В первых веках хиджры жил богобоязненный юноша, отдавшийся полностью изучению Ислама. Жил он бедно, часто голодал. В один из таких дней, когда голод совсем изнурил его, он оказался рядом с забором яблоневого сада. Несколько веток этих деревьев свисали на сторону улицы. Голодного юношу стал наущать его нафс (эго), чтобы он сорвал хоть одно яблоко, тем самым утолив голод, ведь никто не видит его, да и хозяин сада не обеднеет из-за одного съеденного яблока.
Убедив себя в правоте своих мыслей, юноша сорвал один плод, сел под забором и стал кушать. Когда чувство голода немного отошло, юноша, осознав содеянное, стал себя упрекать: «Как мог я позариться на чужое имущество, ведь я не получил разрешения сорвать яблоко у хозяина».
С такими мыслями юноша направился к саду с целью найти его хозяина.
Найдя хозяина, он обратился: «Дядя, вчера меня одолевал сильный голод и поэтому я, не спросив у тебя разрешения, покушал из твоего сада одно яблоко. Поэтому сейчас я пришёл к тебе, чтобы попросить прощения и чтобы ты сделал то яблоко мне халалом».
«Клянусь Аллахом, я не прощу тебя, встретимся в Судный день перед Всевышним Аллахом, там и разберёмся», – ответил хозяин. Юноша стал плакать и, став на колени, умолять: «Я готов на всё, буду работать у тебя на любых условиях, только прости меня за то яблоко». Но хозяин был непреклонен. Оставив плачущего юношу, он направился домой. Юноша бежал за ним и упрашивал простить его. Но хозяин и не желал слышать его слова. Дойдя до своего дома, он зашёл молча и закрыл за собой дверь, а юноша, в слезах, остался у порога, ожидая, когда выйдет хозяин. Слёзы не переставали течь с его глаз, он представлял себе Судный день и то, как хозяин сада требует у Всевышнего справедливого решения за съеденное им яблоко. Мысли об этом приводили его в ужас, и слёзы ещё больше лились с его глаз. И как только хозяин вышел на улицу, юноша стал снова просить: «Дядя, я готов работать в этом саду без платы всю оставшуюся жизнь, только прости мне то яблоко». Видя его настойчивость, хозяин, поразмыслив, сказал: «Сынок, я готов сейчас же простить тебя, но с одним условием». Лицо юноши засияло, он был готов выполнить что угодно.
«Моё условие следующее: ты должен жениться на моей дочери. Но она слепая, глухая, немая, она парализована – не может ходить. Вот уже долгое время я ищу для неё мужа. Ты должен заботиться о ней и принять её такой, какая она есть. Если ты согласен, то я прощу тебя».
Юноша в растерянности стал представлять себе, как он будет жить с такой женой, как будет заботиться о ней, смотреть за домом. Но сравнив эту трудность на этом свете с несением ответа перед Всевышним Аллахом, решил: «Я потерплю кратковременный срок этой мирской жизни, присматривая за больной женой, зато в Судный день не буду нести ответственности перед хозяином сада».
Сделав для себя этот вывод, он обратился к хозяину сада: «Я согласен взять Вашу дочь в жёны и надеюсь, что Всевышний воздаст мне за это намерение». «Хорошо», – ответил хозяин сада, в следующий четверг приходи за моей дочерью.
В четверг, в назначенный срок, юноша отправился в дом того хозяина, за своей будущей невестой. День свадьбы – радость для любого парня, но не для нашего героя. Он в этот день был печален. Юношу привели к комнате его невесты, он открыл дверь, зашёл в комнату… и увидел красивую девушку, которая встала, подошла к нему и поприветствовала! Юноша в недоумении стоял на своём месте, не понимая, что случилось, недоумевая, почему её отец описывал её совсем не такой, какой он видит её сейчас. Девушка, поняв его недоумение, сама ответила на таившиеся в его сердце вопросы: «Я слепа для взора на запретное, нема для разговоров на запретные темы, глуха слышать запретные разговоры, и мои ноги парализованы для ходьбы к запретному. Я единственный ребёнок в семье, уже несколько лет отец искал для меня достойного мужа. А когда к нему пришёл ты, в слезах прося прощения за съеденное без разрешения яблоко, он сказал: «Тот, кто боится Всевышнего за съеденное яблоко не дозволенным образом, будет бояться Всевышнего и в отношениях с моей дочерью».
Через год у этой молодой и красивой пары родился сын, прославившийся на весь свет своими знаниями. Как вы думаете, кто он? Это великий учёный, основатель мазхаба, Имам Абу Ханифа.
Уроки и выводы:
1) Обратите внимание на богобоязненность юноши. Он боялся того, как предстанет перед Всевышним и как ответит за съеденное без разрешения хозяина яблоко. А как поступаем мы с вами? Думаем ли мы, когда кого-то обворовываем, обманываем или поступаем не честным образом, что и нам придётся предстать перед Всевышним Аллахом и нести ответ за всё?
Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «И бойтесь дня, когда вы все вернётесь к Аллаху, и каждая душа сполна получит за то, что она приобрела для себя (из добра и зла), и ни одна из них не будет обижена» (сура «аль-Бакара», аят 281).
وَاتَّقُوا يَوْمًا تُرْجَعُونَ فِيهِ إِلَى اللَّهِ ثُمَّ تُوَفَّى كُلُّ نَفْسٍ مَا كَسَبَتْ وَهُمْ لَا يُظْلَمُونَ 281
Если боялся тот юноша за такой незначительный свой поступок, то как должны бояться грешники, которые посвятили свою жизнь ослушанию Всевышнего Аллаха?!
Представьте себе на миг тот момент, когда в день Великого суда ангелы с небес будут спускаться за грешными рабами, чтобы привести их на отчёт. В этот момент праведники, проведшие жизнь в послушании Аллаху, будут падать ниц, боясь, что на этот раз ангелы пришли за ними. Вы можете себе представить состояние грешника, когда даже праведник будет в страхе ожидать, что пришла его очередь?
Всевышний Аллах о грешниках Судного дня говорит (смысл):
«Это тот день, когда не помогут притеснителям их извинения за совершённое ими. Проклятие им и худшая обитель» (сура «Гафир», аят 52).
يَوْمَ لَا يَنْفَعُ الظَّالِمِينَ مَعْذِرَتُهُمْ وَلَهُمُ اللَّعْنَةُ وَلَهُمْ سُوءُ الدَّارِ 52
2) Абу Зарр Джундуб ибн Джунада и Абу Абд ар-Рахман Муаз ибн Джабал передают о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
اتقِ الله حيثما كنتَ وأَتْبِعِ السيئةَ الحسنةَ تَمْحُها وخَالِقِ الناسَ بخُلُقٍ حَسَنٍ
«Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям!» (см. Сунану Тирмизи, № 1987; Шиабуль Иманилиль Байхаки, № 8025; Муснаду Ахмад, № 21354; Арбауна Нававийя, № 18; Муджамуль Кабир ли Табарани, № 297).
Мы всегда должны помнить это завещание Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и обладать поведением, достойным мусульманина, где бы мы не оказались, ведь не имеет значения, на каком континенте или острове ты находишься, Всевышний видит тебя, где бы ты ни был. В священном Коране Аллах говорит (смысл):
«Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура «аль-Мунафикун», аят 11).
وَاللَّهُ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ
Обратите внимание на то, чем Аллах одарил юношу за его богобоязненность. Всевышний даровал ему сына, польза от деяний которого безмерна для всех мусульман до Судного дня. Всевышний, Который одарил того юношу таким великим алимом, есть и сегодня, Он – Вечен. Поэтому нам нужно помнить, что Всевышний ведает о каждом нашем деянии и о наших помыслах и намерениях и воздаст нам благим за всё благое, творимое нами.
3) Обратите внимание на отца девушки, который так скрупулёзно искал хорошую кандидатуру для своей дочери. Первое, на что обратил внимание её отец, это богобоязненность юноши. К ней приходили свататься многие молодые люди, имеющие богатство, авторитет, но всем им он отказывал, потому что искал для дочери счастья не мнимого, а истинного, вечного, которое не будет ограничено только этим светом, но и перейдёт в мир иной. И это счастье заключалось в богобоязненности. Его поступок был подкреплён хадисом Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), переданным Тирмизи (№ 108), который сказал:
«Когда к вам придёт человек, чьей религиозностью и нравом вы довольны, то выдавайте за него ваших дочерей».
Такое отношение к выбору супруга для дочери должно быть и у сегодняшних родителей.
И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) указал на того, кто может стать хорошим и достойным кандидатом в мужья для вашей дочери: это человек религиозный и обладающий хорошим нравом, как об этом говорилось в вышеупомянутом хадисе.