История Ислама начинается с момента первого призыва после ниспослания Пророку ﷺ первых аятов Священного Корана. После этого было основано исламское государство в лучезарной Медине, затем настало правление праведных халифов.
Далее последовало правление Омейядов, которых сменила династия Аббасидов, которые вначале правили единым государством – халифатом, за исключением некоторых регионов, в том числе Андалусии, где долгое время правили Омейяды после падения их династии на Востоке.
Одним из ключевых городов Омейядского халифата в Андалусии и его столицей вплоть до его падения была Кордова. Этот город стал символом исламской цивилизации в Андалусии. Одной из прекраснейших достопримечательностей Кордовы стала известная на весь мир своей необычайной красотой Великая мечеть, которая была воздвигнута по личной инициативе основателя Омейядского халифата в Андалусии Абдурахмана Ад-Дахияля.
Падение Кордовы и её захват испанскими крестоносцами вызвали глубокую печаль и скорбь в сердцах мусульман. Кордова пала после долгой осады города королём Кастилии Фернандо III. Что же стало главной причиной падения?
Разгром войск Альмохадов в Андалусии в 1212 году (609 году по хиджре) в битве при Аль-Укабе стал первым сигналом, возвещающим о развале некогда сильного государства Альмохадов.
Периодически возникающие в Магрибе и в Андалусии восстания и бунты ослабили Альмохадов. Мусульманам в этом регионе нужны были новые лидеры, которые могли объединить остатки мусульманского государства в Андалусии.
Вскоре после этого в 625 году по хиджре на небосводе Андалусии появилась новая звезда – предводитель Ибн Худ, который объявил, что намерен освободить Андалусию от ига Альмохадов и непрекращающихся набегов крестоносцев. Он также обещал, что будет работать над возрождением шариата в этом регионе.
Учитывая, что это происходило в эпоху смуты, осуществление всего этого оказалось нелёгкой задачей. На тот момент в Андалусии было несколько таких же лидеров, которые конкурировали с Ибн Худом. Самым опасным и могущественным из них был Ибн аль-Ахмар, который расположился на юге Андалусии.
Он стал для Ибн Худа намного большей проблемой, чем испанские крестоносцы. Он несколько раз выступил против Ибн Худа с войной за власть в Андалусии. Испанцы же, воспользовавшись этими междоусобными войнами среди мусульман, под руководством Фернандо III Кастильского готовились к нанесению сильного удару по мусульманскому государству в Андалусии.
Главной целью Фернандо III была столица некогда мощного исламского халифата в Андалусии – Кордова, которая всё ещё оставалась оплотом Ислама на юге Испании и всё ещё оставалась мечом, обнажённым против крестоносцев.
После падения Омейядского халифата в Андалусии в 407 году по хиджре этот город был предан забвению и потерял свою былую славу, а столица была перенесена в Севилью. Жители Кордовы в то время были известны как бунтари, которые поднимали многочисленные восстания и бунты. Но они ни разу не смогли сойтись на одном мнении и последовать за одним лидером.
Если в начале очередного бунта их объединяла идея свержения власти, то в конце концов у них возникала разница в интересах, и их разъединяли корыстные цели. Одно время они присягали Ибн Худу, а потом Ибн Аль-Ахмару. Было время, когда они не подчинялись ни тому, ни другому. Так положение в Кордове менялось несколько раз.
В конце месяца Раби ас-Сани 633 года по хиджре Фернандо III отправил отряд всадников для разведывания укреплений Кордовы и сбора информации о готовности жителей к обороне города. При помощи одного мусульманина, который отступил от веры, отряду удалось сразу завладеть несколькими башнями города. Жители Кордовы поспешили изгнать отряд испанцев.
Началось ожесточённое сражение, испанцы, которые бились не на жизнь, а на смерть, смогли на некоторое время сдержать наступление мусульман и отправить гонца к Фернандо III с просьбой отправить к ним подкрепление. Вскоре к испанцам подоспела подмога под предводительством священников из близлежащих церквей. После этого с основными силами прибыл и сам Фернандо III, который полностью осадил город.
Жители Кордовы поняли, что не смогут выдержать долгую осаду и запросили у Ибн Худа помощи. Вскоре Ибн Худ прибыл в Кордову с огромным 35-тысячным войском. Вместе с ним также были двести христиан-наёмников под предводительством рыцаря Лоренсо.
Этот рыцарь-крестоносец, попавший в немилость Фернандо III, был изгнан им из Кастилии. Позже он присоединился к Ибн Худу и поступил к нему на службу. Несмотря на противоречие в религиозных убеждениях, Худ разрешил этому христианскому командиру со своими людьми принять участие в обороне Кордовы, и эта его ошибка стала основной причиной поражения мусульман и потери Кордовы.
Лоренсо почувствовал, что у него появился шанс вернуть милость короля и своё прежнее положение в Кастилии. Для этого он задумал двойную игру – он решил помочь в этой войне своим единоверцам.
Лоренсо предложил Ибн Худу отправить его отряд в разведку для сбора сведений о численности и вооружении испанской армии. Получив одобрение Ибн Худа, он отправился прямо в лагерь Фернандо III, где при личной встрече обсудил с ним детали дальнейших совместных действий.
Вернувшись к Ибн Худу, Лоренсо начал пугать его численностью и мощью испанской армии, а на самом деле армия Ибн Худа превосходила испанцев в численности и была намного сильнее.
План Фернандо III сработал стопроцентно. Лоренсо смог убедить Ибн Худа в слабости и беспомощности мусульманской армии перед якобы грозной и мощной армией Фернандо III. Сославшись на необходимость помочь жителям Балансии (Валенсии), которые обратились к нему за помощью против короля Арагона Хайме I, Ибн Худ отступил от Кордовы.
После этого Фернандо III настолько усилил осаду Кордовы, что жители города были готовы к капитуляции, но, узнав, что провизия у крестоносцев на исходе, они отказались от этой затеи.
Тем временем Фернандо III стало известно, что Ибн Худ приложил руку к этому делу. Поэтому он решил воспользовался закоренелой враждой между Ибн Худом и Ибн аль-Ахмаром в своих целях. Он отправил к Ибн аль-Ахмару послов, чтобы предложить ему союз против Ибн Худа, и Ибн аль-Ахмар согласился.
Моральный дух жителей Кордовы рухнул, когда они получили известие о союзе между Фернандо III и Ибн аль-Ахмаром, и они были вынуждены сдать город. Фернандо III вошёл в Кордову в воскресенье, 23 Шавваля 633 года по хиджре. Крестоносцы сразу же воздвигли большой крест на вершине башни Большой мечети Кордовы, которая была немедленно превращена в церковь.
Затем Фернандо III совершил поступок, продемонстрировавший злопамятность врагов Ислама и показавший, что они никогда не забывают о завоеваниях мусульман. Фернандо III приказал снять колокола, которые Аль-Мансур ибн Абу Амир забрал из церкви Собора Святого Иакова в галисийском городе Сантьяго-де-Компостела, которая была святая святых для христиан Испании.
Ворота и колокола церкви он увёз с собой в Кордову после похода на город Сантьяго-де-Компостела в 387 году по хиджре, в золотой век Андалусии. Христианские пленники несли эти колокола на своих плечах до Кордовы, где из них сделали головки для больших люстр в Большой мечети. Фернандо же приказал нести их пленным-мусульманам на своих плечах обратно до Сантьяго-де-Компостела, чтобы вернуть их на прежнее место в Соборе Святого Иакова.
Мухаммад Султанов