Мухаммад-Тахир сын Хучалава ал-Цулда аль-Карахи родился в селении Цулда общества Карах (ныне Чародинский район) в 1809 году. Историки пишут, что его настоящее имя было Махаматилав, а имам Шамиль дал ему имя Мухаммад-Тахир. Под этим именем его и знает весь мусульманский мир и Россия.
Получил, как и все мутааллимы в первой половине ХIХ века блестящее исламское образование, учился у Курбан-Мухаммада из Корода, Мустафы из Ангида, Хаджидибира из Гунуха, Мухаммадамина из Гидатля и других богословов. Получил признанные знания по исламскому праву, тафсиру, хадису, грамматике арабского языка, философии, логике и в поэзии. По окончании учебы работал кадием в селении Тлярош. Затем, с 1850 года работал секретарем имама Шамиля. В одно время имам назначил его муфтием имамата.
Судя по тому письменному наследству, оставленному Мухаммад-Тахиром, можем сказать, что он был одним из наиболее плодотворно работавших ученых того времени.
Его работа «Барикату суюф аль джабалийя фи ба’д аль-газават аш-Шамилийя» («Блеск горских сабель в некоторых шамилевских битвах») является наиболее объективной и полной информацией о Кавказской войне. Это и более полный очерк о жизни и деятельности имама Шамиля с 1830 г. до начала 1870-х гг. Книга была завершена в 1872 году. Но не была издана в той форме, в которой ее написал автор. Сын Мухаммад-Тахира Хабибулла, по просьбе Мухаммад-Мирзы Мавраева, сделал некоторые сокращения с для того, чтобы получить разрешения царской цензуры, но и этот вариант не удалось опубликовать. А по своему содержанию это хроника шамилевских битв и деятельности имамата. Она получила широкое распространение не только в Дагестане, но и на Кавказе, в Турции, Египте и других арабских странах. Позже части хроники были все же переведены и на русский язык исследователями Барабановым и Крачковским. И изданы после 90-х годов под названием «Три имама» и «Блеск дагестанских сабель».
Кроме того, Мухаммад-Тахир из Караха оставил богатое наследие по исламскому праву, грамматике и богословию. Сохранилась и его личная библиотека.
Среди книг, составленных автором нам известны:
«Комментарии на грамматическое сочинение аз-Занджани «Тасриф ал Иззи»;
Шарх ал тасриф ал максуд»;
«Ахсан далил…таъвил ли ма вака а фи заман имам Шамиль» («Трактат о правдивости действий Шамиля»), 1848 год;
Сочинение о штрафах и наказания в государстве Шамиля;
«Шарх ал Мафруд» сочинение по исламскому праву;
«Василат аль-ахкам»;
«Тарджаматуал Карахийя» -перевод различных текстов;
«Китаб ал суллам» комментарии к учебнику по логике.
И многочисленные книги, переписанные самим Мухаммад-Тахиром.
После того, как была завершена Кавказская война, Мухаммад-Тахир переехал в Темир-Хан Шуру и работал кадием, затем старшим кадием Дагестанского народного суда. Это дает нам полное основание считать его знатоком исламской юриспруденции. В основном его труды написаны им в эти годы. По данным источников известно, что он некоторое время провел в селении Урада у Муратазали из Урада. Возможно, что его пригласили в качестве кадия и он, воспользовавшись этим, решил еще и поучиться у Муртазаали.
Среди населения Мухаммад-Тахир имел огромный авторитет. Его талант, как оратора и как дипломата во многих ситуациях предотвратил кровопролитие среди джамаатов. Благодаря его стараниям, мирным путем (прошением) решались многие вопросы, требующие по обычаям кровной мести. Безупречная репутация как человека честного и чистого давало ему право выступать в роли миротворца. Он настолько был честен и отказывался от всякой помощи. Передают, что он настолько был честен и богобоязненен, что не брал даже и плату, выделенную ему имамом из общей казны (байтуль мал).
В аварской духовной поэзии Мухаммад-Тахир занимает особое место. Его произведения пронизаны чувством этики и уважения к имамам. Как мы видим, в своих назму он ставил основной цель дать правовую оценку газавату, выставить напоказ порочность того общества и тех адатов, против которых поднялись имамы. Мухаммад-Тахир смело опровергает и некоторых ученых того времени, которые стали в негативном образе представлять газават. Во многом это ему удается, видимо оттого, что непосредственно находился рядом с имамом Шамилем столько лет, слушал его рассказы, и сам воочию видел, как на самом деле организовывается низам в имамате. Он сильно был огорчен, что после падения имамата люди сильно стали тяготеть к царскому режиму и это отражается на его поэзии. Среди его назму можно встретить и элегию на смерть имама Гази–Мухаммада, и касыду о событиях в Ашильта и другие по жанру стихотворные произведения.
Совсем недавно был открыть доступ к личной библиотеке Мухаммад-Тахира и, думаю, исследователи найдут в ней еще больше интересного и ценного материала.
Мухаммад-Тахир из Карахи покинул этот мир в 1880 году и его зиярат находится в селении Цулда Чародинского района.