Битва при Айн-Джалуте. Часть 2

20 Январь 2016
2128

Кутуз разработал превосходный военный план, согласно которому его военачальник Бейбарс аль-Бундукдари во главе разведывательных сил должен был двинуться в предполагаемое место встречи войск для изучения обстановки на месте. Это были обдуманные решения в стратегической политике, в то время как эмиры городов довольствовались лишь укреплением обороны крепостей, когда до них доходили угрозы монголов, и вели оборону, укрывшись за крепостными стенами.

Бейбарс в июле 1260 года направился в Газу, где Китбуга установил монгольский гарнизон под руководством Байдара. Этот монгольский военачальник отправил посланца к Китбуге, который находился недалеко от Баальбека, извещая его о наступлении мамлюкских войск и прося у него немедленной помощи. Однако Бейбарс напал на гарнизон и изгнал монголов из Газы. Он преследовал их до реки Оронт.

Китбуга, узнав о движении мамлюков, тотчас же стал готовиться к отправлению в долину реки Иордан. Однако восстание мусульман, которое произошло в Дамаске, заставило его отложить свое наступление, и это предоставило возможность мамлюкам продолжить свое продвижение дальше.

Кутуз решил выступить из Египта по направлению к Палестине в августе 1260 года (Рамадан 658 года). Он последовал по прибрежному пути, проходившему через Акко, заблаговременно получив разрешение крестоносцев этого города проходить по подвластным им территориям. Он направился в северную сторону, чтобы оградить путь Китбуге, если последний попытается двинуться на юг для оказания поддержки Байдару. Кутуз на несколько дней разбил лагерь на территории садов, расположенных за пределами города Акко. Крестоносцами было решено пригласить несколько мамлюкских эмиров для посещения этого города в качестве почетных гостей. Среди этих эмиров был и Бейбарс, который по возвращении в лагерь предложил Кутузу овладеть Акко внезапно, принимая во внимание слабость крестоносцев. Однако Кутуз не был готов к ведению еще одной второстепенной войны или же не хотел нарушать договоренность с крестоносцами. Помимо этого, он в таком случае не был бы застрахован от ответных действий и нападений со стороны христиан, в то время как они еще не одержали победу и над монголами. Крестоносцев насторожила многочисленность мамлюкского войска. Однако Кутуз успокоил их, обещав им, что они получат трофейных коней, которых мамлюки захватят у монголов, по сниженным ценам.

После того, как каждая сторона удостоверилась в намерениях и устремлениях друг друга, крестоносцы предложили Кутузу свою военную помощь. Однако он ограничился тем, что попросил их придерживаться нейтралитета в этой войне. Фактически, Кутуз не нуждался в их помощи и не испытывал страха перед возможными угрозами с их стороны, потому что он осознавал, что положение крестоносцев в Шаме не позволяет им предоставить какую-либо помощь ни мамлюкской армии, ни армии монголов[1].

Кутузу, будучи в Акко, стало известно о том, что Китбуга форсировал реку Иордан, направляясь в юго-восточную сторону, проходя через город ан-Насира (Назарет) и пользуясь поддержкой армянских и грузинских сил. И в начале сентября Кутуз прибыл в Айн-Джалут – небольшой город, расположенный между Бейсаном и Наблусом на территории Палестины.

Мамлюкский командующий созвал военный совет, на котором присутствовали предводители воинских подразделений, с целью обсудить план вступления в битву и придти к единому мнению. На этом собрании Кутуз воспользовался случаем, чтобы вызвать энтузиазм и отвагу в душах присутствующих и напомнить о значимости битвы, в которую они собираются вступить. Напомнил и о том, что следствием победы будет устранение большого гнета с душ мусульман, который вызвали монголы своими дерзкими, разрушительными и варварскими действиями. Он побудил их не проявлять небрежность в войне с монголами, дабы их не постигла участь населения других исламских стран, когда были уничтожены и пленены многие люди, и были разрушены и опустошены их регионы. Кутуз побудил их к возвращению Шама из рук монголов, победе Ислама и мусульман и предостерег их от наказания Аллаха, если они проявят малодушие и ослабеют при встрече с врагом.

В действительности, речь, с которой выступил Кутуз, вызвала воодушевление у воинов и зажгла в них соответствующие чувства, поэтому они решили самоотверженно воевать в джихаде до последнего издыхания.

Армия мамлюков двинулась по направлению реки Иордан. Бейбарс аль-Бундукдари двинулся вперед, прибыл в Айн-Джалут, опередив центр армии, и начал стычки с монгольской армией до тех пор, пока Кутуз не примкнул к нему.

Кутуз хорошо осознавал превосходство своей армии в численности. Поэтому он укрыл свои основные силы в близлежащих холмах и не показал врагу ничего, кроме авангарда своего войска, которое возглавлял Бейбарс. Китбуга попал в западню засады, которая была устроена для него. Он испытывал потребность в разведчиках, и население региона также не было благосклонно к нему, что подвергло его большим опасностям. Китбуга все свои силы направил на мамлюкский авангард, который он видел перед собой, а Бейбарс быстро предпринял отступление в соседние холма согласно разработанной тактике. Китбуга стал преследовать его, и вскоре монгольская армия целиком оказалась в окружении. В битве также принимал участие и аль-Малик Кутуз, он даже сам руководил наступлением, и не жалея себя, сражался в бою, а мамлюкские воины сплотились вокруг него. Они предприняли мощное нападение на монголов и отважно вели войну с ними до полудня. Весы победы и поражения в течение боя несколько раз колебались, и, в конце концов, склонились в пользу мамлюков, которые и одержали победу над монголами, а монголы потерпели позорное поражение. Сам Китбуга попал в плен, Кутуз убил его, и с его отрезанной головой они обходили страну. В один из моментов битвы Кутуз сбросил шлем с головы на землю и громко воззвал: «О Ислам!». Этот поступок побудил воинов к беззаветной храбрости в бою, пока они не добились победы. Бой этот разразился утром пятничного в сентябре 1260 года (26 число месяца Рамадан).

Как только вести о победе мусульман в Айн-Джалуте дошли до Дамаска, мусульмане там отомстили тем, кто сотрудничал с монголами, во главе которых стояли христиане. Последние дорого заплатили за свои симпатии к монголам и те позорные, постыдные поступки, совершенные ими против мусульманского населения в течение периода оккупации монголами города.

Кутуз после победы далее продолжил свое наступление в сторону Дамаска и вошел в него через пять дней. Там он был горячо встречен. Затем он восстановил безопасность и вознаградил эмиров, которые сотрудничали с ним. Так он вернул некоторых айюбидских эмиров в свои эмираты, взяв с них обет и присягу на повиновение и оплату налога (джизья). Некоторых эмиров, сотрудничавших с монголами, он казнил.

Также Кутуз вознаградил своих эмиров-военачальников и помощников. Так, эмиров салихитов и муиззитов он наделил большими земельными наделами (икта) в Шаме. Он также поручил наблюдать за передвижениями монголов в тех регионах, над которыми властвовали монголы на севере Шама и Малой Азии. Достойно упоминания и то, что Кутуз обещал Бейбарсу аль-Бундукдари наместничество в Алеппо и его области, если тот одержит победу над монголами. Однако он нарушил данное обещание, что послужило причиной охлаждения отношений между ними, которые впоследствии переросли во вражду, ставшую, в конце концов, одной из причин гибели Кутуза.

Эта битва имела важнейшие последствия, о которых мы расскажем в следующей статье.



[1] Положение крестоносцев в то время, когда происходили открытые противоречия между генуэзцами и венецианцами в 654 (1256) году, достигло максимально плохой степени. Вскоре противоречия переросли в гражданскую войну, в которой участвовали все христианские группы. Пизанцы и князь города Сур примкнули к генуэзцам, в то время как Боэмунд VI, князь Антиохии, поддержал венецианцев. Госпитальеры присоединились к генуэзцам, а тамплиеры и тевтонский и другие религиозные ордена перешли на сторону венецианцев. Война растянулась далеко, так, что охватила прибрежные части Шама, сушу и море. И эта борьба закончилась только тогда, когда удалось заключить договор между воюющими сторонами в месяце зуль-хиджа 656 года по хиджре (декабрь 1258 года).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Аналитика
Все об Исламе
Все об Исламе