Роль наибов в государстве Шамиля.
История Дагестана богата неординарными личностями, которые ставили великие цели и многое делали для их осуществления. К таким историческим деятелям относится имам Шамиль.
Становление личности происходит уже в детстве и юности. Природа гор и традиции, царившие в горах веками, сформировали из Шамиля настоящего мужчину. С молоком матери он впитал в себя те основные ценности, которые были неотъемлемой частью жизни горца - уважение и почтение к старшим, совестливость, смелость, выдержанность, трудолюбие. Ежедневные физические упражнения сделали из него человека незаурядной силы, ловкости и выносливости.
Шамиль получил духовное образование у лучших ученых-арабистов Дагестана. Мухаммад Ярагский, Джамалуддин Казикумухский, Сайд Араканский, Гази-Мухаммад Гимринский, Абдурахман Согратлинский - эти высокочтимые люди повлияли на становление личности Шамиля. Именно образование в решающей степени позволило Шамилю стать имамом и самым авторитетным лидером на Кавказе, оно развило в нем дар мыслителя, огромный интеллект и возбудило большую нравственную силу.
Масштабность любой исторической личности определяется ее историческими деяниями. Российский историк А. А. Каспари считал, что «как администратор Шамиль был одной из гениальных личностей XIX века». Шамиль вошел во всемирную историю не только как духовный лидер и руководитель освободительной борьбы горцев, умелый военный тактик и стратег, искусный политик и дальновидный дипломат, но и как великий реформатор, создавший уникальное государство Имамат. По замыслу Шамиля гордые народы Северного Кавказа должны были иметь собственное государство, которое позволило бы им всем вместе выступать на международной арене.
В Имамат вошли земли ликвидированного Аварского ханства, множество союзов сельских обществ горного Дагестана и почти вся Чечня. Под влиянием Имамата находились также в разное время ряд обществ Ингушетии, отдельные аулы Хевсуретии и Тушетии. Мощное влияние государства ощущалось и на Западном Кавказе. Численность населения Имамата не превышала 400 тыс. человек, а территория - 961 км. в окружности.
Население имамата было разноязычным и разно-этническим, насчитывалось до 50 народов и народностей Дагестана, Северного Кавказа, России и других европейских и азиатских стран, живших в Имамате и боровшихся с общим врагом - российским царизмом. Таким образом, Имамат был особым многонациональным государством, в котором Шамиль проводил справедливую национальную политику.
Объединение горцев в рамках Имамата не было просто механическим или стихийным. Это была четкая организация с административно-территориальным управлением от высших государственных звеньев к низшим. В Имамате функционировала система суда, впервые на Северном Кавказе была создана своеобразная финансово-налоговая система.
Официальным языком многонационального имамата стал арабский, пришедший на Кавказ вместе с исламом. Была создана армия, настоящая боеспособная организация, интернациональная по своему составу, налажено производство горского оружия.
В Имамате были полностью освобождены все феодально-зависимые категории крестьян, отменены феодальные подати и повинности. Шамиль также отменил рабство. Была ликвидирована феодальная собственность и образована новая форма собственности на землю - байтулмальская (имаматская).
Государственная структура Имамата.
Верховная власть в Имамате принадлежала имаму и советам при нем. Имам был повелителем правоверных, высшим духовным лицом, главой исполнительной власти, высшей судебной инстанцией, главнокомандующим армией. При имаме действовал Тройной совет из наиболее доверенных и авторитетных лиц и Диван-хана, состоящая из 32 человек и осуществлявшая одновременно законодательные, исполнительные и арбитражные функции.
Имам и Диван-хана контролировали службу оповестителей - летучую почту, службу ревизоров, а также отделы: налоговый; военный; общественного порядка; надзора за соблюдением шариата; науки и ученых; по делам христиан и веротерпимости.
В Имамате было создано административно-территориальное деление на мудирства и наибства. Мудиры управляли несколькими наибствами и выступали в качестве наместников имама на местах. Мудирства, введенные в конце 40-х годов, были ликвидированы Шамилем в 1852 году. Наибы сохраняли принципиальное равенство среди начальников Шамиля. Наибу подчинялась территория, разделенная на участки во главе с ма'зунами. В аулах административную власть осуществляли назначаемые сотник, кадий, дибир. Эта иерархия контролировалась службой мухтасибов, подчинявшихся лично Шамилю.
В системе аула ключевой фигурой выступал муфтий, который вершил правосудие в наибстве. Кандидатуру муфтия подбирал наиб, а утверждал ее имам. Муфтий облекал судебной властью кадиев и мулл. Существовала возможность апелляции в Диван-хану и лично имаму.
Государство существовало на средства казны (байтул-мал), вел дела казначей, назначаемый имамом и периодически отчитывавшийся в Диван-хане.
Наибства имамата.
В исторической литературе называется цифра 50 наибств, образованных за время существования Имамата. Основные наибства располагались на землях Северного Дагестана, населенных аварцами, и на большей части Чечни.
Наибами в разное время было свыше 150 человек, представителей разных национальностей и из разной социальной среды. Быть наибом в Имамате означало обладать незаурядными качествами без каких-либо ссылок на национальность или заслуженность тухума. Это обстоятельство выступало как консолидирующая и стабилизирующая сила в правящей элите Имамата. Все наибы были равны между собой независимо от значения управляемой ими территории.
Каждый наиб, так же как и имам, имел свою личную гвардию - муртазикатов, число которых варьировалось от 100 до 300 человек.
Наибы в своем большинстве были проводниками реформаторской политики Шамиля. Благодаря им, в частности, была осуществлена военная реформа. Английская писательница Лесли Бланч приводит в своей книге «Сабли рая» слова пленного русского офицера, долго прожившего в Имамате, что наибы были «цементным раствором, укрепляющим стены каменной крепости».
У Шамиля было много прославленных наибов. Вот имена некоторых из них:
Мухаммад Амин Гонодинский, Ахбердил Мухаммад из Хунзаха, Даниял Бек, султан Элисуйский, Кади Мухаммад Чамалальский, Талгик Аргунский, Идиль Веденский, Дуба Вашенодоронский, Гамзат Чантинский, Батуко Шатоевский, Эски Хулхулинский, Сааду Мичикский, Хаджияв Каратинский, Хаджи-Мурат Хунзахский, Кибит-Магома Телетлинский, Байсунгур Беноевский, Газияв Андийский, Шахмардан-Хаджияв Чиркеевский, Ахмад Автуринский.