Проповедник и поэт

12 Декабрь 2009
2539

Проповедник и поэтМуслих ад-Дин Абумухаммад Абдуллах ибн Муслих Саади Ширази – полное имя известного всему миру поэта XIII века, эпохи восточного Ренессанса – Саади. Исследователями установлена лишь точная дата его кончины – 9 декабря 1292 года. Дата его рождения точно не выяснена до настоящего времени, в ряде источников ее определяют лишь приблизительно, а именно: около 1203–1208 гг. или около 1203–1210 гг.

Родился Саади в Ширазе в небогатой семье. Отец будущего поэта, Мушриф Ширази, был духовным лицом, проповедником Ислама и сына видел продолжателем своего дела. Именно благодаря отеческим заботам Саади получил хорошее начальное образование, однако уже в юношеском возрасте остался сиротой .

Завершив свое начальное образование в родном Ширазе, Саади, потрясенный ужасами лихолетья, покинул родину. Путь его лежал в Багдад. В те времена он был крупнейшим городом Востока. Почти все выдающиеся деятели культуры арабского мира, ученые, поэты и писатели, находились там. В Багдаде поэту удалось устроиться стипендиатом в высшее духовное училище "Низамийя", основанное во второй половине XI века. Кроме этого училища, было множество других, – в одно из них, в "Мустансирийе", продолжил учение Саади, оставивший почему-то "Низамийю". Огромное здание "Мустансирийе", построенное на берегу Тигра, имело большой внутренний двор, выложенный мрамором, с бассейном посредине. Занятия проходили на четырех айванах (крытых террасах), учащиеся носили черную длинную джуту и черную чалму .

В "Мустансирийе" изучались основы Ислама, хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), Коран и комментарии к нему, медицина, филология, математика, зоология, история, логика и поэзия. При каждом отделении находились специальные чтецы Корана и знатоки хадисов. Из произведений Саади видно, что он особенно увлекался хадисами, готовясь, следуя посмертной воле отца, в проповедники. Но уже тогда он был сильно увлечен поэзией .

Учеба в Багдаде дала Саади хорошее знание арабского языка, хадисов и Корана, житий святых шейхов и особенно арабский классической поэзии .

По окончании учения в "Мустансирийе" молодой проповедник и поэт, следуя требованию Шариата, совершил паломничество в священный город Мекку, после чего начались его долголетние путешествия, длившиеся вплоть до пятидесятых годов XIII века .

Период его странствий достаточно насыщен событиями, существенно повлиявшими на Саади. Но никакие трудности и невзгоды не могли заставить поэта прекратить свои странствия. Он беспрестанно переходил из одного города в другой, из одной страны в другую. К этому, прежде всего, побуждала его профессия странствующего проповедника, дервиша, добывавшего себе средства к жизни тем, что, собрав вокруг себя людей, читал им на улицах и площадях, при мечетях и на дорогах проповеди. Содержание проповедей Саади было пестрым, но главной темой служили деяния Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), первых четырех халифов и жития суфийских шейхов. Как явствует из "Бустана" и "Гулистана", Саади в проповедях затрагивал вопросы общественной морали, нравственности. На убедительных примерах он объяснял слушателям, в чем суть добра и зла, богатства и бедности, кто такие правитель и дервиш и как они должны поступать, чтобы угодить Аллаху , каким должен быть хороший правитель, к чему должны стремиться люди .

Свои проповеди подкреплял рассказами из жизни, живыми и увлекательными, яркими бытовыми картинами, народными поговорками и пословицами и нередко сопровождал их чтением своих стихов. Некоторые рассказы, афоризмы, и, разумеется, стихи, производившие большое впечатление на слушателей, он записывал, чтобы не забыть и повторить в других местах .

Саади завершил свой земной путь 9 декабря 1292 года (по привычному нам летоисчислению) в том же городе, в котором и начал его – в Ширазе .

Творческая деятельность Саади началась довольно рано, но, к сожалению, его ранние произведения не сохранились. Сборник ранних газелей под названием "Газалиет кадыма" исследователи его творчества относят ко времени пребывания Саади в медресе Багдада. Газели, написанные в другие периоды его жизни, включены в диваны под названием "Тайбат", или "Сборник приятных стихов", "Бидаят", или "Сборник изящных диковинных стихов" и "Хаватим", или "Сборник заключительных стихов". Саади считается основоположником чистой газели. Он довел до совершенства эту форму лирического стиха. До Саади тоже писали газели, и в диванах (сборниках стихов) многих поэтов XI и XII веков можно найти целые разделы, включающие лирические стихи в форме газели, но в большинстве их отсутствуют некоторые элементы, определяющие газель: так, в одних отсутствует "макта" – заключительное или предпоследнее двустишие, в котором приводится псевдоним поэта, в других мы находим посвящение какой-нибудь высокопоставленной особе, что характерно скорее всего для касыды (хвалебной оды). Лишь после Саади газель стала самостоятельной поэтической формой .

Газели Саади отличаются простотой образов, естественностью описываемых чувств, убедительностью и жизненностью сравнений, ясностью языка, отсутствием головоломных метафор и формальных украшений, исключительной певучестью и музыкальностью, глубоким содержанием и чрезвычайно изящной формой .

Саади называют подлинным пророком газели за то, что он фактически ввел эту форму в персидскую литературу, где до того главенствовала касыда. Но и в иных жанрах Саади известен как искусный мастер. Он с легкостью создавал кыта и рубай, муфрадот, таржебанд, таркебанд и касыды. Известны его прозаические трактаты, посвященные суфийскому учению .

" Бустан" и "Гулистан" по праву считают произведениями, вошедшими в золотой фонд мировой литературы. Именно эти произведения прославили Саади. Именно их называют зеркалом эпохи, ярким отражением жизни средневекового Востока .

" Бустан" был создан в 1256 году. Первая печатная публикация "Бустана" появилась в Калькуте в 1791 году в состав Куллиата Саади, подготовленная Дж. Гаррингтоном, дав возможность для переводов, изучения и популяризации произведений Саади в Европе .

Здесь поэт так определяет свою задачу :

А ты правдивым будь и не ходи

Путями лицемерья, Саади .

Царь – путник в мире , будь его вожатым .

Далее Саади, говоря его же словами, переходит к "душеспасительным беседам, нанизанным на нитку прекрасного слога, и добрым наставлениям, приправленным горьким снадобьем правды". Поэт выступает защитником народа, придавленного тяжкими условиями жизни. Но защита обездоленных выражается в характерной для того времени форме. Саади призывает власть имущих и всех богатых не притеснять и не грабить тружеников, "тех, на труде которых зиждется государство и которые составляют корень общества ".

Покинь чертоги мира и покоя ,

Взгляни, мой сын , на бедствие людское

Как можешь ты довольным быть судьбой ,

Несчастных сонмы видя пред собой ?

Победы оправданья не отыщут

Что спит пастух, а волки в стаде рыщут

Иди пекись о нищих, бедняках

Заботься о народе, мудрый шах !

Царь – дерево, а подданные – корни

Чем крепче корни, тем ветвям просторней

Не утесняй ни в чем народ простой .

Народ обидев, вырвешь корень свой .

Другой значительной темой "Бустана" является тема благочестия. Саади призывает к воздержанию, довольству малы к аскетическому образу жизни, выполнению всех предписаний Ислама. Говоря об отречении от мирских благ, он обращался к сильным мира сего, к тем, кто расточал народное добро, жил в роскоши и разврате, притеснял и грабил простых людей. Советуя богачам "умереть от бедности, но не объедаться хлебом бедняков", Саади выказывал себя человеком передовых, прогрессивных взглядов .

" Гулистан" – своеобразный сборник коротких рассказов и поэтических афоризмов, в которых проза, нередко рифмованная, переплетается со стихами, в течение семи веков являлся основным учебным пособием по персидскому языку и литературе, а большая часть афоризмов и изречений из этого произведения сделалась народными пословицами и поговорками .

Основной добродетелью Саади считает совершение человеком добрых дел, и именно эта мысль красной нитью проходит через все его творчество. Другая не менее важная мысль – это обучение, овладение знаниями – как основная ступенька на пути к нравственному совершенству. Саади считает, что "Природа ученого человека подобна чистому золоту, куда бы он не пошел, его окружают почетом и уважением. А вельможный невежда подобен испорченным деньгам, которые в других странах ни за что не берут ".

Произведения Саади глубокими корнями связаны с жизнью народа, его культурой и традициями. В них нашли отражение думы, нужды и идеалы народов не только Ирана, но и всего Ближнего Востока XIII века .

Благодаря высоким нравственным идеалам, живописным картинам быта и глубине поэтического чувства, литературное наследие поэта и в наше время не потеряло своей художественной и познавательной ценности .

По материалам газеты Ас-Салам № 24 ( 277 ) декабрь 2006, года

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.