Гибель Умара ибн аль-Хаттаба

26 Июль 2017
23147

13-й год по хиджре, конец месяца Зуль-Хиджа. Утренний намаз. Халиф мусульман Умар по своему обыкновению руководит коллективной молитвой, читает суру «Юсуф» или «Нахль». Вдруг его голос прерывается. В задних рядах не понимают, с чем связана запинка, а стоящие в передних рядах мусульмане становятся свидетелями гнусного покушения на халифа. На их глазах Умару наносят несколько смертельных ударов, и он от бессилия падает на землю. Молитву экстренно продолжает Абдурахман ибн Авф, а окровавленного халифа уносят домой.

Для того поколения мусульман, которые были лично знакомы с Умаром, это покушение стало настоящей трагедией. Тогда сложно было найти равнодушных к случившемуся, каждый мединский дом оплакивал халифа. Но для самого Умара это был счастливый конец, к которому он всецело стремился, он даже молил Всевышнего Аллаха одарить его степенью шахида.

С такой просьбой халиф Умар обращался ко Всевышнему и во время своего последнего хаджа, за несколько недель до покушения. Умар понимал, какая награда ждёт павших на пути Аллаха, да и к тому же, он лично слышал от Пророка, что его земная жизнь завершится именно мученической смертью.

Халиф Умар погиб от рук огнепоклонника Файруза, более известного как Абу Люълюъ аль-Маджуси, который по воле случая оказался в пресветлой Медине. Согласно указу халифа, немусульманам запрещалось селиться в столице исламского государства. Их пребывание там могло нарушить исламскую гармонию.

Но по просьбе Мугиры ибн Шу'бы Умар сделал одно исключение. Он разрешил слуге Мугиры Абу Люлюъу находиться в Медине. Умара подкупило его умение: он владел несколькими ремёслами, что называется, был мастером на все руки. Но Мугира тогда не мог знать, чем это всё в конечном счёте обернётся, как и то, что Файруз будет жаловаться на него халифу. Файруза не устраивал процент денежных средств, взимаемый Мугирой за его труд.

Халиф не стал удовлетворять его жалобу, хотя в душе и планировал переговорить с Мугирой по этому поводу. Файруз позже скажет, что справедливость халифа коснулась всех, кроме него. Дело было далеко не в этом, он испытывал неприязнь к Исламу и мусульманам, а случай с халифом лишь стал подходящим поводом для совершения громкого убийства средь бела дня.

Файруз основательно готовился к убийству века. Он приобрёл кинжал с двумя остриями, который он тщательно обработал ядом. От ножевых ранений, какими бы глубокими они ни были, человек может спастись, а проникший в организм яд делает спасение человека практически невозможным. На это и рассчитывал Файруз.

Тем временем накануне покушения халиф увидел странный сон: его несколько раз заклевал петух. Толкование сна звучало как приговор. Умар назвал его предвестником своей кончины.

Местом покушения была выбрана мечеть Пророка во время утренней молитвы, когда ничего не подозревающий Умар стоял спиной к прихожанам. Абу Люълюъ в это время прятался в одном из тёмных уголков мечети. С освещением в те времена были проблемы, поэтому огнепоклонника внутри богослужебного здания так никто и не заметил.

Умар успел прочесть Аль-Фатиху, но суру после неё так и не дочитал. Файруз ловко обошёл несколько рядов и нанёс халифу несколько проникающих ранений. Умар успел произнести:

«Меня убила (или по другой версии – меня укусила) собака». Да, это была «собака» в человеческом облике, готовая пойти на убийство человека такого ранга и для которой человеческая жизнь ничего не стоит.

Файруз не думал на этом останавливаться, он жаждал мусульманской крови. Пытаясь выбраться из окружения мусульман, Файруз ранил ещё 13 человек, из которых семеро получили ранения, несовместимые с жизнью. Наконец, на взбешённого Файруза набросили кусок ткани, и, оказавшись в западне, он покончил жизнь самоубийством. Коварство Абу Люълюъа обернулось против него же.

Покушение, совершённое на Умара, стало следствием заговора, в котором кроме Файруза участвовали ещё двое: огнепоклонник Хурмуз и христианин Джуфайна. Эту злополучную троицу как-то раз вместе заметил Абдурахман ибн Абу Бакр. Когда он проходил мимо них, кто-то из них выронил кинжал – именно тот, который впоследствии был в руках Абу Люълюъа в момент покушения.

Вот почему Умар стремился оградить Медину от представителей других конфессий. Времена были другие, в межконфессиональную дружбу тогда верилось с трудом.

Последние дни своей жизни Умар провёл у себя дома. Надежд на его исцеление не было. Понимал это и сам халиф, и поэтому распорядился исполнить три главных его завещания: расплатиться с его долгами, попросить супругу Пророка Айшу (да будет доволен ею Аллах) предоставить ему возможность быть похороненным рядом с Пророком и Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) и сформировать совет мусульман для избрания нового халифа.

Но больше всего Умара волновало второе, ему безудержно хотелось упокоиться с теми, с кем он провёл бок о бок всю свою сознательную исламскую жизнь. И Айша предоставила ему такую возможность.

Смертельно раненым Умар пролежал три дня. В один из этих дней к нему зашёл Абдулла ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) и высоко отозвался о заслугах умирающего халифа: «Возрадуйтесь же Раю, о правитель правоверных! Вы приняли Ислам, когда другие отказались это сделать, вы вели джихад вместе с Посланником Аллаха , когда другие оставили его без помощи. Пророк перешёл в мир иной, будучи вами довольным. В вашем халифате не было никаких спорных ситуаций, и вы удостоились степени шахида».

По просьбе Умара Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) ещё раз повторил эти слова. Услышав их вторично, Умар сказал: «Клянусь Аллахом, если в моём распоряжении находились бы все запасы золота и серебра, то я пожертвовал бы ими, чтобы спастись от ужасов Судного дня».

Скромности Умара не было границ. Несмотря на то, что Пророк ещё при жизни гарантировал ему Рай, и при всех достоинствах, которыми он обладал, над ним преобладал страх перед Всевышним. Это и есть подлинная богобоязненность.

Сподвижник Усман (да будет доволен им Аллах) стал свидетелем последних мгновений жизни Умара. Вот как он рассказывает об этом: «Когда я зашёл к нему, его голова лежала на коленях его сына Абдуллы. И вдруг он попросил уложить его щекой на землю. Абдулла возразил: "А чем моё колено хуже земли?" Умар был настойчив в своей просьбе. Когда его просьба была выполнена, я услышал, как он говорит: "Горе мне и моей матери, если Всевышний не помилует меня"».

Эти слова подвели черту под славной жизнью Умара, которая была посвящена служению и защите Ислама. Он прожил 63 года и был похоронен рядом с Пророком и Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) в пресветлой Медине.

Хаджимурад Алиев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.