Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не было в Исламе большей победы, чем худайбийская, однако люди близоруки и не видели того, что было между Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха и Господином его».
В первые месяцы 628 г. в конфликте между Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) и мекканцами произошёл эпизод, названный впоследствии “высшим достижением Пророка (мир ему и благословение) в государственной политике”.
В конце шавваля (начале марта 628 г.) Пророк (мир ему и благословение) объявил, что совершит малый хадж (умру) в Мекку. Сборы были окончены к 1-зу-л-каада (13 марта), и огромный караван выступил из Медины. Данные о количестве мусульман, принимавших участие в паломничестве, в исторической литературе достаточно противоречивы, в силу чего средневековые арабские авторы приводят различные данные.
Так, например, ибн ал-Асир приводит мнение, в соответствии с которым одни считают, что мусульман было 300 человек, другие - 1400 человек, третьи ещё больше - 1500 человек.
Ат-Табари приводит свидетельство ибн Халида о том, что в паломничестве принимало участие 700 человек, которые гнали 70 жертвенных животных. Он же приводит слова Джабира, который сообщал своему сыну, что в паломничестве "в день Худайбии было 1400 человек".
«Жизнеописание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)» ибн Хишама содержит хадис с длинным иснадом (цепочка передатчиков хадиса – авт.), восходящим к Мухаммаду ибн Муслиму, в котором говорится: «Пророк выступил (мир ему и благословение Аллаха) в год аль-Худайбии, желая посетить Каабу… Вёл с собой в качестве жертвенных животных 70 верблюдов. Людей было 700 человек…».
Аль-Мубаракфури, обобщая эти данные, останавливается на цифре 1400.
Однако курайшиты вознамерились воспрепятствовать его вступлению в Мекку и, чтобы остановить мусульман, выслали Халида ибн аль-Валида навстречу во главе 200 всадников, переодетых, по арабским источникам, в тигровые шкуры.
После этого Пророк (мир ему и благословение) двинулся другой дорогой и вышел к Санийат аль-Мурар, что находится поблизости от аль-Худайбийи. Когда он (мир ему и благословение) достиг этого места, его верблюдица опустилась на колени. Люди пытались поднять её криком, но она не слушалась их, и тогда они сказали: «Она заупрямилась!». Пророк (мир ему и благословение) возразил им: «Не таков её нрав, а удерживает её здесь то же, что удержало и слона! (имеется в виду слон, которого вели с собой эфиопы под командованием Абрахи во время нашествия на Мекку в 570 году)». А потом он прикрикнул на неё, верблюдица встала, и мусульмане двинулись дальше, остановившись уже в аль-Худайбийи - долины, расположенной западнее Мекки на расстоянии 24 км. Худайбийа входила в область харама - священной области, на которой были запрещены всякие военные действия. И это, очевидно, предотвратило столкновение между мусульманами и курайшитами.
Курайшиты всё же не пустили паломников в Мекку. К ним был направлен Осман бин Аффан с тем, чтобы выяснить их подлинные намерения. Осман задержался с возвращением и среди паломников прошёл слух, что его убили. В ответ на это мусульмане, собравшись под деревом, присягнули Пророку (мир ему и благословение) в отмщении за Османа. Эта присяга получила название присяги Ридвана (удовлетворения, т.е. заслуживающей одобрения Аллаха).
Однако вскоре Осман вернулся с Сухайлом ибн Амром для заключения договора. Сухайл предложил следующие условия, некоторые пункты которых были несправедливы и неприемлемы для мусульман:
- На 10 лет прекратить войну.
- Возвращать обратно перешедших к мусульманам курайшитов и не обязывать курайшитов возвращать перешедших к ним мусульман.
- В этом году мусульмане вернутся к себе, не совершив малого паломничества (Умра), а на следующий год придут и после того, как курайшиты покинут Мекку, войдут в нее, но пробудут там только три дня, причём без оружия.
- Разрешить тем арабам, которые хотят союза с Мухаммадом (мир ему и благоловение Аллаха), заключить его и разрешить арабам, которые хотят союза с курайшитами, также заключить с ними союз.
Когда Мухаммад (мир ему и благословение) диктовал Али: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного", Сухайль возразил: "Пиши: "Именем твоим, Боже", мы не знаем милосердного". Пророк (мир ему и благословение) приказал писать так, как сказал Сухайль. Затем Пророк (мир ему и благословение) продиктовал: "Это то, на чём мы примирились. Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), Посланник Аллаха и…". Сухайль опять возразил: "Если бы мы верили, что ты Посланник Аллаха, то не враждовали бы мы с тобой и пустили бы тебя к Дому. Пиши: "Мухаммад бин Абдулла".
Условие о беглецах пришлось исполнять в первый же день: сын Сухайля, мусульманин, которому во время переговоров удалось бежать из домашнего заточения, пришёл искать прибежища у Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Увидев его, Сухайл потребовал вернуть сына, так как он пришёл после заключения соглашения. Мухаммаду (мир ему и благословение) пришлось вернуть беглеца, слёзно молившего защитить его. Это произвело тяжёлое впечатление на мусульман, многие из которых были вообще против переговоров с неверующими. Даже ближайшее окружение Мухаммада (мир ему и благословение) недоумевало, что же они выгадали, заключив этот договор, кроме проблематичной возможности посетить Мекку через год.
После подписания договора Пророк (мир ему и благословение) сбрил голову, как после совершения паломничества и приказал резать жертвенных животных.
Что же касается недовольства мусульман в связи с заключением этого договора о перемирии, то оно, по мнению аль-Мубаракфури, было вызвано двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что они должны были вернуться в Медину, не совершив умры, а во-вторых, тем, что этот договор был неравноправным, так как мусульмане были обязаны возвращать перебежчиков, а курайшиты – нет. Однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение) успокоил людей, сказав, что они обязательно совершат умру в следующем году, а необходимость возвращения в Медину продиктована тем, что следует принимать в расчёт чувства обеих сторон. Что же касается второго, то он объяснил им, что если кто-нибудь из мусульман уйдет к курайшитам, это будет означать, что Аллах удалил его от милости Своей, а если кто-нибудь из курайшитов придёт к мусульманам, и его придётся вернуть, то таким Аллах пошлёт облегчение и укажет им выход.
Заключённый договор формально действительно давал курайшитам определённые преимущества, и это оказывало глубокое воздействие на души мусульман до тех самых пор, пока к Пророку (мир ему и благословение) не пришёл Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), сказавший ему: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ведь мы правы, а они – нет, разве не так?!». Он (мир ему и благословение) сказал: «Так!». Умар (да будет доволен им Аллах) продолжал: «Разве наши погибшие - не в Раю и разве их погибшие - не в Аду?!». Мухаммад (мир ему и благословение) ответил: «Да, это так!». Умар удивлялся почему мусульмане должны соглашаться на условия курайшитов. В ответ ему Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «О Умар ибн аль-Хаттаб! Поистине, я – Посланник Аллаха, и не иду против воли Его, а Он помогает мне и никогда не покинет меня!».
Тогда Умар (да будет доволен им Аллах), гнев которого ещё не остыл, пошёл к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) и сказал ему то же самое, что говорил и Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), но Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) ответил ему точно так же, а потом добавил: «Держись за стремя его, пока ты жив, ибо, клянусь Аллахом, он, да благословит его Аллах и приветствует, прав!».
А через некоторое время Всевышний ниспослал суру, что начинается с аята: «Поистине, даровали Мы тебе явную победу» (48:1), после чего Посланник Аллаха (мир ему и благословение) призвал к себе Умара (да будет доволен им Аллах) и прочитал ему то, что было ниспослано свыше. Услышав слова Всевышнего, Умар (да будет доволен им Аллах) спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), так, значит, это победа?». Он (мир ему и благословение) сказал: «Да!», и тогда Умар (да будет доволен им Аллах) успокоился. Испытывая угрызения совести за свои слова, он пытался искупить это с помощью поста, намазов, освобождения рабов и раздачи милостыни и продолжал делать это, пока у него не появилась надежда на то, что он загладил свою вину.
На первый взгляд казалось, что договор в аль-Худайбийи был выгоден только мекканцам. Но победой было уже одно признание Пророка (мир ему и благословение) равноправной договаривающейся стороной, а разрешение союзникам курайшитов присоединяться к любой из сторон фактически означало распад договорной системы, на которой держалось могущество Мекки. После заключения договора пал железный занавес, существовавший между общинами, и стали налаживаться контакты мусульман с язычниками. За 2 года после худайбийского соглашения Ислам приняло больше людей, чем за весь период с 610 года.
Ближайший соратник Пророка (мир ему и благословение) Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) сказал по этому поводу: «Не было в Исламе большей победы, чем худайбийская, однако люди близоруки и не видели того, что было между Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) и Господином его».
Также особенностью этих событий является то, что в аль-Худайбии был ниспослан 196 аят второй суры Священного Корана «Корова», регламентирующий обрядность хаджа. В частности, аль-Бухари приводит хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором Каб бин Уджра (да будет доволен им Аллах) передаёт: «В аль-Худайбии Посланник Аллаха (мир ему и благословение) остановился рядом со мной. Увидев, что с головы моей сыплются вши, спросил: "Они мучают тебя?". Я сказал: "Да". Он сказал: "Тогда побрей себе голову". Тот аят, где сказано: "А если кто-нибудь из вас болен или голова его доставляет ему страдания, он может обриться, искупив это соблюдением поста, или милостыней, или жертвоприношением" – и был ниспослан из-за меня. А потом Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Постись три дня, или раздай в качестве милостыни фарак (три саа – авт.) фиников шестерым неимущим, или принеси в жертву что сможешь"».
В другой версии этого хадиса сообщается, что Каб бин Уджра (да будет доволен им Аллах) также сказал: «Этот аят был ниспослан только из-за меня, но касается он всех вас».
Договор в аль-Худайбии также имел большие политические последствия. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижники показывали, что Кааба признаётся ими как наиболее почитаемое святилище и что они считают для себя обязательным выполнение традиционных религиозных обрядов, то есть признавалось величие и значение Мекки и Каабы. Это должно было в известной степени умерить беспокойство курайшитов за свои экономические и политические интересы.
Ярахмед Ханмагомедов