
Это интересный вопрос! Слова «начал читать лаббайк» здесь означают — начал громкое цитирование лаббайка на запретной территории Мекки. Кто сделал это первым? Это был Сумама ибн Усаль.
Он был крупным по меркам того времени бизнесменом, владел большими финансами и запасами фиников, так что мог спровоцировать экономический кризис на всём Аравийском полуострове, если бы нарушил поставки товаров.
По другой версии, Сумама ибн Усаль был вождём одного из арабских племён, которое проживало на плодородных территориях Аравийского полуострова, где снимали обильный урожай фиников.
Сумама часто выступал против Посланника Аллаха ﷺ, преследовал его сподвижников, пытал их, устраивал засады и даже планировал покушения. Более того, он лично участвовал в попытках убийства и лишил жизни многих сподвижников нашего господина Мухаммада ﷺ. Это продолжалось до тех пор, пока Пророк не объявил его кровь разрешённой.
Во время одного из военных походов (или, говоря современным языком, спецоперации) Сумама ибн Усаль был захвачен в плен. ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) привёл его в Медину. Он сказал: «О мухаджиры и ансары! Знаете ли вы, кто это?» Они спросили: «Кто?» Умар ответил: «Это Сумама ибн Усаль!»
Затем он привёл его к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, разреши мне отрубить голову этому неверному! Ведь он не раз вредил нам, пользуясь своим богатством, речами, мечом и языком».
Пророк ﷺ лишь улыбнулся, а Сумама стоял перед ним связанный, в цепях. Посланник Аллаха ﷺ обошёл дома своих жён, собрал для Сумамы еду, приготовил её, налил ему прохладного напитка и подал ему. Пророк ﷺ встретил его, как подобает встречать дорогого гостя.
Затем он спросил: «Что скажешь, Сумама?» Тот ответил: «О Абу аль-Касим! Если ты убьёшь меня, то убьёшь человека, чья кровь прольётся по праву — я заслужил это. А если проявишь милость, то окажешь её благодарному человеку. Я знаю цену людям и умею отвечать на добро. Если хочешь денег — я дам тебе столько, что ты останешься доволен».
Пророк ﷺ улыбнулся и оставил его в первый день. На второй день он снова проявил к нему щедрость: накормил, напоил и оказал ему почёт. Затем снова спросил: «Ну что, Сумама?»
Тот повторил те же слова: «Если убьёшь — убьёшь того, чья кровь дозволена, а если проявишь милость — окажешь её благодарному. Если хочешь денег — я дам тебе столько, сколько пожелаешь».
Пророк (мир ему и благословение) снова улыбнулся и оставил его.
Когда наступил третий день, он снова спросил: «Что скажешь, Сумама?» Тот ответил то же самое. Тогда Посланник Аллаха сказал: «Освободите его».
Как только Сумаму отпустили, он ушёл и скрылся за стеной, совершил полное омовение, надел лучшие одежды, а затем вернулся к Пророку ﷺ и сказал: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что ты, о Мухаммад, — Посланник Аллаха!»
Пророк спросил: «Что удерживало тебя от принятия Ислама эти три дня?» Сумама ответил: «Я не хотел, чтобы арабы говорили, будто Сумама принял Ислам, будучи в цепях!»
Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Что ты хочешь, о Сумама?» Тот ответил: «Я хочу совершить умру, о Посланник Аллаха!» Тогда Пророк ﷺ велел своим сподвижникам обучить его обрядам и ритуалам умры.
От Са‘ида ибн Абу Са‘ида передаётся, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Как-то раз Посланник Аллаха ﷺ послал в сторону Неджда отряд всадников, и они привезли с собой человека из племени Бану Ханифа по имени Сумама ибн Усаль, являвшегося господином жителей Ямамы. Его привязали к столбу мечети, а потом к нему вышел Посланник Аллаха ﷺ и спросил: “Что у тебя, о Сумама?”
Тот ответил: “Думаю, всё кончится хорошо, о Мухаммад, ибо если ты убьёшь меня, будет кому за меня отомстить (или: ты убьёшь того, кто заслуживает смерти), если окажешь мне благодеяние, то окажешь его благодарному человеку, если же ты хочешь денег, то проси, и тебе дадут всё, что ты пожелаешь”.
После этого Посланник Аллаха ﷺ оставил его, а через день снова спросил: “Что у тебя, о Сумама?” Тот ответил: “То, о чём я уже говорил: если ты окажешь мне благодеяние, то окажешь его благодарному человеку, если убьёшь меня, за меня будет кому отомстить, если же ты хочешь денег, то проси, и тебе дадут всё, что ты пожелаешь”.
После этого Посланник Аллаха ﷺ оставил его, а на следующий день снова спросил: “Что у тебя, о Сумама?” Тот сказал: “То, о чём я уже говорил: если ты окажешь мне благодеяние, то окажешь его благодарному человеку, если убьёшь меня, за меня будет кому отомстить, если же ты хочешь денег, то проси, и тебе дадут всё, что ты пожелаешь”.
Тогда Посланник Аллаха ﷺ велел: “Освободите Сумаму”. После этого Сумама направился в пальмовую рощу, находившуюся рядом с мечетью, и совершил полное омовение, а потом вошёл в мечеть и сказал: “Свидетельствую, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — раб и Посланник Аллаха. О Мухаммад, клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твоё лицо, но теперь оно стало для меня самым любимым из всех лиц! Клянусь Аллахом, не было религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, но теперь она стала для меня самой любимой из всех религий! Клянусь Аллахом, не было города, более ненавистного для меня, чем твой город, но теперь он стал для меня самым любимым из всех городов! Поистине, твои всадники захватили меня в то время, когда я хотел совершить умру, так что ты об этом скажешь?”
Посланник Аллаха ﷺ порадовал его благой вестью и велел совершить эту умру, когда же Сумама приехал в Мекку, кто-то спросил его: “Так ты отступился [от веры]?” В ответ ему Сумама сказал: “Нет, я принял Ислам вместе с Посланником Аллаха ﷺ, и, клянусь Аллахом, отныне не поступит к вам из Ямамы ни зёрнышка пшеницы без разрешения Посланника Аллаха ﷺ”». (Муслим, 1764)
Экономическая блокада Мекки
Сумама отправился в умру, и на подступах к Мекке в полуденный зной, когда все жители города были на улицах, он громко начал произносить лаббайк:
لَبَّيْكَ اللَّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لَا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنَّ الْحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالْمُلْكَ، لَا شَرِيكَ لَكَ
«Ляббайка, Аллаhумма ляббайк! Ляббайка ля шарика ляка ляббайк! Инналь-хамда ван-ни‘мата ляка валь-мульк, ля шарика ляк! (Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Поистине, хвала, милость и власть принадлежат Тебе! Нет у Тебя сотоварища!)»
Эту формулу лаббайка мекканцы никогда не слышали до Сумамы, и она так потрясла их, что они набросились на него и начали избивать всем, что попадалось под руку, тем самым причинив ему сильные страдания.
Они нанесли Сумаме оскорбление, и он воскликнул: «О жители Мекки! Разве не к вам прибывали финики из моих владений? Но теперь — нет! Клянусь Аллахом, вы не получите от меня ничего, пока не позволит Посланник Аллаха — наш господин Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего)!»
Так Сумама ввёл санации против мекканцев. Из-за экономической блокады, устроенной Сумамой, в Мекке начался такой жестокий голод, что в конце концов мекканцы стали умолять Пророка: «Вели своему человеку отправить провизию твоим родственникам, как он делал раньше». И Посланник Аллаха ﷺ повелел Сумаме, чтобы он отправил мекканцам то-то и то-то...
Роль Сумамы в истории Ислама
Сумама сыграл огромную роль в завоевании Мекки и в других событиях, предшествовавших и последовавших за её завоеванием.
Сумама ибн Усаль (да будет доволен им Аллах) навсегда вошёл в историю Ислама как первый, кто громко произнёс лаббайк в Мекке, несмотря на всё, что он совершал до этого. Аллах даровал ему новое рождение, открыв перед ним двери надежды на Свою милость.
Откройте в своих сердцах дверь надежды на Аллаха! Пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть гордыня не обманывает вас относительно Аллаха!
Муслим Абдулаев