Войны с вероотступниками. (Часть II)

29 Сентябрь 2016
3272

Лжепророки

Во всей этой вероотступнической кампании движение лжепророков представляло наибольшую угрозу для строящегося молодого мусульманского государства, поскольку в малограмотном арабском обществе могли очароваться пленительными речами, даже если логика подсказывала противоположное. К этому можно добавить и слабость веры, которая была не настолько сильна, чтобы выступать иммунитетом от разрушительного идеологического влияния. Но по сути не красноречие лжепророков сыграло основополагающую роль в отступнических настроениях, а желание главенства и власти, взаимонеприязнь, зависть и соперничество между многочисленными племенами.

После смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) племена решили покончить с гегемонией курайшитов, появление лжепророков сыграло им только на руку, это ускорило процесс. Они не хотели подчиняться каким-либо законам, строить свою жизнь, оглядываясь на Медину, так было легче ничем не ограничивать свою разгульную жизнь. Эти же мотивы двигали и самих лжепророков, которые, пользуясь религиозной риторикой, хотели подчинить себе племена.

Стоит отметить, что лжепророчество впервые заявило о себе еще при жизни Пророка, и первым лжепророком, открыто заявившим о себе, стал Асвад аль-'Анси из Йемена. Свои притязания на пророчество этот человек подтверждал силовым путем, за короткое время были захвачены достаточно большие территории, над которыми распространялась власть Ислама. Наместники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Йемене были вынуждены спасаться бегством, оккупационная политика Асвада Аль-Анси наносила значительный урон устоям исламского государства. Но Асваду по воле Всевышнего не удалось реализовать свои зловещие планы. Спустя 4 месяца после начала своего заблуждения Асвад был физически устранен, и Йемен вновь вернулся в лоно Ислама.

Другой заметной фигурой в движении лжепророков был Мусайлима из племени Бану Ханифа. Мусайлима утверждал, что наряду с пророком Мухаммадом ему тоже ниспосылается Божье Откровение и даже имел наглость написать ему письмо следующего содержания: «От Мусайлимы, «посланника Аллаха», Мухаммаду, Посланнику Аллаха. Приветствую тебя. Я тоже, как и ты, соучастен в этом деле (в пророчестве). Нам принадлежит половина земли, а курайшитам – вторая ее половина, хотя курайшиты и несправедливы». В ответном письме пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) расставил все точки над «и»: «От Мухаммада, Посланника Аллаха, лжецу Мусайлиме. Приветствие тем, кто следует истине. Далее. Владельцем земли является Всевышний, и унаследует её те, кого Он пожелает. А конечный успех будет за богобоязненными».

Но это письмо не остановило Мусайлиму, его заблуждение и упорство во лжи возросли в разы. Чтобы не быть голословным, Мусайлима стал сочинять стихотворения, которые не только не имели никакой смысловой нагрузки, но и вызывали широкую улыбку. Мусайлима также пытался совершать чудеса (что присуще всем пророкам, мир им), но и тут его ожидало разочарование. Как-то раз, взявшись своей слюной сделать воду пригодной для питья, Мусайлима сделал ее еще более отвратительной.

Таким образом, Всевышний показывал его окружению и последующим поколениям, кто является истинным пророком, а кто – самозванцем, какие слова являются Божьим откровением, а какие – выдумкой человека. Но его последователи настоятельно не хотели видеть очевидное, и дело тут не в том, что они считали Мусайлиму правдивым, а в том, что он был своим, это было чистой воды племенное предпочтение. Представители его племени даже поговаривали: «Мы знаем, что он лжец, но наш лжец нам ближе, чем правдивый курайшит Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха)». Что тут еще добавить? Это вершина заблуждения.

Примечательно, что о появлении лжепророков в целом и Асвада с Мусайлимой в частности Пророку (мир ему и благословение Аллаха) было сообщено во сне:

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

بينا أنا نائم رأيت في يدي سوارين من ذهب. فأهمني شأنهما. فأوحي إلي في المنام أن انفخهما. فنفختهما فطارا. فأولتهما كذابين يخرجان من بعدي

«Я увидел во сне, как на моих руках были два золотых браслета, и меня озаботило это. Во сне же было внушено мне подуть на них, и когда я сделал это, они исчезли. Я растолковал это как появление двух лжецов (лжепророков) после меня» (Муслима).

Кроме вышеперечисленных лжепророков, о своих пророческих притязаниях заявляли Тулайха аль-Асади (позже раскаялся), Лакит и две женщины по имени Сальма и Саджах.

Истина взяла верх

После возвращения войска Усамы ибн Зайда мусульмане получили в свое распоряжение достаточные силы, чтобы от оборонительной тактики перейти в наступательную. Агрессивно и воинствующе настроенные вероотступники в любой момент могли прорвать кольцо и овладеть столицей мусульманского государства, поэтому было необходимо действовать решительно, как говорят, на опережение. Для этой цели халиф Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сформировал одиннадцать отрядов, перед которыми были обозначены конкретные пути направления. Сам халиф тоже рвался в бой, но, по настоянию Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), остался в Медине.

В руки военачальников были переданы письма, адресованные вероотступникам, в которых Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) призвал их не поддаваться искушению дьявола и вернуться в Ислам. В письмах также подчеркивалось, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) смертен, а Всевышний Аллах – вечно живой и никогда не умрет. Кроме того, в письмах указывалось, что полководцам приказано не вступать в военные действия до тех пор, пока не будет провозглашен призыв к Исламу. Если та или иная отступившая группа прочтет азан, то это знак их лояльности и возврата в Ислам.

Несмотря на многочисленность групп, противостоявших халифату, мусульманам удалось подавить движение вероотступников, часть из них вернулась в Ислам, а другая часть предпочла путь заблуждения и погибла. Самые ожесточенные бои шли с лжепророком Мусайлимой, но ценой множества жертв с обеих сторон Мусайлима был убит, а молва о его якобы пророческом даре рассеялась, как дым. Примечательно, что Мусайлима погиб от рук Вахши, того самого, который убил при Ухуде дядю Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Хамзу (да будет доволен им Аллах). После этого Вахши скажет: «Я убил самого лучшего и самого худшего из людей».

Если говорить вкратце, то вся эта история преподает нам массу уроков, самые важные из которых заключены в мужестве, отваге и силе веры первых мусульман, в частности, Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Провальная революция вероотступников показывает, как неустойчивый иман может изменить человека до неузнаваемости, превратить союзника во врага. Мусульмане всегда и везде должны быть готовы к переменам, это касается и нас.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.