Прошло несколько месяцев с тех пор, как не стало бабушки Зульфии. Никто из родных не может оправиться от внезапной потери. Ханум (так звали бабушку) была энергичной, волевой, умной женщиной. Она рано стала вдовой; одна вырастила двоих детей и сумела нажить богатство. Магазины в разных районах, ателье, торговые точки, большой дом – все это нынче наследство детей и внуков.
Зульфия держит в руках часы, накануне скоропостижной кончины подаренные любимой бабушкой в честь успешной сдачи экзаменов девятого класса. Она помнит, как бабушка сидела в гостиной с тетей Заремой. Она улыбалась и беседовала за чашкой чая, как вдруг схватилась за сердце и упала на пол... Скорая, больница, кома. Девочка вспоминает, как ревели тетя и папа, когда врачи, разводя руками, сказали:
– Обширный инсульт! Ничем не можем помочь! Молитесь и надейтесь на чудо!
– Как же так, – не могла поверить тетя, – мама никогда не болела, не жаловалась, вела здоровый образ жизни.
– Сожалеем! – отвечал врач, – на все воля Аллаха.
Зарема и Зульфия были единственными членами семьи, которые совершали намаз. Они молились часами, прося о милости Всевышнего для больной. Зарема выстаивала ночи в молитве. Так проходили дни.
Школьница Зульфия никогда не задумывалась о смерти. Она привыкла думать, что человек болеет, приковывается к постели, прежде чем душа отходит в мир иной. Но не так внезапно, как случилось с бабушкой. Живет, ни о чем не подозревая, радуется жизни, строит планы и бац! Как будто щелчком пальцев кто-то оборвал всю суть. В любой момент ангел смерти может прийти за душой по велению Бога. И не имеет никакого значения, какое положение имеет личность при жизни. В этой жизни индивида не спасет ничто нажитое, кроме деяний.
– Но это еще не самое страшное, – вспоминаются слова тети, – плохо то, что она умирает несоблюдающей предписания Творца, отводя поклонение Богу на потом, далеко в будущее, когда станет немощной старушкой. Все некогда было научиться основам веры. Она всегда отвечала: «Наверное, я еще не осознала Бога, не подросла в духовном плане!», или же говорила: «Мешает шайтан!» Несмотря на отговорки, она ясно понимала, что просто слепо оправдывает себя. А ведь мама была хорошим человеком, многим помогала. Жаль! Очень жаль, что я в силах ничем ей помочь.
Именно тогда Зарему осенила мысль. Врачи уже не давали надежды. Тетя с большим упорством просилась и добилась того, чтобы ее пускали к умирающей на пару часов в день. Тетя отлучилась и вернулась с чем-то прямоугольным в пакете. Она зашла в палату. Зульфия зашла вслед за ней, чтобы проститься с бабулей. Девочка помнит свое удивление, когда тетя наклонилась к уху больной и произнесла шахаду. Затем она присела возле кровати, вынула книгу и приступила к чтению. Зульфия часто слушала эти проникновенные слова в мужском исполнении, но и женским голосом они звучали не менее прекрасно. Тетя Зарема читала Коран перед угасающей матерью. Пусть она их не проговорит, но дочь верила, что уши услышат, а сердце запечатлеет Божьи слова. В теле Ханум ничего не подавало признаков жизни, кроме глаз, из которых порой стекали капли слез, возможно, радости или благодарности, не иначе...
Этот случай дал Зульфие шанс понять отношение к жизни и смерти. Никто не знает, когда наступит час прощания с тленным миром. Смерть не щадит никого: дети, молодые люди, старики. Много случаев нелепых смертей: угар, пожар, удар током; утонуть, вздремнуть и не проснуться (смерть приходит даже во сне) и т.д. Слыша о подобном, люди произносят: «Просто настало время!» Когда-нибудь настанет время каждого. Страшно, но неминуемо. Может, стоит быть готовым к этому моменту, нежели жить в страхе. Что значит быть готовым к смерти? Под этим понимаются всевозможные деяния во избежание вечных мучений; добрые поступки, отзывчивость в помощи, обогащение духовных качеств, стремление к Богу, к раю.
Больно, когда умирает близкое, родное создание. Душевные раны не излечит ничто. Противиться этой неизбежности человек не может, а победить – тем более. Слезы и терзания покойному также не помогут. Лишь вера дает возможность понимать, что смерть лишила жизни человека на этой земле, а душа продолжит существование в жизни вечной. Молитва, дуа, мольба к Аллаху о прощении грехов – вот чем живой может помочь покойному.
Девочка на коленях на молебном коврике. Ее руки подняты вверх, она совершает очередное дуа за родных. Зульфия просит здоровья любимым, близким, крепкого имана, спасения от огня ада, достойно прожить жизнь на земле, чтобы в День Суда чаша весов с благими деяниями перевесила другую...
Самира Магомедова (Турабова)