Абдурахман из Какашуры

14 Июнь 2011
2386

«Абдурахману в своём роде нет равных поэтов»

Абдурахман из КакашурыОдним из видных поэтов Дагестана, писавших стихи по-тюркски, был кумыкский поэт Абдурахман (XVIII в.). Он родился во второй половине XVIII в. в семье какашуринца Мухаммада-хаджи и Аймесей.

Абдурахман долгое время учился в Ширване (Азербайджан), в Аварии у видных алимов того времени и, получив глубокие знания, вернулся на родину. Здесь, на равнине, в сёлах Алходжакент, Какашура он работал кадием и муллой.

К всесторонне развитому алиму, досконально знавшему законы Шариата, прекрасно владевшему арабским и тюркским языками, за знаниями приходили молодые люди со всего Дагестана.

Ученики из Аварии, Лезгистана, Кумыкии и других мест, поучившись у Абдурахмана, отправлялись на родину.

Преданность религии, высокая нравственность, усердие на пути тасаввуфа привели Абдурахмана к высокой степени шейха.

Скончался Абдурахман в середине XIX в. Последние годы жизни он провёл в селе Атлыбоюн (недалеко от нынешнего посёлка Ленинкент), из-за этого его иногда называли Абдурахманом Атлыбоюнским. По дороге из Махачкалы в Буйнакск с перевала видно старое кладбище несуществующего ныне Атлыбоюна. На этом кладбище можно увидеть сохранившийся зиярат Абдурахмана.

Свои произведения он писал по-тюркски. Его стихи посвящены не только исламской тематике, сочинял он и на другие темы. Например, некоторые стихи обращены к муллам Дагестана, Ширвана, Чечни, неправильно трактовавшим каноны Шариата; молодым людям, не старавшимся встать на правильный путь, а проводившим время в праздности, безверии, пьянстве, распутстве, не думавшим об ахирате; завоевателям Дагестана из царской России, разрушавшим всё исламское, насильственно внедрявшим свои порядки, и многое другое. Всё это вызывало у Абдурахмана сердечную боль, он глубоко переживал происходящие перемены, несогласие с которыми выливалось в поэтические строки.

Вместе с тем чувствовалось, что у него не иссякла надежда на улучшение жизни, на светлое будущее своего края.

В произведениях Абдурахмана встречается много тюркских и арабских слов, не понятных простому читателю. Из-за этого часто приходится пояснять, разъяснять смыслы довольно многих выражений. Несмотря на это, как сказал литературный исследователь Салав Алиев, «Абдурахману в своём роде нет равных поэтов», и с этим трудно не согласиться.

В конце XIX в. тюрки Абдурахмана и других авторов были собраны Акаем-кади из Казанища в рукописную книгу. Из неё многое Абусупьяном Акаевым позднее было напечатано в отдельной книге. Стараниями Шихаммата-кади из Эрпели произведения Абдурахмана отдельной книгой под названием «Тюрки Абдурахмана» были опубликованы в Темир-Хан-Шуре в 1909г.

Гасан Оразаев,

ст. научный сотрудник ИИЯЛ ДНЦ РАН.

Подготовил  Магомедрасул Омаров.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.