Мечеть джиннов находится в Священной Мекке. Она расположена в верхней части города, недалеко от кладбища Аль-Му‘алля, с левой стороны улицы, ведущей от Заповедной мечети Аль-Харам к кладбищу Аль-Му‘алля.
Почему эту мечеть назвали Мечетью джиннов и какое отношение к ней имеют джинны?
Священная Мекка переполнена бесчисленными историческими памятниками, связанными с жизнью и биографией Пророка ﷺ. Каждая гора, долина или ущелье имеют свою историю, связанную с Посланником Аллаха ﷺ. Это означает, что Всевышний Аллах устроил для нас естественный исторический музей под небом.
Одним из важных исторических памятников Мекки считается мечеть, которая стала известна как мечеть джиннов и носит такое же имя (Масджид аль-джинн). Эта мечеть была построена на том месте, где Посланник Аллаха ﷺ встретился с джиннами и учил их основам и положениям Ислама.
В одну из тёмных ночей Мекки, в те времена, когда курайшиты выступали против призыва Посланника Аллаха ﷺ и он страдал от их вреда, сподвижники потеряли его. Они забеспокоились и начали искать его в каждой долине и ущелье, но не смогли найти.
Утром они пошли в сторону кладбища Аль-Му‘алла и увидели Пророка ﷺ, который шёл им навстречу со стороны пещеры Хира. Один из сподвижников подошёл к нему и сказал, что они искали его повсюду. Пророк ﷺ ответил, что ночью он был с джиннами, которых он учил основам и положениям религии.
Это место с тех пор начали называть «местом джиннов», а позднее на этом месте была построена мечеть, которая стала известна как Мечеть джиннов. Она также известна как Масджид аль-Харас (Мечеть стражи).
Это место считалось крайней точкой города с северо-восточной стороны Аль-Харама. Для стражи, которая осуществляла охрану города и патрулировала окраины Мекки со всех сторон, это место было последней точкой сбора стражников и местом их встречи с командиром стражи.
На том месте, где сегодня стоит Мечеть джиннов, Пророк ﷺ встретился с джиннами, которым он читал Коран и которых обучил религии, и они дали ему присягу на верность. До этого небольшая группа джиннов услышала чтение Корана, которое произвело на них сильное впечатление. После этого они вернулись к своему народу и рассказали им об услышанном и призвали их уверовать.
Всевышний Аллах в Священном Коране об этом сказал следующее:
وَإِذْ صَرَفْنَا إِلَيْكَ نَفَرًا مِّنَ الْجِنِّ يَسْتَمِعُونَ الْقُرْآنَ فَلَمَّا حَضَرُوهُ قَالُوا أَنصِتُوا فَلَمَّا قُضِيَ وَلَّوْا إِلَى قَوْمِهِم مُّنذِرِينَ
(смысл): «И расскажи, о Мухаммад, как Мы направили к тебе группу джиннов, чтобы они выслушали от тебя Коран. Аль-Байзави сказал, что "нафар" (группа джиннов), о котором идёт речь в этом аяте – это группа численностью меньше десяти. Также передаётся, что они пришли к Посланнику Аллаха ﷺ в местности Вади ан-Нахля (Долина пальмы), когда он при возвращении из Таифа читал Коран в тахаджуд-намазе.
Когда же они явились к читаемому Пророком ﷺ Корану, одни [джинны] сказали другим: "Молчите и давайте внимательно слушать!" Аль-Куртуби сказал: "В этом заключается укор курейшитским многобожникам. То есть джинны, послушав Коран, уверовали и узнали, что он ниспосылается Всевышним Аллахом, а вы отвернулись и продолжаете оставаться в неверии".
И когда чтение Корана было завершено, они (джинны) вернулись к своему народу как увещеватели, предостерегающие о том, что их постигнет наказание Аллаха, если они не уверуют». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Ахкаф: 29)
От ‘Алькамы передаётся, что он спросил Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах), присутствовал ли кто-то из сподвижников вместе с Посланником Аллаха ﷺ в ночь джиннов, и он ответил:
لَا، وَلَكِنَّا كُنَّا مَعَ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ذَاتَ لَيْلَةٍ فَفَقَدْنَاهُ فَالْتَمَسْنَاهُ فِي الْأَوْدِيَةِ وَالشِّعَابِ، فَقُلْنَا: اسْتُطِيرَ أَوِ اغْتِيلَ!! قَالَ: فَبِتْنَا بِشَرِّ لَيْلَةٍ بَاتَ بِهَا قَوْمٌ. فَلَمَّا أَصْبَحْنَا إِذَا هُوَ جَاءٍ مِنْ قِبَلَ حِرَاءٍ قَالَ: فَقُلْنَا: يَا رَسُولَ اللهِ، فَقَدْنَاكَ فَطَلَبْنَاكَ فَلَمْ نَجِدْكَ، فَبِتْنَا بِشَرِّ لَيْلَةٍ بَاتَ بِهَا قَوْمٌ. فَقَالَ: أَتَانِي دَاعِي الْجِنِّ فَذَهَبْتُ مَعَهُ فَقَرَأْتُ عَلَيْهِمُ الْقُرْآنَ. قَالَ: فَانْطَلَقَ بِنَا فَأَرَانَا آثَارَهُمْ وَآثَارَ نِيرَانِهِمْ، وَسَأَلُوهُ الزَّادَ فَقَالَ: لَكُمْ كُلُّ عَظْمٍ ذُكِرَ اسْمُ اللهِ عَلَيْهِ، يَقَعُ فِي أَيْدِيكُمْ أَوْفَرَ مَا يَكُونُ لَحْمًا. وَكُلُّ بَعْرَةٍ عَلَفٌ لِدَوَابِّكُمْ، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: فَلَا تَسْتَنْجُوا بِهِمَا فَإِنَّهُمَا طَعَامُ إِخْوَانِكُمْ
«Нет, но мы были вместе с Посланником Аллаха ﷺ в ту ночь и потеряли его. Мы искали его в долинах и ущельях, а потом сказали: "Его подняли (унесли джинны) или тайно убили". Мы провели самую худшую ночь, какую только проводили люди.
А когда наступило утро, он (Пророк ﷺ) вдруг появился со стороны пещеры Хира. Мы сказали: "О Посланник Аллаха! Мы потеряли тебя, искали и не нашли. И мы провели худшую ночь, какую только проводили люди". Пророк ﷺ сказал: "Приходил ко мне призывающий из джиннов. Я пошёл с ним и прочитал им Коран". Мы пошли с ним, и он показал нам их следы и следы их костров.
Они попросили его (Пророка ﷺ) о еде, и он сказал: "Для вас каждая косточка, над которой было упомянуто имя Аллаха и которая попадает в ваши руки, обрастёт мясом. А всякий навоз станет едой вашим животным". И Посланник Аллаха ﷺ сказал нам: "Так не делайте истинджа (очищение после посещения туалета) с помощью этих двух предметов. Ведь, поистине, они являются едой ваших братьев (джиннов)"». (Муслим, 450; Тирмизи, 3258)
В другой версии этого хадиса, которую передаёт имам Муслим также от ‘Алькамы, передаётся, что Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал:
لَمْ أَكُنْ لَيْلَةَ الْجِنِّ مَعَ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَوَدِدْتُ أَنِّي كُنْتُ مَعَهُ
«В ночь джиннов я не был вместе с Посланником Аллаха ﷺ, а так хотелось бы быть с ним». (Муслим, 450)
Впервые на этом месте мечеть была построена в начале третьего века по хиджре. Архитектор Ибрагимбек в 1112 году по хиджре восстановил и отремонтировал Мечеть джиннов. После этого мечеть была погребена под многочисленными селевыми потоками, и на этом месте высадили деревья.
Однако через некоторое время инженеры и учёные провели на этом месте раскопки и обнаружили под слоями земли михраб той мечети. Строители спешно вырубили все деревья, которые росли на этом участке, быстро очистили территорию, построили там небольшую мечеть, устроив михраб именно в том месте, где был михраб старой мечети. Кроме того, новую мечеть увенчали красивым куполом.
В 1943 году эта мечеть была ещё раз восстановлена, а в 2000 году на её месте была построена новая современная мечеть. Сегодня Мечеть джиннов является одним из мест посещения для паломников, прибывающих в хадж.
Муслим Абдулаев