أخف ما يجزئ كركعتين في صلاة المسافر...قال في المهمات: ويدخل في الطهارة أي هنا، وفيما مر الخبث والحدث أصغر أو أكبر وهو متجه. قال: والقياس اعتبار وقت الستر والتحري في القبلة؛ لأنهما من شروط الصلاة اهـ.والذي ينبغي اعتماده كما قاله شيخي أن ذلك لا يعتبر؛ لأن الستر وإن كان من شروط الصلاة لكنه لا يختص بها، والتحري في القبلة لا يشترط وقوعه في الوقت. وفي كلام ابن الرفعة ما يدل لذلك، فلو بلغ ثم جن بعد ما لا يسع ما ذكر فلا لزوم...، وخرج بما ذكر الصبح والعصر والعشاء، فلا يجب واحد منها بإدراك جزء مما بعدها لانتفاء الجمع بينهما.[¹]
عبارة تحفة المحتاج: إن بقي سليما زمن يسع أخف ممكن منها كركعتين للمسافر القاصر....قوله: (كركعتين إلخ) أي: وأربع للمقيم ع ش.[²]
_____
[¹] См.: Мугни аль-мухтадж, т. 1, с. 314.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 1, с. 454.
Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527
Фото: freepik.com