После смерти альмохадского повелителя Мухаммада ан-Насира в 1214 году в мусульманской части Андалусии началась череда смут, которая привела к распаду государства Альмохадов.
В 1224—1230 годах регион был охвачен феодальной раздробленностью, образовывались и вновь распадались небольшие враждующие друг с другом эмираты, именуемые таваиф (от арабского طائفة «таифа», множ. — طوائف «таваиф» – историко-географическое название мусульманских эмиратов, явившихся продуктом феодальной раздробленности, поразившей некогда могущественный Кордовский халифат к 1031 году).
Так, в городе Валенсии образовался эмират, который просуществовал недолгое время до 1228 года. В Мурсии в 1228—1241 годы сформировался другой эмират. Его эмир Ибн Худ в 1229 году добился господства над большей частью мусульманской Андалусии.
Также в Архоне в 1230 году был основан третий эмират, оказавшийся наиболее жизнеспособным. Его правитель Мухаммад I аль-Галиб в 1232 году овладел городом Хаэн, а затем в 1237 год был признан в округах городов Басы, Гуадикса и Гранады, где он в 1238 году установил местопребывание своего двора и основал, таким образом, Гранадский эмират — последнее мавританское государство в Андалусии.
Победа мусульман в битве при Эсихе над войсками Кастилии вернула мусульманам память о великих победах в битвах при Саграхасе (Залляке) и Аларкосе (аль-Араке).
Это было первое сражение, в котором мусульмане одержали блестящую победу над крестоносцами с тех пор, как армия Альмохадов в 1212 году (609 году по хиджре) потерпела сокрушительное поражение в битве при Аль-Укабе.
Эта победа оставила глубокий след в истории Андалусии, ибо вследствие этого было остановлено наступление крестоносцев на мусульманские земли (Реконкиста), и отодвинула падение последнего оплота исламского государства в Андалусии – Гранады – на более чем двести лет.
В 1273 году (671 году по хиджре) умер Мухаммад I ибн Аль-Ахмар Аль-Галиб – основатель Гранадского эмирата. Его преемником стал его сын Абу Абдуллах Мухаммад ибн Мухаммад ибн Юсуф Аль-Факих, который обладал множеством достоинств.
Он отличался решительностью, широтой мысли и политической изобретательностью. Кроме того, он был учёным и писателем, который любил маджлисы учёных и писателей. Его прозвали аль-Факихом за его знания и благочестие.
После смерти Мухаммада I ибн Аль-Ахмара король Кастилии Альфонсо X подумал, что мусульманскому государству в Андалусии пришёл конец, и стал выжидать возможности напасть на Гранаду.
Перед смертью Мухаммад ибн Аль-Ахмар, почувствовав, какую опасность представляет для его страны Альфонсо X, завещал своему сыну Мухаммаду аль-Факиху обратиться за помощью к правителям Магриба – Бану Марин, если он заметит угрозу со стороны Кастилии.
Когда Мухаммад Аль-Факих взошёл на престол, Альфонсо X начал постепенно наступать и захватывать приграничные территории Гранадского эмирата. Мухаммад Аль-Факих, увидев, какая опасность на него надвигается, следуя заветам отца, отправил делегацию знатных жителей Андалусии к Абу Юсуфу Якубу Мансуру, который в то время был правителем Бану Марин в Магрибе, с просьбой спасти Андалусию от крестоносцев. Якуб Аль-Мансур своим ответом успокоил Аль-Факиха и обещал скоро прибыть к нему на помощь.
В ответ на призыв Мухаммада аль-Факиха и с целью спасти Андалусию султан Якуб Аль-Мансур аль-Марини в июле 1275 года (Сафар 674 года по хиджре) покинул свою столицу Фес и, переправившись через Гибралтарский пролив, высадился на Пиренейском полуострове.
Он возглавлял многочисленную армию марокканских берберов, которая, следуя по пути своих предков Альморавидов и Альмохадов, вышла на джихад, чтобы защитить Ислам и мусульман в Андалусии.
Султан Якуб Мансур аль-Марини со своим войском начал кампанию со стратегической целью захватить город Тарифа. Когда он прибыл в Тариф, Мухаммад Аль-Факих и его зять Мухаммад ибн Аль-Ашкилула поспешили к нему навстречу.
Вся Андалусия трепетала и дрожала перед правителем Магриба Якубом Мансуром, который зашёл так глубоко на территорию Кастилии, что приблизился к городу Эсихе, расположенному к юго-западу от Кордовы.
Здесь кастильцы вышли против него с огромным войском, численность которого, по сведениям мусульманских историков, доходила до 90 тысяч солдат. Во главе этой огромной армии стоял известный полководец, зять короля Кастилии Дон Нуньо Гонсалес де Лара, именем которого некоторые историки и называют это сражение.
Перед началом сражения Якуб Мансур обратился к своей армии с речью, в которой он побуждал их сражаться на пути Всевышнего:
«Поистине, Рай открыл вам свои врата, для вас украсились райские гурии и обители. Так спешите же к этому и постарайтесь получить это. Расходуйте ваши души в качестве платы за Рай, ведь, поистине, Рай находится в тени сабель. Так получайте же прибыль в этой выгодной торговле и спешите к Раю, совершая благие деяния. Кто из вас погибнет, тот умрёт шахидом, а кто останется в живых, вернётся к своей семье живым и здоровым, получив большую награду и похвалу».
Далее он прочитал аят Священного Корана:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اصْبِرُوا وَصَابِرُوا وَرَابِطُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
(смысл): «О вы, которые уверовали! Терпите в повиновении вашему Господу и когда случается несчастье или приходит испытание, проявляйте большее терпение, чем ваши враги (то есть одолевайте врагов Аллаха терпением в ужасах и бедах войны), охраняйте границы, будучи готовыми к войне и газавату. Бойтесь Аллаха, выполняя то, что Он повелел, и сторонясь того, что Он запретил, и вы будете счастливы». («Сафват ат-Тафасир», сура Али ‘Имран: 200)
У города Эсихи Дон Нуньо попытался отрезать путь армии Маринидов. Мусульманская армия численностью не более десяти тысяч человек под предводительством Якуба Мансура 9 сентября 1275 года (15 числа месяца Раби аль-Авваль) вступила в битву с многочисленными войсками Кастилии.
И началась между ними ужасная рубка, в которой мусульманская армия одержала блестящую победу. Силы Маринидов разгромили кастильскую армию, и Дон Нуньо был убит в бою или вскоре после этого.
Султан Якуб Мансур аль-Марини приказал отрезать голову Дона Нуньо Гонсалеса и отправил её в качестве трофея правителю Гранады Мухаммаду Аль-Факиху, скрепив свой союз с ними против кастильских войск, который будет продолжаться в течение нескольких следующих лет.
В этом сражении кастильская армия потеряла около шести тысяч человек убитыми, 7800 попали в плен, а мусульмане в этой битве завладели несметными трофеями.
В октябре этого же года вторая армия во главе с архиепископом Санчо Толедским потерпела такое же поражение в битве при Мартосе, и король Кастилии Альфонсо X был вынужден подписать мирный договор с мусульманами.
Мухаммад Султанов