Али Рамитни

29 Апрель 2011
1682

Одно из звеньев золотой цепи накшбандийского тариката.

Али РамитниОн - второй из преемников (халифа) хаваджа Махмуда Фагнави (да будет свята его душа). Его также называли Азизан. Утверждают, что перед смертью хавадж Махмуд передал право на духовное наставничество господину Али Рамитни (Азизану) и отправил других сподвижников к нему. Цепь накшбандийского тариката (силсила хаваджа Бахауддина) связана с Махмудом Фагнави посредством двух шейхов.

Али Рамитни (да будет свята его душа) родился в деревне Рамитни, что в двух фарсахах от Бухары.

Его могила находится в Хорезме, и многие совершают зиярат к ней, прося благословения и получая благодать (баракат).

Он часто повторял: "Вспоминайте Аллаха во всех ситуациях, особенно во время разговора и приёма пищи".

Шейх Рукнутдин (да будет свята его душа) был современником Али Рамитни, они переписывались. Как-то шейх Рукнутдин написал ему письмо с тремя вопросами.

Первый вопрос (шейха Рукнутдина) звучал так: "Оба мы служим бедным и несчастным. Ты не утруждаешь себя добыванием пищи, в отличие от меня. Вместе с тем люди благодарят тебя и довольны тобою, а мною все недовольны. В чём причина?".

Шейх Рамитни (да будет свята его душа) ответил: "Многие оказывают милость, предоставляя свои дары людям, нуждающимся в милости, но мало кто из них способен принять милостыню [из чувства стыда и гордости]. Поэтому старайся не быть благодетелем, и ты не обнаружишь ни одного из них [людей] жалующимся на тебя".

Второй вопрос: "Я слышал, что ты получил вос питание от Хизри (мир ему). Как это можно понять?".

Ответ: "Поистине, у Аллаха есть рабы, очень любящие Его, и Хизри (мир ему) любит тех, кто влюблён в Него".

Третий вопрос: "Я слышал, что ты исполняешь зикр вслух (способом зикр аль-джахри). Откуда у тебя такое право?".

Ответ: "Я также слышал, что ты исполняешь зикр хафи. То, что услышит ещё кто-либо, кроме тебя, есть громкий зикр джахри. Следовательно, зикр, который вы исполняете, также является зикром джахри".

Сайфуддин Фида (да смилуется над ним Аллах), один из великих учёных того времени, спросил шейха Али Рамитни (да будет свята его душа): "С каким намерением вы исполняете зикр джахри?". Тот ответил: "Учёные сошлись на том, что мусульманину можно исполнять зикр джахри ("Ля иляха илляллах"), когда он находится при смерти, готовясь испустить последнее дыхание, ссылаясь на хадис Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям): "Громко произносите рядом с умирающим свидетельство "Нет божества, кроме Аллаха", чтобы умирающий вслух повторил эти слова". А для суфиев каждый вдох является последним. Они (суфии) в положении тех, кто находится при смерти".

Наш саид – шейх Бадруддин Майдани (да будет свята его душа) спросил шейха: "Аллах повелел нам часто и много исполнять зикр. Ведь об этом говорят Его слова [смысл]: "Вспоминайте Аллаха частым поминанием [зикром]!" (Коран 33; 41). Что же это –

зикр джахри, исполняемый языком, или зикр хафи, исполняемый сердцем?".

Али Рамитни ответил: "По отношению к начинающему мюриду – это зикр, исполняемый языком, а от достигшего конца пути тариката требуется зикр хафи, исполняемый сердцем, потому что начинающий мюрид испытывает трудности в зикре и не щадит свою душу. Что касается прошедшего до конца путь тариката, то если его сердце испытывает воздействие от исполняемого зикра, то и все части его тела станут поминать Аллаха. В итоге такой суфий часто и многократно будет исполнять зикр. Его труды одного дня будут равны трудам начинающего мюрида в течение целого года".

Шейх Али Рамитни (да будет свята его душа) говорил: "Муршид должен в первую очередь знать степень подготовленности салика и его способности, и только потом должен обучать его зикру и воспитывать в соответствии с его подготовленностью".

Тот, кто принялся воспитывать мюридов и наставлять на правильный путь, подобен тому, кто берётся растить птицу, и поэтому прежде должен знать, сколько может вместить зоб этой птицы, а потом кормить её сообразно этому.

Шейх (да будет свята его душа) говорил: "Салику необходимо приложить много усилий и заниматься самовоспитанием (рийада), чтобы достичь высокого состояния и положения".

Существует и другой способ, заключающийся в стремлении мюрида завоевать любовь сердец авлия (святых, суфийских шейхов), потому что сердца этих людей являются источником божественной мудрости, от них салик может получить свою долю, и в итоге для него станут очевидными их состояния (ахвал). Али Рамитни (да будет свята его душа) сказал: "Однажды Абдуль Халик посетил Хизри (мир ему). Шейх поднёс ему две ячменные лепёшки. Но Хизри не стал есть их. Шейх спросил его: "О мой саид! Почему ты не ешь лепёшки, ведь они халяль?". Хизри ответил: "Да. Только тот, кто замесил тесто, не был в омовении. Следовательно, нам нельзя их кушать".

Однажды к Али Рамитни (да будет свята его душа) пришли гости. В тот момент в доме не оказалось еды. Шейх вышел из дому в поисках пищи и встретил юношу, который продавал мясо. У него была кастрюля, наполненная бараниной. Юноша обратился к шейху: "Я хотел бы, чтобы ты принял эту кастрюлю, потому что я приготовил эту еду для тех людей, которые мне дороги". Али Рамитни принял этот подарок и поблагодарил юношу. Придя домой, он накормил гостей этой едой.

Позже Али Рамитни сказал юноше: "Проси у меня что пожелаешь, и если Аллаху будет угодно, твоя просьба тотчас же исполнится". Юноша был умным, поэтому ответил: "Я хочу быть похожим на тебя внешним обликом и образом жизни". Азизан сказал: "Это трудное дело, ты не в силах будешь вынести это". Юноша со смиренностью повторил: "Это моя цель, другой у меня нет". Али Рамитни взял его за руку и совершил таваджух. Через час юноша стал внешне и внутренне похожим на шейха. Прожив после этого 40 дней, он умер.

По велению своего устаза Али Рамитни (да будет свята его душа) переселился в Хорезм. Когда он прибыл туда, то остановился возле крепостных ворот и отправил человека [посланца], чтобы тот сообщил эмиру города о том, что один бедный ткач намеревается вступить в его владения и жить здесь.

Если ему разрешат, то он войдёт, а если нет –вернётся назад. В случае получения разрешения войти в город, посланец должен был взять от эмира письмо с его печатью. Когда посланец шейха Али Рамитни прибыл к эмиру и сообщил о просьбе шейха, эмир и его приближенные стали насмехаться над словами шейха Али. Эмир с издёвкой сказал: "Эти люди – самые глупые и скудоумные. Напишите то, что он просит". Посланник шейха взял письмо и принес его шейху Али. Шейх (да будет свята его душа) вошёл в город и приступил к занятиям тариката Накшбандия. Он каждый день шёл на городские рынки, останавливался возле мастеров различных ремёсел и спрашивал: "Сколько вы зарабатываете в день?". Они называли свой заработок. Он говорил им: "Я дам вам вознаграждение. Идите за мной! Совершите омовение в совершенстве, посидим вместе и совершим зикр (восхваление) Аллаху до захода солнца!".

И каждый, кто отозвался на его призыв, благодаря благодати и духовной силе шейха, достиг состояния (халь), которое оберегало от утраты связи с шейхом и влекло к постоянному желанию сопровождать господина Али Рамитни и подражать ему.

Не прошло и нескольких дней, как число его последователей и мюридов увеличилось. Нашлись люди, которые направились к эмиру с клеветой на шейха: "В ваш город пришёл шейх. Вокруг него собралось много людей. Увеличилось число его учеников и последователей. Мы боимся, что от всего этого в твоём царстве может возникнуть смута и хаос, и никто не сможет положить этому конец".

Правитель и его приближённые испугались и решили изгнать его. Когда до шейха дошли эти сведения, он вызвал к себе человека, который был его посланником к эмиру в первый раз. Вручив ему разрешительное письмо правителя, он отправил посланника к эмиру, сказав: "Иди к правителю и передай ему, что шейх вошёл в город с его разрешения, и если правитель пожелает изменить своё решение, то шейх покинет город". Когда посланник прибыл к эмиру и передал ему слова шейха и письмо с разрешением, правитель устыдился. После этого эмир посетил шейха, попросил прощения за то, что произошло по его вине, и выразил искреннее почтение к нему.

Однажды между шейхом и одним из его современников, знатным саидом по имени Отта аль-Марри, произошла ссора. Однажды тот саид, холодно встретив шейха, проявил неуважение к нему и грубо обошёлся с ним. И случилось так, что в тот же день на город совершили набег тюрки. Они разграбили город и увели много пленных, среди которых был и сын этого саида. Когда эта горькая весть дошла до саида, он понял, что этот случай – предупреждение от Аллаха за грубое обращение с шейхом. Саид явился к шейху, попросил у него прощения и позвал его и всех учёных и шейхов, которые были на благородном собрании, к себе домой. Шейх Али Рамитни (да будет свята его душа) догадался о его намерении. Когда все прибыли во двор саида, его слуга расстелил скатерть и принёс угощение. Шейх (да будет свята его душа) сказал: "Я не притронусь к пище, пока сын саида не придёт и не будет есть с нами". Затем он умолк, и все стали смотреть на него. И тотчас постучали в дверь. И когда открыли дверь, то увидели сына саида. Все страшно испугались. Они подступили к нему и принялись расспрашивать о подробностях его освобождения из плена. Он сказал: "Я сам не знаю, только что был среди тюрков в качестве пленного – и тут же очутился среди вас". А расстояние между двумя странами равнялось 10 дням пути. И все присутствующие выразили свою покорность шейху, увидев его величие и карамат, продемонстрированное им благодаря Аллаху.

Умер шейх Али Рамитни (да будет свята его душа) во вторник, в промежутке между двумя молитвами, 28 числа месяца зуль-каада 715 года хиджры (в 1321 году по григорианскому календарю). Говорят, он прожил 130 лет.

У Али Рамитни (да будет свята его душа) было двое сыновей – великих алимов, последователей его тариката, – которые ещё при жизни отца достигли совершенства и высшей степени познания Аллаха (гирфан). Один из них шейх Мухаммад Хурду. Ему было 80 лет, когда умер отец. А второй – шейх Ибрахим. Говорят, когда Али Рамитни (да будет свята его душа) умирал, он дал младшему сыну Ибрахиму разрешение на наставничество.

Некоторым его мюридам не давал покоя вопрос: почему шейх не дал разрешения своему старшему сыну, который был гораздо совершеннее и достойнее младшего. Шейх Али Рамитни (да будет свята его душа) сказал: "Поистине, шейх Мухаммад Хурду не останется после меня долго". Мухаммад прожил после своего отца 19 дней и умер. А шейх Ибрахим умер в 793 году по хиджре. Кроме сына, у Али Рамитни (да будет свята его душа) было ещё четыре преемника. И самым совершенным из них стал Мухаммад Баба Саммаси (да будет свята его душа).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.