Мамма-Дибир ар-Рочи (1778–1878)

11 Декабрь 2009
4780

Мамма-Дибир ар-Рочи (1778–1878)Досточтимый шейх Мамма-Дибир оставил после себя огромное количество алимов – богатейшее духовное наследие. Жизнь и деятельность самого шейха еще не полностью исследованы. Предстоит много работы по изучению трудов этого ученого, написанных им на арабском, аварском и других языках. Ниже мы публикуем очерк о Мамма-Дибире, собранный из разных источников на аварском языке

Мамма-Дибир родился в 1778 г . в селении Рочиб (ныне Чародинский район). Его отец Хаджи-Али был ученым, он уделял очень много времени правильному воспитанию детей. По достижении Мамма-Дибиром 6-летнего возраста Хаджи-Али начал учить своего сына чтению Корана. А с 7 лет его определили в медресе в родном селении. Мамма-Дибир с детства отличался способностью к изучениям наук. Ему не было необходимости повторять уроки по несколько раз – он запоминал их с первого чтения. В медресе с. Рочиб Мамма-Дибир получил хорошее образование, и джамаат села просил его, 12–13-летнего подростка, работать муэдзином в сельской мечети. К тому же, у него был тоненький красивый голос. Когда он исполнял мавлид, у многих на глазах появлялись слезы. Мамма-Дибир отказался от работы и самостоятельно несколько лет изучал науки дома. Затем учился у алимов в селениях Дусрах, Хурух, Гачада, Бухты, Согратль, Урада, Кази-Кумух и др. После этого работал преподавателем в селах Дусрах и Хурух. Он обладал очень большим мастерством преподавания. После многократных просьб джамаата некоторое время все же проработал имамом и в своем родном селении.

Мамма-Дибир знал 7 языков: рочибский, аварский, лакский, арабский, даргинский, падарский и азербайджанский. Кроме того, в совершенстве владел наукой целительства (тибб) и искусно лечил с помощью трав и их настоев. Но после вступления в тарикат оставил все.

Среди тех, кого Мамма-Дибир ар-Рочи обучил исламским наукам, видные просветители Дагестана Хаджи-Мухаммад из Гачада, Рамазан-хаджи из Бухты, Давуд из Хуруха, Мухаммад Умарил из Дорони, Умар-апанди из Багини, Будайчи-хаджи из Кумуха, Ундал-хаджи из Урада. Также у него учились ставшие впоследствии устазами накшбандийского, шазилийского и кадирийского тарикатов известные религиозные деятели Сайфулла-кади Ницовкринский и Шуайб-афанди аль-Багини. Сайфулла-кади пишет о шейхе в своих воспоминаниях: «Я возле него провел несколько лет, был его учеником. Я не видел никого, кто бы так искренне уважал устазов, и вместе с тем добропорядочного, скромного и простого человека. Он хранил тайну о себе. Да освятит Аллах его могилу и наполнит ее ароматами…» Шуайб-афанди аль-Багини пишет: «…познавший Аллаха и являющийся Ему свидетелем. Отбросивший все, кроме Всевышнего Аллаха, захид, знающий все науки глубоко, шейх, отличившийся в понимании всего, совершенный муршид Мамма-Дибир ар-Рочи (Тленсери), самый совершенный из всех халифов Джамалуддина Казикумухского, владеющий высшими ступенями (макамами)…»

Алимы отмечают самую большую особенность Мамма-Дибира в том, что все, кого он обучил наукам, стали большими и известными алимами. В этом плане огромна его роль в просвещении народов Дагестана.

Мамма-Дибир не отходил ни на йоту от того, чему учил его устаз Джамалуддин, работал над познанием Всевышнего Аллаха. По прошествии 7 лет после вступления в тарикат он получает разрешение (иджаза) на наставничество в качестве муршида. Но он скрыл это от всех, даже жены в течение 4 лет ничего не знали об этом.

После этого Джамалуддин пригласил Мамма-Дибира и повелел (амру) ему наставлять людей. С того времени он исполнял свой долг до самой кончины, т. е. в течение 40 лет.

Однажды у Джамалуддина спросили о степенях его халифов. Он дал хорошую оценку каждому из них и привел некоторые недостатки. Говоря о Мамма-Дибире, он сказал: «Машааллах, мубарак, он никогда не сбился в хузуре (поминании Аллаха) – ни рядом, ни на стороне. В нем не было забытья, и он не знает этого. Он всегда находился в состоянии, при котором Аллах бывает доволен своими рабами». Перед тем как переселиться в Турцию, Джамалуддин провел несколько дней в Тарках. Мюридам, пришедшим попрощаться с ним, он сказал: «Если пойдете в Рочиб к Мамма-Дибиру или в Гухал к Мухаммаду, то от них получите все, что получали от меня…» Мамма-Дибир имел огромное число мюридов.

После того, как в 1859 г . в Дагестане и Чечне газават был завершен, царская Россия беспокоилась, что борьба может вспыхнуть вновь. Для предупреждения этого за всеми влиятельными религиозными деятелями и исключительно за учениками Джамалуддина Казикумухского был установлен контроль. Контролировать Мамма-Дибира ар-Рочи было поручено лично Казикумухскому хану. Об их встрече и беседах существует очень много повествований. После того, как Мамма-Дибир покинул этот мир, хан пришел на похороны и рассказал о некоторых из них.

Мамма-Дибир же всю свою жизнь посвятил воспитанию мюридов и исламскому обучению. Медресе, которое он открыл в Рочибе, тогда было одним из ведущих в Дагестане. Здесь могли учиться представители всех национальностей, как Дагестана, так и из других областей. В народе сохранилось очень много преданий о караматах и способностях Мамма-Дибира. О некоторых из них рассказывает в своей книге «Табакат…» Шуайб-афанди из Багини.

Мамма-Дибир ар-Рочи покинул этот мир в 1878 г . в возрасте 100 лет. Похоронен он в с. Рочиб Чародинского района Республики Дагестан. В настоящее время его зиярат отреставрирован и открыт для посещения.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.