Поездка по местам исторической памяти Дагестана

18 Июнь 2015
1432

Преподаватели и студенты Дагестанского гуманитарного института провели воскресный день в историческом культпоходе по нагорной части Дагестана. Инициатором поездки выступила кафедра исламской теологии ДГИ, а ее преподаватели сопровождали студентов и рассказывали о самых ярких страницах истории Дагестана.

Первым пунктом остановки явился зиярат имама Гази-Мухаммада близ с. Гимры.

Это были годы Кавказской войны. В понедельник третьего дня месяца джумад-уль-аввал 1248 года по хиджре (1832 год), царские войска начали штурм. С самого утра до вечера шли ожесточенные схватки. Вечером отряд мюридов отступил. Ночью Гази-Мухаммад, Шамиль и тринадцать мюридов заняли укрепление в башне. Враги окружили башню, некоторые поднялись на крышу и стали ее разбирать. Они стреляли в мюридов через отверстия, пробитые штыками. Мюриды выталкивали ружья со штыками. В башне же хранился порох. Была опасность, что вся башня загорится и взорвется. Гази-Мухаммад повелел выскочить из нее. А когда он увидел, что мюриды оцепенели, то совершил покаяние (тавбу), прочитал шахаду, вынул саблю и, улыбаясь, обратился к мюридам: «Я думал, что старею. Но я еще полон сил. И умираю ради истинного шариата, защищая свою свободную родину, на окраине своего села. Тот, кто желает умереть как я – пусть умрет со мной!»

Сказав так, Гази-Мухаммад, подобно орлу, вылетел из башни на врагов. Шамиль в это время был чуть далее в башне. Он спросил, упал ли имам? «Упал», – ответили мюриды. Тогда Шамиль сказал: «Вот настал тот день, когда мы не будем носить траур по Гази-Мухаммаду».

Тело имама Гази-Мухаммада отвезли в Тарки. Там его сначала повесили на столбе, где тело провисело две недели, а лишь затем похоронили. Позднее имам Гази-Мухаммад был перезахоронен в родном с. Гимры.

Такой была кончина великого сына Дагестана, шахида, алима, муршида, героя, имама, руководившего газаватом три с половиной года – Гази-Мухаммада.

Следующим пунктом остановки стала легендарная гора Ахульго.

Великий поэт и писатель Дагестана Расул Гамзатов так писал:

В селениях, что выше гнезд орлиных

Частенько слышал я от стариков,

Что тот Горец наполовину,

Кто ни разу не был на Ахульго.

Ахульго – священное слово для всего Северного Кавказа и Дагестана, в частности. Гордость и Боль. Слово, обозначающее Свободу, которая стоит того, чтобы пожертвовать ради нее своей жизнью. Ахульго – легенда и быль.

АхIулгохI – «Зовущая гора». В XIX в. на этом диком, продуваемом всеми ветрами месте был аул, который Шамиль, имам Дагестана и Чечни, превратил в крепость и вместе с верными мюридами отстаивал с 12 июня по 29 августа 1839 г. от превосходящих сил генерала Граббе.

Бомбардировки не прекращались ни днем, ни ночью. В Ахульго позабыли о мирном сне. Даже дети и женщины не ложились спать. Силы были слишком неравны. Но горцы стояли насмерть. Бои шли день за днем. Кончались боеприпасы. Жаркий август с холодными ливнями косил защитников Ахульго, как траву. Не было еды, не хватало воды.

Не лучшим было положение и у противника. Боеприпасы были на исходе, не хватало медикаментов. Но упрямый Граббе снова шел на штурм.

Летописец Шамиля Мухаммад-Тахир писал: «Громадное большинство защитников было истреблено, а меньшинство изнурено и доведено до последней степени изнеможения жаждой, голодом, отсутствием сна. Смерти больше не избегали, а искали как высшего блага, как окончания всех мук и пыток. Шамиль не был исключением. Со своим сыном, 6-летним Гази-Магомедом, он не раз выходил на открытую площадку, заливаемую непрерывным потоком осколков оружейных снарядов, и долго стоял здесь в ожидании смерти для обоих».

Но вместе с другими мюридами они сумели скрыться в нижних пещерах. А на занятых войсками поселениях к полудню 22 августа уже веяли царские знамена.

23 августа снова начались кровопролитные бои, где на десяток солдат приходился один дагестанец. А вечером 29 августа всё было кончено.

Сейчас на Ахульго остались лишь развалины укрепления, штаба и мечети Шамиля, врытых в каменистую землю.

Далее дорога лежала в самый высокогорный районный центр Европы – древний Хунзах. Селение располагается на Хунзахском плато, близко к небесам и совсем рядом с облаками. Знаменитое Хунзахское плато – издревле называемое «Сердцем Дагестана» – расположено у подножия горы Акаро (на вершине которого в скалах, до сих пор туристы находят окаменевшие останки морских животных).

Хунзахский район – один из старейших в республике. В эпоху раннего Средневековья Хунзах был столицей государства Сарир. О нем писали древние историки и путешественники, ученые и исследователи. Здесь производились археологические раскопки. Более 150 исторических памятников районного значения насчитывают в Хунзахском районе. Здесь находится также известная Аранинская крепость, построенная в 1867 году.

Согласно исторической хронике, в 25 году по мусульманскому летосчислению было положено начало распространению Ислама в Дагестане. В те годы сюда прибыли из Аравии Раби‘а и Салман со своими людьми, они заложили основу Ислама в Дербенте. Там же они приняли смерть шахидов, их могилы находятся в Дербенте. Наведя порядок в Дербенте и назначив правителя, арабы вернулись обратно, но люди здесь стали отступать от веры. И вновь пришлось отправить сюда отряд во главе с Муслимом. Ему пришлось дважды усмирять отступников в Дербенте. После него сюда прибыл Абу-Муслим ибн Абдурахман, чья могила-зиярат и находится в селении Хунзах. Выступив в поход, он некоторое время пробыл в Стамбуле. Затем отправился в Индостан, собрал оружие, подготовил войска и прибыл сюда, все продумав и взвесив. К тому времени арабы внимательно изучили обстановку в Дагестане. Вступив на территорию Дагестана, они покорили Тарки, что в районе Махачкалы, и продвинулись дальше до Кизляра. Затем арабы предприняли поход в горный Дагестан, в Хунзах. Там Абу-Муслим обосновался, жил, там же упокоился.

Совершив зиярат, группа преподавателей и студентов Дагестанского гуманитарного института также посетили зиярат имама Хамзат-Бека и другие святые места Хунзаха, после чего направились в историко-краеведческий музей.

Хунзахский историко-краеведческий музей был основан в 1978 г. и изначально занимал несколько помещений в крепости, построенной царской военной администрацией близ Хунзаха в 1867 г. Впоследствии музею было передано отдельное здание, представляющее самостоятельную культурно-историческую ценность – дом внушительных размеров, принадлежавший в прошлом одному из представителей правящего дома Хунзахских нуцалов.

В музее хранятся старинные книги, древние уникальные экспонаты, по которым можно изучать старинный быт Северного Кавказа, деревянные поставцы, горская обувь, национальная одежда, предметы домашней утвари и др. Общее число экспонатов более 6000 единиц хранения.

Далее преподаватели и студенты смогли насладиться водопадом Тобот, который является самым легкодоступным водопадом Дагестана. Он находится на одноименной реке, примерно на километр северо-восточнее селения Хунзах, рядом с селом Арани.

Вся собранная на 20-километровом пути вода сбрасывается рекой Тобот в Цолотлинский каньон в виде водопада.

Высота падения воды по разным данным от 70 до 100 метров. В суровые зимы Тобот выглядит огромной, полой внутри сосулькой, напоминающей сталагмит. Водопад включён в перечень уникальных природных памятников горного Дагестана.

Ну и, конечно же, как было не посетить Матлас. В ближайшем будущем он станет центром этнического туризма, своеобразным природным музеем для краеведов и археологов-любителей. Для любителей горнолыжного спорта будет подготовлена развитая инфраструктура, включающая трассы с большим перепадом высот и безопасные подъемники.

Полные впечатлениями, эмоциями от увиденного и услышанного, преподаватели и студенты Дагестанского гуманитарного института на закате солнца отправились в обратный путь с надеждой на то, что вернутся вновь в эти удивительные края родного Дагестана.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.