О, солнце, что освещаешь Бакия,
Какую ты радость принесло от Расула (мир ему и благословение)?
Красавица-луна, освещающая ночи,
Прочти ты мне вести с Хиджаза…
(Здесь и далее подстрочный перевод)
Для того, чтобы узнать вкус меда, не обязательно съесть всю бочку, гласит народная мудрость. Строки, приведенные в начале статьи, принадлежат перу одного из ученых времен тотального гонения на Ислам. Это было время, когда правящая власть коммунистов с усердием старалась стереть с лица земли и из памяти людской все, что противоречит марксистской идеологии. Потерявшие всякую надежду на просветление и на то, что удастся совершить хадж, ученые и другие религиозные деятели обращались к Пророку (мир ему и благословение) в мавлидах или в назму. Но все это делалось, не имея никакой надежды на то, что когда-нибудь оно будет опубликовано и станет достоянием народа. Этому свидетельствуют следующие строки:
В горьком мире этом мечтой о тебе
Прошли мои долгие зимние ночи.
Желая твоего прихода и терпя до поры,
Проводил я в трудах одиннадцать месяцев…
(о месяце Раби-уль-авваль)
Таха в Равзе, там, в Медине –
Я в Дагестане, сгорая от страсти.
Хабиб (мир ему и благословение) в Хараме, в той Медине –
Я на горных вершинах, лишенный встречи с ним…
Как бы мы ни хотели, очень трудно передать в подстрочниках ту боль, которую автор вложил в эти строки. Автором мавлидов, выдержки из которых мы приводим здесь, является ученый и поэт из Гергебиля Далгат-младший. Человек, который прожил 100 лет и многое видел на своем веку, утешение находил в сочинении мавлидов и других религиозных стихов, восхваляя Пророка (мир ему и благословение) или устазов.
Отец Далгата был простым крестьянином, ничем не отличавшимся от других сельчан. Он уделял воспитанию сына особое внимание. Как и во всех семьях, первоначально Далгат получил представление об Исламе и научился читать Коран от отца. Затем его определили в местное медресе. Здесь он получил хорошее среднее образование. Но на этом не стал останавливаться и, как тогда было принято во всем Дагестане, Далгат отправился в другие села к более известным алимам. Изучая науки, он переходил из одного селения в другое и, как рассказывают его родные, больше всего времени он учился у известного тогда во всем Дагестане богослова Саида из с. Кудутль.
Вернувшись в родное селение, Далгат 2 года проработал имамом. После этого, вплоть до закрытия медресе (1936), передавал свои знания другим.
Но только лишь одним закрытием мечетей в те годы борьба властей с религией не ограничилась. Началось преследование алимов. Более 12 человек были арестованы в 1937 г . только из одного Гергебиля. Кое-кто из них не вернулся домой. В их числе оказался и Далгат. Он провел в гунибской тюрьме несколько месяцев. Но то ли квота на аресты заполнилась, то ли не в чем было обвинить – его выпустили. При этом строго предупредили, чтобы не распространял Ислам. К тому времени Далгату исполнилось 53 года и, скорее всего, ему было уже безразлично, что произойдет дальше, тем более что арестовывали его учителей, друзей и устазов. Как бы там ни было, Далгат, не переставая, обучал других исламским наукам. Его учениками являются Умарил Ансар, Абубакарил Мухаммад и др. За домом Далгата в одно время была установлена даже слежка. Но он сам уходил в дом ученика, чтобы провести урок.
Видя, во что превратилось село, в котором было очень много ученых, прекрасное медресе, проходили диспуты на шариатские темы, Далгат, не имея возможности и сил что-то говорить, изливал душу на бумаге. В мавлидах его прослеживается грусть, навеянная своим временем:
Мрачная родина, где ты не бывал,
Надоела мне в ожидании тебя.
Село, чтоб оно сгнило, куда дух твой не сходит,
Ничуть мне не мило из-за любви к тебе…
Далгат начал сочинять мавлиды, когда больше всего притесняли Ислам и верующих. Мавлид – это очень распространенный жанр в поэзии Ислама. Но не каждое сочинение принимали слушатели. Требовалось как соблюдение всех норм стихосложения, так и простое и мастерское неповторяющееся изложение мысли. Мавлиды Далгата отвечают всем требованиям, предъявляемым аварскому стихосложению.
Есть еще одна мудрость Далгата в том, что он приступил к сочинению мавлидов. В те годы хоть и преследовали пропаганду веры, но полностью запретить религиозные песнопения не смогли. Везде: на семейных торжествах, празднике первой борозды, возвращение сына из армии, его проводы, похороны – все подобные мероприятия завершались мавлидом. Для исполнения на таких собраниях и предназначались мавлиды Далгата. Их отличает краткость и лаконичность. Мавлиды, сочиненные алимами до первой четверти ХХ в., были очень длинными, порой их исполнение занимало два и более часов. Те сочинения были предназначены для слушателей той эпохи, когда вера у людей была крепкой и каждый исламский маджлис они принимали как событие. Учитывая время, когда повсеместно насаждалось неверие и невежество брало верх, в попытках хоть как-то сохранить Ислам и жизнь Пророка (мир ему и благословение) в памяти людей самым оригинальным методом алимам виделось составление коротких мавлидов, назму, ши'ру, турки и других исламских стихов. В то же время краткость не означала отсутствия в произведении полной информации. Вполне допустимо, что пропускались какие-то элементы, не касались всего в подробностях, но необходимый минимум знаний они несли. Благодаря этому и другим стараниям ученых в горных районах и селах Дагестана сохранился Ислам.
Говоря о мавлидах Далгата, нужно заметить, что в них он разбил жизнь Пророка (мир ему и благословение) на несколько частей и каждую озаглавил: рождение Пророка (мир ему и благословение), его детство, семья и дети, ценность салавата – всего около 20 мавлидов. Они не повторяются и каждый имеет вступление, кульминацию и концовку. Вместе с этим чувства передаются очень красиво, используется богатая лексика, с минимальным употреблением арабизмов. Мастерство автора заключается и в том, что он заставляет сопереживать и слушателя.
Кроме мавлидов сохранились и другие произведения Далгата. Это марсияты – письма в стихах о соболезновании. Это довольно распространенный метод выражения соболезнования по поводу смерти дорогих сердцу людей. В дагестанской духовной поэзии он утвердился как письма соболезнования к друзьям или родным ученого, наставника, шейха и т. д. По поводу смерти своего устаза Мухаммада-апанди из Уриба Далгат пишет:
Теперь крыло Ислама обломилось,
Как же сможем в Рай полететь?
Опору убрали в доме религии,
Ужель разрушится религия в мире?
В золотое зеркало, в которое глядели все люди,
Как теперь нам глядеть – занавесили.
Река тариката, что пили мюриды,
Говорят, иссохла в Урибе…
Далгат не ограничивался одними сочинениями мавлидов и не сидел дома. Он вел довольно активную и духовную жизнь. Долгие годы работал членом ревизионной комиссии Буйнакской городской мечети. В открытии этой мечети – тоже большая его заслуга. Вначале Буйнакская мечеть была закрыта вместе со всеми другими мечетями. Далгат много ездил в Баку, добрался вплоть до Багирова (первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана) и добился разрешения открыть мечеть.
Он также имел тесные братские связи со всеми большими мюридами Дагестана того времени. У него всегда бывало много гостей.
В последние годы жизни Далгат очень ослаб, полностью потерял зрение. Тогда тоже он говорил, что, имей он хоть немного сил, от всей души писал бы о Пророке (мир ему и благословение).
Умер Далгат 14 февраля 1984 г . Похоронен на сельском кладбище Гергебиля. Он всего год с лишним не дожил до начала больших перемен, до того как повсеместно начнут открываться мечети и медресе в государстве, где властьимущие были так строги к служителям веры. В Гергебиле же азан вновь зазвучал в марте 1987 г .
Наследие Далгата, как и многих представителей духовной поэзии тех лет, не изучено.
На аварском языке издана небольшая книжка, составленная историком Шабанил Мухаммадом, с предисловием профессора Сиражудина Хайбуллаева. Но это далеко не полное собрание произведений Далгата.
Да поможет нам Всевышний во всех добрых начинаниях!
Читай салават на Пророка (мир ему и благословение)
(подстрочный перевод)
Если хочешь огонь в душе своей зажечь,
Читай мой мавлид временами.
Прочти салават на Пророка,
Для освещения души и усиления света.
Вздыхай горячо, упоминая Хабиба (мир ему и благословение),
Чтоб не горевать тебе в День радости.
Часы ли дней, минуты ли в часах,
Зря не оставляй без покаянья.
Проси ты посредством Ахмада (мир ему и благословение) –
Не возьмешь ничего без него.
Взывай от души к отцу Батули –
Исполнится твое желанье, как хотел.
Побольше оглядывайся на пример Пророка (мир ему и благословение) –
Облегчится болезнь с его помошью.
Все ведь находится в его власти –
Слезы проливай, поминая Расула (мир ему и благословение).
Салават, прочитанный из любви к нему,
Он слышит, поэтому будьте осторожны.
Слово произнесенное, горя, к нему любовью
Доходит всегда – вспоминайте почаще.
Любовью к Пророку (мир ему и благословение) себя огради,
Чтоб ожить в могиле ты смог.
Усиливай любовь к Расулу (мир ему и благословение) саламом, <
Да так, чтоб и кости горели твои.
И тех, кто сильнее любит Пророка (мир ему и благословение),
Всевышний прощает от кары огнем,
Да наставит нас всех баракатом Расула (мир ему и благословение),
И встретимся с ними в Махшаре.