Учёный Ислама – имам Шарани

17 Октябрь 2011
4922

У прочитавшего его книги увеличится любовь к Аллаху и стремление к искреннему поклонению

имам ШаъраниИмам Абдулвахаб аш-Шарани родился 27 числа месяца Рамазан 898-го года по Хиджре в городке Калкашандат. Там жил отец его матери. Через сорок дней после рождения он был перевезён в городок Сакия Абу Шара. По названию этого города он и получил имя Аш-Шарани. Когда умер отец, ему не было и десяти лет.

В поисках знаний

В детском возрасте он выучил Коран наизусть. Тогда же начал изучать шариатские науки. Сначала его обучал отец, после – брат Абдулькадир.

В 910-м году по Хиджре он отправляется в Каир для приобретения знаний. Было ему тогда 12 лет. Хотя мальчик рос без родителей и не имел средств, тем не менее ничто из мирского не отвлекало его от наук и поклонения. Он решил довольствоваться малым, дабы не нуждаться, и благодаря этому ему не пришлось ни перед кем унижаться ради каких-либо благ.

Среди его учителей в Каире были крупнейшие учёные того времени. Наиболее известные из них – Джалалуддин ас-Суюти, Закария аль-Ансари, Шамсуддин ар-Рамли. Закария аль-Ансари, которого считают обновителем религии того века, очень любил его и говорил: «Клянусь Аллахом, я бы хотел разом влить в тебя все знания, которыми обладаю».

Аш-Шарани пишет в одной из своих книг, что одним из благ, которым Всевышний облагодетельствовал его, является то, что его учителя покинули этот мир, будучи довольными им. И это воистину великое благо, так как в довольстве этих великих учёных заключается довольство Аллаха.

Вскоре Аш-Шарани стал одним из самых авторитетных учёных исламского мира. Он преуспел во многих науках и стал признанным корифеем в различных областях.

Он глубоко изучил фикх четырёх мазхабов – с целью согласовывать свои деяния, по возможности, с решениями всех их. Он настолько хорошо разбирался в фикхе, что написал труды, где обобщил решения по четырём мазхабам и привёл доводы каждого из них. Он так же прекрасно разбирался в науке тафсир, хадисах, суфизме, истории, грамматике, медицине, химии и многих других.

Он написал множество книг в различных областях наук. По некоторым сведениям, число написанных им трудов – более трёхсот. Многие из них состояли из нескольких томов. Некоторые его книги вообще не имели до этого аналогов, что говорит о величии личности Аш-Шарани. Не все они дошли до наших дней, но и те, что сегодня можно найти, впечатляют.

Так, в книге «Анвар аль-кудусия фи марифати каваиди с-суфияти» Аш-Шарани рассказывает об убеждениях суфиев, о цепочке шейхов, через которых он перенял учение суфиев, а также о нормах и правилах, которые должны соблюдать вступившие на путь познания Аллаха. Ещё книги «Аль-Мизан аль-кубра», «Латаиф л-минан».

На пути познания Аллаха

С малых лет Аш-Шарани вёл аскетичный образ жизни и сторонился всего запретного и сомнительного. Лишь приобретение знаний и поклонение Аллаху интересовало его.

В Каире, куда Аш-Шарани приехал в поисках знаний, он находился при аль-Азхаре. Изучал науки, учил наизусть тексты книг. Однажды он решил выучить одну из книг по фикху шафиитского мазхаба. Когда учить осталось совсем немного, он встретил известного праведника Ахмада аль-Бахлула, который сказал ему остановиться на этом разделе – и назвал раздел, до которого Аш-Шарани дошёл. После, как Аш-Шарани ни старался, никак не удавалось запомнить оставшуюся часть книги.

Через некоторое время он опять встретил Ахмада аль-Бахлула, и тот сказал: «Знаний, которые ты приобрёл, достаточно для тебя, обратись к Аллаху!»

Аш-Шарани решил посоветоваться со своими учителями, и они сказали, что прежде надо закончить образование.

Прошло ещё какое-то время, и Аш-Шарани опять повстречал Ахмада аль-Бахлула, и тот сказал: «Если хочешь, чтобы твоё сердце оживилось жизнью, после которой уже не будет смерти, оставь творения и отдались от своих страстей и желаний».

Аш-Шарани снова посоветовался со своими учителями, и те порекомендовали ему поселиться в мечети «аль-Гумария», где у него была бы возможность изучать науки и заниматься поклонением. Аш-Шарани поселился в этой мечети.

Имам мечети и его родня приняли молодого человека радушно и старались помогать. Здесь Аш-Шарани полностью отдался поклонению и изучению наук. Годами он не ложился в постель. В его комнатке с потолка свисала верёвка, и он обвязывался ею, дабы не упасть; спал сидя, урывками. Ел раз в несколько дней и довольствовался очень малым. Люди, видя его праведность, приносили ему ценные подарки, но ничего из мирского его не заботило. Он или отвергал эти подарки, или оставлял их во дворе мечети и их подбирали дети и нищие.

Однажды к нему зашёл шейх Ахмад аль-Бахлул и спросил, женат ли он. Аш-Шарани ответил, что нет. «Почему?» – спросил шейх. На это парень ответил, что у него нет средств для махра. Шейх попросил его подать руку. Аш-Шарани протянул руку, шейх пожал её и сказал: «Я женил тебя на Зайнаб, дочери Халил аль-Касаби, и взял с тебя махр в размере тридцати динаров, а её братьев я отправил тебе в услужение и отдал вам дом. Теперь скажи: “Я принял”». Аш-Шарани сказал так, и шейх покинул его.

Прошло немного времени, и он опять услышал стук в дверь. «Кто стучится?» – спросил Аш-Шарани. «Это Халил аль-Касаби», – услышал он в ответ. Войдя, Халил сказал: «Я хочу породниться с тобой и выдать за тебя свою дочь». – «Но я бедный человек и у меня нет имущества, достаточного для махра». Этот разговор невольно услышал находившийся неподалёку какой-то человек и сказал: «У меня имеется 30 динаров, и я вношу их в качестве махра за него». Халил аль-Касаби принял махр и добавил: «Я дарю вам также дом, а у твоей жены имеются три брата, и я посылаю их к тебе в услужение, чтобы они обучались знаниям».

Аш-Шарани провёл в мечети «аль-Гумария» 17 лет, а потом переехал в медресе УМ Хаванд и прожил там около 7 лет.

Аш-Шарани понимал, что, несмотря на все усилия, он не в состоянии достичь уровня приближённых рабов Аллаха без наставника. Он обошёл многих суфийских учителей его времени, но не получил ожидаемого от большинства из них.

И вот, наконец, он встречает шейха Али аль-Хаваса. Аш-Шарани понимает, что это и есть тот человек, которого он искал и который может научить его искреннему служению Аллаху.

Аш-Шарани написал удивительные книги. У того, кто их прочитает, увеличится любовь к Аллаху и стремление к искреннему поклонению.

Козни завистников

Во все времена людям, чьи сердца охвачены завистью, не даёт покоя слава праведных рабов Аллаха, подобных Аш-Шарани. Как только завистники ни пытались опорочить этого великого имама, но все попытки в конце концов оборачивались против них самих. Аллах Всевышний после каждой козни ещё больше возвышал имя этого великого учёного.

Завистники ходили к известным учёным того времени и убеждали их, что Аш-Шарани отошёл от норм Шариата, но когда выяснялась истина, эти учёные проникались ещё большим уважением к нему.

Приведу один пример из его жизни. Как-то завистники внушили известному учёному маликитского мазхаба Насируддину аль-Кани, что Аш-Шарани переходит границы дозволенного и устраивает сборища поминания совместно для мужчин и женщин.

И вот Аш-Шарани, узнав об этом, обращается к нему с просьбой одолжить одну большую книгу, чтобы перечитать. Аль-Кани посылает её с одним из учеников. Когда тот пришёл, Аш-Шарани попросил его остаться на ночь. В результате ученик убедился, что разговоры про учёного – это измышления и клевета. Аш-Шарани провёл с ним большую часть ночи в поклонении и отлучался лишь на короткое время. И не увидел тот ученик ничего противоречащего Шариату. На следующий день Аш-Шарани отправил его обратно с книгой. И когда ученик рассказал, что было ночью и что Аш-Шарани отлучался лишь ненадолго, Аль-Кани не поверил, что за такое короткое время можно было что-либо познать из книги, так как это был многотомник и требовалось немало дней лишь для того, чтобы её перечитать. Но когда он открыл книгу, то во многих местах на полях увидел комментарии, написанные рукой Аш-Шарани, и понял, что тот является приближённым рабом Аллаха, и раскаялся. После этого случая этот известный учёный вставал, когда заходил Аш-Шарани, и усаживал его на своё место, а сам сидел перед ним как ученик.

Завистники отправлялись также к правителям с доносами на Аш-Шарани, пытаясь настроить тех против него. Но всегда дело оборачивалось тем, что правители начинали проявлять к нему ещё большее уважение.

Тогда они решили отравить его. Один из них пригласил Аш-Шарани к себе на ужин и приготовил отравленную еду. Но еда случайно попала его же детям, и козни обернулись против него самого.

Но самым гнусным было то, что, наняв переписчиков, они включали в книги Аш-Шарани различные заблуждения, противоречащие Шариату, и распространяли их. Учёный в некоторых своих книгах пишет, что его недруги занимаются подобным, и поэтому он передавал оригиналы своих книг для чтения известным учёным своего времени, и, естественно, они не находили в них ничего противоречащего Шариату.

Хотя прошло уже несколько столетий как Аш-Шарани покинул этот мир, но и сегодня находятся те, кто распространяют подобные измышления про великого имама.

Но вот вопрос: кто сегодня знает тех завистников, которые в своё время пытались опорочить имя великого учёного, приписывая в его книги всякие измышления, противоречащие Шариату? Так же скоро забудутся имена сегодняшних заблудших, а именем Аш-Шарани, как и столетия ранее, будут восхищаться и Восток и Запад. Цель этих нездоровых людей – заразить своей болезнью, так как шайтан, наущающий их, знает, что тех, кто воюет с приближёнными Аллаха, Он отдаляет от Своей Милости. И шайтан хочет, чтобы и вы были из числа противников истинных праведников и учёных.

Если кто-либо из подобных людей попытается показать вам эти искажения, то хотелось бы, чтобы вы обратили внимание на следующие моменты:

1. Аш-Шарани учился у крупнейших учёных, каких не было уже несколько веков, и они были довольны им. Те же, кто пытается опорочить этого великого имама сегодня, в основном являются отщепенцами и представителями секты, которую учёные ахлу сунна советуют остерегаться.

2. Аш-Шарани в совершенстве разбирался в науках Шариата, и это признано крупнейшими учёными Шариата, начиная с его современников и до дня настоящего. Более того, он разбирался в решениях четырёх мазхабов, знал доводы каждого из них и старался избегать чего-либо, что не одобрял хотя бы один из мазхабов. Его книги, где он приводит анализ решений четырёх мазхабов, признаны всеми крупными учёными, и нет подобных им. Те же, кто пытается опорочить Аш-Шарани, и в одном мазхабе не разбираются.

3. Аш-Шарани сам пишет во многих своих книгах, что суфизм не может противоречить Шариату, и приводит множество доводов. Поэтому нелепыми выглядят противоречащие духу книги отрывки с отвратительными измышлениями, противоречащими Шариату.

4. Аш-Шарани сам не раз в своих книгах пишет, что нечестивцы занимаются подлогом в его книгах, а поэтому он отправлял оригиналы книг крупным учёным того времени, и они убеждались, что нет в его книгах ничего противоречащего Шариату. Не разумно ли поверить самому Шарани и крупнейшим учёным ахлу сунна, которые дают высокую оценку его книгам, чем недоучкам слова, которые ничего не стоят и которых вряд ли волнует истина?

Имам Аш-Шарани покинул этот мир 12 числа месяца Джумаду ль-Ула 973 года по Хиджре, после трёх месяцев болезни.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.