Удивительные истории из жизни имама Абу Ханифы

21 Январь 2012
6342

 Сохранение языка

Удивительные истории из жизни имама Абу ХанифыПередаёт Ваке, что имам Абу Ханифа всегда остерегался клясться; кроме того он старался вообще не клясться и дал себе обет, что если при разговоре нечаянно поклянётся, то он будет считать этот поступок ошибкой и будет давать в качестве каффарата (штраф) один дирхам (серебряную монету). Потом со временем добавил ещё один дирхам и, когда нечаянно клялся, давал два дирхама садака.

Остережение от злословия (гыбат), выплата штрафа и отчёт за свои поступки

 В наши дни злословие стало обычным делом; даже знающие люди попали в эту беду, что же говорить об обычных людях! Имам Абу Ханифа не любил злословить, очень остерегался этого греха и благодарил Аллаха за то, что Он сохранил его от этого.

 Однажды один из близких друзей имама сказал ему: «Люди за вашей спиной много чего говорят про вас, но вы про них ничего не говорите».

Имам Абу Ханифа ответил этому человеку: «Это милость Аллаха, Он дарует её, кому пожелает».

Сказали имаму Саври: «Мы никогда не видели и не слышали, чтобы имам Абу Ханифа злословил за чьей-либо спиной». Имам Суфьян Саври ответил: «Да, имам Абу Ханифа не глупый, чтобы, злословя, превращать в пыль свои благие деяния». («Сирату Нуман», стр. 24)

Ашрафали Тахонави сказал: «Слушающий злословия получает грех подобно тому, кто злословит». У него спросили: «Если учитель начал злословить, что делать ученику?» Тахонави ответил: «Ученику нужно встать и уйти, и, как только злословия закончатся, обратно возвратиться. Речь и слова учителя подобны благодатному дождю, но когда начнётся град, то все люди убегают и ищут безопасное место».

Молитва имама Абу Ханифы

Язид сын Кумайта сказал: «Богобоязненность всегда преобладала над имамом Абу Ханифой, и он всегда думал об Ахирате. Однажды Али сын Хусейна в ночном намазе прочитал суру «Зулзила». Имам Абу Ханифа стоял в одном ряду за ним. Когда завершилась молитва, все люди ушли.

Али сказал: «Я видел, как имам сидел погружённый в свои мысли об Ахирате; я немного подождал, а когда понял, что он впал в глубокое размышление и что он не посмотрит на меня, я положил рядом с имамом лампу, масло которой было уже на исходе, и ушёл.

Когда наступил рассвет, я, как обычно, пришёл в мечеть. И увидел, что имам Абу Ханифа молится с поднятыми руками, говоря при этом: «О Аллах, кто сделает размером пылинки хорошего – Ты ему за это воздаёшь, и кто сделает размером пылинки плохое – Ты ему за это воздаёшь; сохрани Своего самого слабого раба от наказания Ада, сохрани от грехов и веди меня в свою безграничную милость».

Али сын Хусейна сказал: «Когда я приблизился к имаму Абу Ханифе, лампа, оставленная мной, продолжала гореть, а он продолжал молиться. Когда он меня увидел, сказал: «Ты пришёл, чтобы забрать свою лампу?» Я ответил: «Уважаемый имам Абу Ханифа, ночь прошла, и я уже прочитал утренний азан». Имам понял, что я видел его состояние, и он попросил меня, чтобы я никому не говорил об этом». Потом имам встал, прочитал два ракаата намаза-сунна и сел, а когда люди собрались и встали на намаз, он встал и прочитал намаз с джамаатом. Имам Абу Ханифа прочитал эту молитву с омовением, которое совершил для ночного намаза». («Манакибу Муваффак», стр. 215; «Укудулчуман», стр. 225)

Каяться в грехах из-за трудностей в решении вопросов

Передают от Джафара Балхи, он сказал: «До меня дошло от доверенных передатчиков, что, когда имаму было трудно решить какой-либо вопрос, он собирал своих учеников и говорил: «Трудности в этом вопросе возникли из-за моих грехов». И начинал каяться. У него было обычаем сначала вставать и совершать омовение, потом совершать два ракаата намаза-покаяния. После чего он переходил к покаянию.

Благодатью этого действия трудности облегчались, и Аллах внушал ему решение этого вопроса; имам, радуясь, говорил: «Я обратился к Аллаху и попросил прощения своих грехов, и Аллах проявил ко мне Свою милость и внушил мне решение этого вопроса». («Укудулчуман», стр. 225)

Тысяча пар подаренной обуви

Передают от Али сына Джада, что один человек подарил имаму Абу Ханифе тысячу пар обуви. Имам принял этот подарок и раздал алимам и своим ученикам.

Когда прошёл день или два дня, сыну имама понадобилась обувь; чтобы купить её, имам пошёл на рынок и по дороге встретил одного из своих лучших учеников, Юсуфа сына Халида Самтии Басрии. Юсуф сын Халида спросил его: «Учитель, вчера принесли тысячу пар обуви, какая необходимость покупать обувь?» Имам ответил: «Из тысячи пар вчерашней обуви ни мне, ни моей семье ничего отправлено не было, всю эту обувь там же и раздали учёным, учителям, ученикам и нуждающимся». («Муваффак», стр. 237)

Садака в 30 тыс. динаров

Хафс сын Гияса одну из торговых поездок совершил совместно с имамом Абу Ханифой. Имаму нужно было уйти, и он оставил ему весь товар; часть товара имела недостаток, и имам сказал Хафсу: «Тому, кто будет покупать этот товар, ты скажи про его недостаток». Когда Хафс сын Гияса ушёл продавать, он забыл указание имама. Продав часть товара, он вернулся к имаму.

И имам спросил его: «Товар с недостатком ты кому продал?»

Хафс не смог вспомнить покупателя. Он принёс оставшийся товар и отдал имаму, признавшись в своей ошибке.

Как имам услышал про это, он прекратил торговать с ним, и все деньги, которые принёс Хафс от продажи товара, а это было 30 тыс. динаров, имам раздал нуждающимся ради Аллаха, чтобы сохранить себя от запретного имущества.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.