
Однажды группа учеников в Багдаде покинула урок своего шейха, учителя по правоведению, и присоединилась к кружку шейха Джунайда аль-Багдади. Их учитель огорчился и начал хулить суфиев.
Тогда Джунайд послал за ним и спросил: «Брат мой, если раб стремится встретиться со своим Возлюбленным, и к нему ведут два пути: один можно пройти только за тридцать лет, а другой — менее чем за год, по какому пути следует идти?»
Факих ответил: «Следует идти по тому пути, который короче и который быстрее приведёт к цели». Джунайд сказал: «Ты прав». Тогда правовед сказал: «Наш путь помогает быстрее приблизиться к Всевышнему Аллаху, чем ваш путь». На что Джунайд ответил: «Нет, путь поминания Всевышнего Аллаха ближе к Нему, чем путь познания Его предписаний (ахкам), потому что предписания касаются творений, а поминание связано с Самим Аллахом». Факих сказал: «Покажи мне доказательство этого».
Тогда Джунайд сказал одному человеку: «Возьми этот камень и брось его в центр круга этих бедняков (суфиев)». Когда человек бросил камень, все они воскликнули: «Ла илаhа илла-Ллаh, Аллаh! (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха! Аллах!)» (В другой версии сказано, что они воскликнули: «Аллаh, Аллаh!»)
Затем Джунайд велел взять другой камень и бросить его в центр круга общества факихов. Когда камень был брошен, все они гневно посмотрели на него и сказали: «Ты не имеешь права побивать нас, это запрещено».
После этого правовед сказал Джунайду: «Я прошу прощения у Аллаха», — и затем стал его сподвижником и одним из его ближайших последователей.
Эту историю приводит досточтимый имам Аш-Ша‘рани, да будет свята его душа! Смысл истории не в том, что получение явных религиозных знаний порицаемо, напротив, каждому мюриду следует получать необходимые знания о своей религии, связанные с вероубеждением, мусульманским правом и т. д. А далее ему следует заняться духовным совершенствованием, вступив для этого под опеку наставника, после чего по совету шейха (при необходимости) он может специализироваться на определённом направлении явных шариатских знаний.
Относительно этого досточтимый шейх Джамалуддин Казикумухский пишет:
«Знай, что самое важное для мюрида — исправить своё вероубеждение получением знаний о нашем Господе: о том, что допустимо для Него и что невозможно для Него, и то же самое — о посланниках (благословение и приветствие Всевышнего Аллаха им).
Затем мюриду необходимо изучить по Корану то, что обязан знать и без чего ему никак не обойтись, ограничившись при этом лишь самым необходимым. После этого следует освоить обязательные разделы мусульманского права: этические нормы малого ритуального омовения тела, полного омовения тела, очищения чистой землёй — тайаммума, удаления нечистот, обязательные составные части пятикратной молитвы, поста и прочее, что необходимо из раздела о видах поклонения.
Ему не следует изучать какие-либо другие науки, кроме вышеупомянутых, пока он не очистит свою душу и сердце (кальб). Потому что прежде всего ему нужно освободить свой нафс из заточения дурного нрава и отполировать «зеркало» своего сердца, устранив завесу [порицаемых качеств], которые мешают духовному созерцанию Творца, постижению сущности вещей, пониманию тонкостей наук.
Ему необходимо очистить своё сердце от таких пороков, как высокомерие, гнев, зависть и прочих, а затем — ещё раз покаяться, соблюдая все необходимые условия, и после этого заняться поклонением Господу и поминанием Его так, как велит ему его шейх».
Да поможет нам Творец!
Мухаммад Гаджиев аль-Инчхи