Как принимали Ислам в государстве Угэдэя

18 Июнь 2018
4273

Принятие Ислама монголами. Часть 4.

В предыдущих наших статьях шёл разговор о принятии Ислама в трёх улусах Монгольской империи, которую создал Чингис-хан. В сегодняшней статье мы расскажем о распространении Ислама в последнем, четвёртом улусе – государстве, которое основал Угэдэй.

Угэдэй был третьим сыном Чингис-хана и Бортэ и преемником своего отца в качестве кагана (Великого хана) Монгольской империи (1229—1241). Чингис-хан ещё задолго до смерти избрал Угэдэя в качестве преемника, а в сентябре 1229 года этот выбор был утверждён курултаем.

Среди потомков Угэдэя тоже были такие ханы-завоеватели, как Мунке-хан и Хубилай, которые правили восточной частью Монгольской империи.

На территории этой страны в разные времена действовали многочисленные проповедники, призывавшие людей к религии Аллаха. Так, во время царствования Угэдэя (1229–1241 гг.) буддист по имени Кугуз, который был наместником монголов в Персии (1223–1228 гг.), принял Ислам.

Один из внуков Хубилая (внук Чингисхана, сын Толуя; брат Мунке, Хулагу и Ариг-Буги; монгольский хан, основатель монгольского государства Юань, в состав которого входил Китай) – принц Ананда (несмотря на то, что его санскритское имя было буддистского происхождения) всегда склонялся к Исламу. В дальнейшем он принял Ислам и стал ревностным мусульманином.

Ананда с рвением пропагандировал мусульманскую религию в стране Тангутов, вице-правителем которой он был. Тэмур-хан (второй император династии Юань, великий хан Монгольской империи, правил с 1294 по 1307 годы) часто приглашал его в ханский дворец и неоднократно пытался обратить его в буддизм, но ему это не удалось. Ананда наотрез отказался принять буддизм и остался верен своей религии.

Тэмур был третьим сыном наследного принца Чинкима второго сына Хубилая, и так как первый сын Хубилая Доржи рано умер, Чинким стал наследным принцем. Он умер в 1286 году, когда Тэмуру был 21 год.

В связи с этим Тэмур однажды заключил Ананда под стражу и отправил в тюрьму, но вскоре был вынужден освободить Ананда, опасаясь волнений среди народа Тангута, который его сильно любил. Ананда прославился поддержкой мусульманского населения Тангута в столкновениях с его буддистскими жителями.

После смерти Тэмур-хана Ананда (в 1307 г.) сделал попытку захватить трон, так как каган не оставил мужского потомства, но его кузен Хайшан опередил его. Узурпация Ананда не удалась, и Хайшан приговорил его к смерти.

Ананда был ревностным мусульманином, знал наизусть Коран и заставил всех своих подданных, когда он правил в Ганьсу, принять Ислам. После его смерти подданные разбежались, но остались мусульманами.

Таким образом, этот народ, представители которого опустошали исламский мир, топтали ногами его окраины и не видели перед собой силы, которая могла бы их остановить, за короткий исторический период принял истинную религию Всевышнего Аллаха.

К 1330-м годам три четверти верхушки Монгольской империи были мусульманами. Этот факт ещё раз доказывает очевидность того, что Ислам во все времена оказывал и продолжает оказывать огромное влияние на разных людей, а мусульмане обладают большим даром духовного привлечения и приобретения друзей.

Монголы не ограничились только принятием Ислама, среди них появилось большое количество выдающихся учёных, праведников, факихов, проповедников и честных и справедливых людей. Этот народ также не раз выполнил с честью свой долг в деле защиты религии Аллаха в самые важные моменты в истории Ислама.

Исламская культура улуса Джучи, куда раньше всех проник Ислам, стала яркой страницей всей мусульманской цивилизации.

В городах появлялись джума-мечети, квартальные мечети и медресе. Развивалась великолепная мусульманская монгольская архитектура, на которую большое влияние оказали сельджукские и среднеазиатские традиции.

Повсеместно на территории монгольской империи распространилась мусульманская грамотность, свидетельством чего служат многочисленные надгробия с эпитафиями, надписи на кирпичах и бытовых предметах. Во всём мире были широко известны мусульманские писатели и законоведы из разных улусов, писавшие на арабском и персидском.

Именно благодаря усилиям правителей Золотой Орды Берке, Узбека и других ханов Ислам вышел за региональные рамки. Он стал для монголов имперской религией и вместе с городской цивилизацией распространился по самым дальним уголкам огромной империи.

Иными словами, образование средневековой татаро-монгольской общности связано с распространением Ислама во всех монгольских улусах. Таким образом, без вмешательства ханов не состоялась бы тюрко-мусульманская цивилизация, определяющая облик современной Евразии.

Мухаммад Султанов

 

Смотрите также:

Принятие Ислама монголами

Как Хулагуиды принимали Ислам

Распространение Ислама в улусе Чагатаидов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.