Великий ученый, гуманист, обладатель нравов Пророка (мир ему и благословение), море наук, маяк наставления на путь истины, шейх накшбандийского, шазалийского и кадирийского тарикатов, муджаддид Хасан-Хильми ибн Мухаммад-хаджи из Кахиба, родился в селе Кахиб Кахибского (ныне Шамильского) района Дагестана в 1856 г.
Благодаря своим феноменальным способностям, дарованные ему Всевышним, за короткое время достиг больших знаний.
Первым его учителем был Абдуррахман-хаджи из Ассаба, который довел его до совершенства и дал разрешение на наставничество.
Хасан-Хильми (да будет свята его душа) уже, будучи устазом из-за своей скромности и желания получить еще больше знания, вступил под наставничество шейха Шуайба-афанди (да будет свята его душа). Он возвысил его степени и утвердил в деле наставничества.
После смерти Шуайба-афанди он в третий раз пошел мюридом к великому ученому, кутбу накшбандийского, шазалийского и кадирийского тарикатов Сайфулле-Кади (да будет свята его душа), что подтверждает его необыкновенную скромность. Под его опекой он в третий раз стал устазом тариката. От Сайфуллы-Кади (да будет свята его душа) он получил также иджаза на изучение всех видов явных и скрытых наук, всех хизбов, Далаил-уль-Хайрата, Аминтаза, на изучение всех книг, написанных имамами четырех мазхабов, тафсира и хадисов. Таким образом, Хасан-афанди (да будет свята его душа) стал муджаддидом Шариата и кутбом тариката.
В тяжелые 30-е годы он написал более 10 книг, которыми до сих пор восхищаются ученые: "Танбиху ссаликин", "Талхисул маариф", "Хуласатуль-адаб", "Сифруль-асна", "Сираджу саадат", "Адуррат уль-байза", "Джухд уль-мукилли", "Буруджуль-мушаядат", "Мажмуатул фатави", Мактубаты и др.
В этих книгах изложены основы, тариката, этика Ислама и многое другое. Они сыграли решающую роль в очищении тариката от лжешейхов. В последние годы эти книги изданы в Сирии, и стали источником истины, доступного понимания сути суфизма.
На Хасане-афанди (да будет свята его душа) сошлись ветви от четырех ветвей тариката: накшбандии от Абдурахмана Ассави, шазалийский и накшбандийский от Сайфулла-Кади и от Шуайба Багини. И только эти ветви сохранены до наших дней. Хасан-афанди был шейхом высокого уровня, обладателем многочисленных караматов. В конце жизни был репрессирован и приговорен к расстрелу.
Место его захоронения не известно. В сел. Верхнее Казанище, рядом с могилой Сайфуллы Кади установлена плита для совершения зиярата.
Да ниспошлет Аллах нам его баракат! Аминь!
Мухаммад Абдурахманов