У многих историков-исследователей сложилось ложное представление о том, что мусульмане во время правления династии Омейядов тосковали по кочевой жизни и занимались только запоминанием и передачей исламских знаний, ничего не записывая и не собирая эти знания в книги. Однако после тщательных исследований выясняется, что мусульмане в это время хорошо владели письмом, и учёные эпохи Омейядов с большим успехом записывали все полезные знания и собирали их в книги. Более того, уделялось большое внимание переводу этих книг на языки народов, которые принимали Ислам.
Также установлено, что правящая династия Омейядов оказывала всяческую поддержку этому делу и тем самим внесла огромный вклад в возрождение шариатских наук и исламской культуры. Это возрождение заключало в себе поддержку не только изучения Корана и хадисов, более того, уделялось пристальное внимание изучению всех областей исламских и естественных наук.
В этой статье мы хотим обратить внимание читателя на несколько областей наук, которым уделялось особое внимание во время правления Омейядов, и расскажем, какой вклад внесла правящая династия Омейядов в развитие этих наук. Это, в свою очередь, свидетельствует и о том, что правители Омейядов были не только политиками и завоевателями, но и активными строителями религиозной и культурной цивилизации.
Возрождение шариатских наук и арабского языка
Эпоха Омейядов стала свидетелем большого подъема таких наук, как тафсир (толкование Священного Корана), фикх (исламского права), акыда (наука вероубеждения) и калям. В это время на небосводе появились звезды многочисленных учёных, у которых в дальнейшем мусульмане черпали религиозные знания и чьи высказывания приводили в качестве доводов. Это и не удивительно, ибо в то время жили большие сподвижники и табиины (да будет доволен ими Аллах).
В науке тафсира получил большую известность такой блестящий учёный, как Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) и его ученики Саид Ибн Джубайр, Муджахид и другие. Также были известны большие учёные тафсира: Аз-Заххак ибн Музахим, Мухаммад Ибн Кааб, Каттада и другие (да будет доволен ими всеми Аллах).
Науке Священного Корана также уделялось большое внимание Омейядами. Именно в эпоху их правления появились обладатели всем известных кираатов (стилей чтения) Священного Корана. И большинство из них были неарабами, что свидетельствует о распространении Ислама во всех слоях общества того времени. К их числу принадлежали: Абдулла бин Амир бин Заид Аль-Яхбаси (умер в 118 г. по хиджре), ‘Асим бин Абу Ан-Наджуд (умер в 127 г. по хиджре), Абу ‘Амр бин Аль-‘Алаъ (умер в 155 г. по хиджре) и Хамза бин Хабиб Аз-Зайят (умер в 156 г. по хиджре). Хотя два последних учёных умерли во время правления Аббасидов, они получили свои знания и вели основную свою деятельность в эпоху Омейядов.
Эти все учёные, конечно же, имели своих учеников и свои кружки, на которых они передавали ценные знания последующему поколению. И они написали книги, в которых подробно разъяснили правила тех или иных кираатов.
Также в эту эпоху правления династии Омейядов появилась великолепная плеяда учёных исламского права (факихы). К их числу принадлежали такие большие учёные, как Шурайдж ибн Аль-Харис, Кусайба бин Зуайб Аль-Хуза’и, который был писарем Омейядского правителя Абдульмалика ибн Марвана и его приближенным человеком, Ибрахим Ан-Наха’и, Макхуль бин Абу Муслим Ад-Димашки, Хаммад бин Абу Аз-Заннад, Раби’а ибн Абдуррахман Ат-Тайми, Аль-Хасан Аль-Басри и Аль-Хасан бин Мухаммад Аль-Ханафийя (да будет доволен ими всеми Аллах).
Продолжение следует…