Изменение киблы

3 Октябрь 2009
4600

Изменение киблыЕщё на заре Ислама мусульмане совершали по два ракаата намаза, утром и вечером. Они молились, совершая поклоны в сторону Байт аль­Мукаддаса до того момента, когда Аллах повелел мусульманам совершать пять намазов каждый день. После утверждения пятикратного намаза, все стали молиться в сторону Байт аль­Мукаддаса через Каабу, то есть держали её в направлении киблы. Хотя киблой был Байт аль­Мукаддас, почёта к Каабе (Байтуллах) Пророк (мир ему и благословение) не терял.

По прибытии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) со сподвижниками в Медину, после хиджры, Всевышний оставил ту же киблу. Когда Пророк (мир ему и благословение), совершая намаз, смотрел в сторону Байт аль­Мукаддаса, Кааба оказывалась за его спиной. Это очень угнетало Пророка (мир ему и благословение). Любовь Мухаммада (мир ему и благословение) к Каабе не проходила, и он желал, чтобы Господь сделал киблой её. Всевышний, видя надежду Посланника (мир ему и благословение), ниспослал аят об изменении киблы. Совершая обеденный намаз, после второго ракаата, архангел Джабраиль (мир ему) сообщил Пророку (мир ему и благословение) об изменении киблы. Пророк (мир ему и благословение) тут же повернулся в сторону Каабы и оставшиеся оба раката совершил уже в этом направлении.

Таким образом, в одном намазе применили две киблы, и была в этом мудрость.
То, что Всевышний для Пророка (мир ему и благословение) определил киблой Байт аль­Мукаддас, было сделано для успокоения сердец неверных, так как их киблой тоже было это направление. Таким образом были проверены сердца иудеев. Из­за зависти иудеи возгордились и стали злословить, говоря, что «Мухаммад (мир ему и благословение) соблюдает свою религию, а киблой пользуется – нашей».
Посланник (мир ему и благословение) понял их зависть и очень желал изменения киблы. И был приведён к желаемому – Аллах сделал ему киблой Каабу, как и было у предков. Когда Пророк (мир ему и благословение) в намазе повернулся в сторону Каабы, повернулись и все, молившиеся за ним, мусульмане.

Для лицемеров, и особенно для иудеев, это было тяжёлым ударом. Некоторые люди со слабым иманом засомневались в религии и впали в неверие. Но вера муминов ещё более укрепилась, и идущие за Посланником (мир ему и благословение) стали более достойными.

Изменение киблы неверные рассматривали как самостоятельное решение и ошибку Мухаммада (мир ему и благословение). В этом и было их лицемерие. Они открыто стали отрицать всё это, чтобы мусульмане засомневались. Они говорили, что умершие при старом направлении, при прежней кибле, получаются умершими в неверии. Наговаривали на Посланника (мир ему и благословение), что он впал в неверие, изменив действительную киблу. Говоря так, они замалчивали содержание Торы, потому что в ней были описаны признаки будущего пророка. После изучения этих признаков, они должны были бы уверовать в Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Те же, кто из гордости не уверовали, знали об изменении киблы из той же Торы.

Диспут с Абу Амиром

В Мекке Пророка (мир ему и благословение) притесняли курейшиты, в Медине – иудеи, но опаснее их были лицемеры, подрывающие Ислам, действуя как домашние воры – изнутри. Исповедовавший христианство ещё до Ислама, монах по имени Абу Амир пришёл на диспут к Посланнику (мир ему и благословение), по прибытии последнего в Медину, и спросил горделиво:

– С какой религией ты пришёл?

– Я пришёл с правильной, чистой религией Ибрахима, – ответил Посланник (мир ему и благословение).
Абу Амир сказал, что и он находится в этой вере, но не унимался, спорил, не принимая посланничество Мухаммада (мир ему и благословение) и утверждая свою правоту в религии. Убежденный в этом, обращаясь к Пророку, он сказал: «Кто бы из нас ни оказался лгуном, пусть тот умрёт страшной смертью». На это Пророк (мир ему и благословение) ответил «Амин», и диспут был прекращён, хотя злословить на Пророка (мир ему и благословение) Абу Амир не прекращал.

А при газавате в Хунайне, когда гавазины (народ) были побеждены, в сердце Абу Амира подкрался страх. Видя помощь, оказываемую Всевышним Посланнику (мир ему и благословение), подлый кяфир убежал в Шам (Сирия). Оттуда прислал письмо лицемерам в Медину, с тем, чтобы собрали оружие и людей до его возвращения. Написал, что идёт на соглашение с римским Кесарем и приведёт войска. Также посоветовал построить им мечеть.

Мечеть лицемеров

Лицемеры, при получении послания, недалеко от Куба построили мечеть, целью которой было разделение мусульман.

По завершении работ, они пришли к Посланнику (мир ему и благословение), соврали ему об истинной цели строительства и ради блага попросили его прийти на намаз в свою мечеть. Посланник (мир ему и благословение) в это время уже был готов отправиться на газават в Табук, и ответил им, что по возвращении живым, по воле Аллаха, придёт к ним.

Из похода Пророк (мир ему и благословение) вернулся в здравии, и остановился в местности Зи­аван – недалеко от Медины. В это время от Всевышнего было ниспослано Вахью, раскрывшее Пророку (мир ему и благословение) назначение той мечети. Рассказ об этом приводится в Коране.

Планы Абу Амира не осуществились, а ничего не подозревающие лицемеры вновь пришли к Пророку (мир ему и благословение). Поклялись Посланнику (мир ему и благословение) именем Аллаха, что мечеть построена с искренними намерениями. Для лицемера клятва не свята – он не ведает страха от Аллаха. Позвав сподвижников, Посланник (мир ему и благословение) велел немедленно разрушить мечеть. Мечеть была сожжена, а на её месте сделали свалку. Лицемеры разбежались, и их планы прошли даром.
На молитву Абу Амира тоже был дан ответ Всевышним, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Амин». Он умер, не достигнув цели, страшной смертью в Шаме.

По прибытии в Медину, от перемены климата многие из переселенцев заболели. Среди них был Абу­Бакр, Айшат, Амир бину Фахират, Билал и другие сподвижники. Ещё до появления Ислама в местности Ясриб, говорят, были распространены болезни, в том числе и холера. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обратился с мольбой ко Всевышнему, и эти болезни покинули Медину и перешли в местность Джухфат.

Пророк (мир ему и благословение) молил Аллаха о том, чтобы мухаджирам (переселенцам) Ясриб понравился больше, чем отчизна. Он укрепил братство между мухаджирами и ансарами, договор об этом был составлен в доме Анаса (да будет доволен им Аллах).

Ислам распространялся, но лицемеры тоже действовали. От колдовства одного из них – сына Асама Лабида – Посланник (мир ему и благословение) на время заболел. Его здоровье ухудшилось, и архангел Джабраиль раскрыл ему тайну этого колдовства. Лабид Асам признался Пророку (мир ему и благословение), что иудеи за деньги заказали ему это колдовство. Он был прощён и отпущен.
Когда умер глава лицемеров Абдулла бин Убайю, Посланник (мир ему и благословение) совершил за него заупокойный намаз, принял участие в похоронах и оставался на его могиле. После этого был ниспослан аят, поясняющий подробное решение.

Всевышний указал Посланнику (мир ему и благословение) не совершать за души лицемеров заупокойный намаз и не оставаться на их могилах. Больше Посланник (мир ему и благословение) не совершал заупокойные намазы за души лицемеров и не принимал участие в их похоронах. За душу Абдуллы намаз был совершён не из­за любви к нему, а для улучшения отношений с ними: сын того Абдуллы был в Исламе, имел твёрдое вероубеждение, а также оттого, что сам лицемер тоже имел авторитет среди Хазражитов. Для улучшения отношения с ними были предприняты те действия. Пророк (мир ему и благословение) совершал все дела в Исламе, соответствующие его пророческой миссии. Не было ещё человека, умеющего прощать так, как прощал наш Пророк (мир ему и благословение), и такого умного, как он. Когда Посланник (мир ему и благословение) совершил этот заупокойный намаз, сердца многих притворщиков, лицемеров очистились.

Видя такое совершенство нрава Мухаммада (мир ему и благословение), сердца притворщиков открылись к лучшему чувству к нему.

В первом году хиджры принял Ислам Абдулла бин Салам, являвшийся учёным, и считавшийся ханом мединских иудеев. В этом году начали призывать к намазу и совершать икамат. Посланник (мир ему и благословение) советовался со сподвижниками, как лучше сообщать время наступления намаза. Были по этому поводу разные предложения, но решили призвать живым голосом. Сын Заида Абдулла был призывающим, а порядку призыва его научили во сне.

До этого года Посланник (мир ему и благословение) не воевал с врагами Ислама, а лишь словесно их призывал к истине.

Ему было велено Всевышним терпеть, какой бы большой вред не исходил от врагов.

Во втором году хиджры в месяце Сафар был ниспослан аят, разрешающий войну. Таким образом, мусульмане получили возможность встать против курейшитов, так сильно их угнетавших.
Этот день стал праздником для сподвижников, находившихся в притеснении от неверных. Подобно львам обиженным, мухаджиры подготовились к газавату (священной войне). И делалось это с удовольствием.

В месяц Рамазан Посланник (мир ему и благословение) отправил льва – Хамзата с тридцатью мухаджирами на торговый караван курейшитов. С шестидесятью мухаджирами Абдуллу бин Хариса отправили в сторону Батну Рабиг.

В месяц Зуль­каида с двадцатью мухаджирами Пророк (мир ему и благословение) провёл в путь Саду абу Вакаса на сторону Джухфат, дабы перекрыть дорогу торговому каравану курейшитов.

После этого Всевышний разрешил Посланнику (мир ему и благословение) ещё больше проводить бои. По истечении запретных месяцев было повелено в любом месте бить курейшитов.

Когда мусульмане начали давить на курейшитов, другие племена идолопоклонников поняли, что и до них дойдёт очередь, и из­за страха начали объединяться. После этого был ниспослан аят, объявивший, что все многобожники являются общим врагом, и повелевавший уничтожить тех, кто хочет воевать и не обратился в Ислам.

Подняли знамя газавата, сабли были наточены и готовы к войнам.

Войну же Посланник (мир ему и благословение) никому не объявил, кроме тех, кто не хотел по добру прийти к примирению.

Те же, кто, выплатив дань (джизья) приходили к согласию, сохранили себя и своё хозяйство.
Три пути было перед ними: уверовать в Посланника (мир ему и благословение) и прийти в Ислам; выплатить дань (джизья); или воевать. На избравших первые два пути сабли не поднимали.

Во втором году хиджры была изменена кибла от Байт аль­Мукаддаса в сторону Каабы.

В том году пост в месяц Рамазан и выплату саха при разговении наложил Всевышний как обязательные действия.

Начали совершать «намазы ид» (праздничные намазы). По смерти сына Бараи Марура совершили заупокойный намаз. В том году Посланник (мир ему и благословение) женился на Айше (да будет доволен ею Аллах), обвенчались Али (да будет доволен им Аллах) и дочь Пророка (мир ему и благословение) Фатимат (да будет доволен ею Аллах). В третьем году запретили хмельное.
В том же году состоялся газават на Ухуде.

У Али (да будет доволен им Аллах) и Фатимат (да будет доволен ею Аллах) родился сын Хасан (да будет доволен им Аллах). Те, что пришли в Ислам, были приняты, но никакого силового давления на них оказано не было.

В следующем году (четвертом) совершили салатул­хавфи (намаз, совершаемый при страхе и угрозе); был ниспослан аят таяммума; стали сокращать намазы в пути; родился второй внук Пророка (мир ему и благословение) – Хусейн (да будет доволен им Аллах).

В пятом году был ниспослан аятул хиджаб, и женщины стали укрывать своё тело.

В шестом году с курейшитами было подписано соглашение о перемирии на десять лет (райату ризван) – большое соглашение.

В седьмом году Посланник (мир ему и благословение) в сопровождении двух тысяч сподвижников отправился в Мекку для совершения Умры, которая была отложена по договору в предыдущем году.
Отправляясь в Мекку, Посланник (мир ему и благословение) взял с собой шестьдесят верблюдов для принесения в жертву. В Мекке мусульмане провели три дня и вернулись домой.

В этом году отвергли брак с условием времени, то есть, заключаемый на определённый срок.
Были разосланы письма­послания к правителям, призывающие всех к Исламу.
Абу Хурейра в том году принял Ислам.

Посланнику (мир ему и благословение) не понравилось, что курейшиты нарушили договор о десятилетнем перемирии, и в восьмом году была взята Мекка. Идолы, находившиеся в Каабе, были уничтожены.

Досточтимый шейх Саид-афанди аль-Чиркави

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.