Абулкасим аль-Кушайри

19 Декабрь 2011
2875

Поездка в Нейсабур Абулкасим Абдулкарим бин Хавазан бин Абдулмалик аль-Кушайри родился в месяце рабиуль-авваль 376-го года по Хиджре в городе Устува, что находится недалеко от Нейсабура.

Его предки как с отцовской, так и с материнской стороны были арабы, которые переселились в своё время в Хорасан. Отец его умер, когда Кушайри был ещё ребёнком. После смерти отца его отдали на воспитание к учёному Абулкасиму аль-Яманий – мальчик изучал у него арабский язык, литературоведение и другие науки.

Поездка в Нейсабур

В юношеском возрасте Кушайри отправился в Нейсабур ради приобретения знаний. Первоначальной его целью было изучение математики, так как в то время его деревне приходилось выплачивать различные налоги, а в селе не было того, кто мог бы вести хорошо расчёты, и часто незнанием сельчан пользовались недобросовестные люди. Аль-Кушайри решил посвятить себя изучению, как бы выразились в наше время, бухгалтерского дела, дабы облегчить людям их положение. Но в Нийсабуре произошло событие, которое коренным образом изменило его первоначальное намерение. Он попал на собрание великого суфийского шейха Абу Али ад-Даккака, встреча с которым оказала влияние на всю его дальнейшую жизнь. Аль-Кушайри решил посвятить себя служению Всевышнему и вступил в круг учеников шейха. Аль-Кушайри всем сердцем полюбил великого праведника, и все его помыслы теперь были направлены следованию пути суфиев.

О том, какие чувства испытывал аль-Кушайри к своему учителю, мы можем узнать из следующих строк, которые он приводит в своей книге «Ар-Рисала»: «В начале своего пути я не заходил к устазу Абу Али ад-Даккаку кроме как находясь в посте и кроме как искупавшись предварительно. Бывало не раз, что я подходил к дверям медресе, где обучал шейх, и, не в силах заставить себя войти, возвращался обратно. Когда же я набирался смелости и заходил, то к тому времени, как я приближался к шейху, моё тело как будто онемевало, и, наверное, если бы меня укололи в этот момент, я бы этого не почувствовал. Когда у меня возникал вопрос и я приходил к шейху за разъяснениями, у меня даже не было нужды спрашивать: как только я садился перед шейхом, тот начинал разъяснять волнующий меня вопрос до того, как я успевал раскрыть рот. За всё то время, что я провёл с шейхом, до той поры, пока он не покинул мир, я не помню, чтобы хотя бы раз в моём сердце возникло хоть малейшее несогласие с ним».

Нет ничего удивительного в том, что шейх полюбил такого искреннего ученика и избрал его для продолжения своего дела. Шейх выдал за аль-Кушайри свою дочь, и она родила ему пять сыновей и одну дочь. Все его сыновья стали известными учёными и праведниками.

По совету шейха аль-Кушайри начал посещать лекции крупных учёных Нейсабура, а Нейсабур в то время был одним из центров научного мира. Из этого города вышло много знаменитых учёных, особенно крупных знатоков хадисов. Одно то, что имам Муслим, автор второго по значению после сборника аль-Бухари, был из Нейсабура, говорит о том, как в этом городе были распространены науки.

Учёный шестого века по Хиджре Якут аль-Хамави пишет: «Нейсабур является источником многих достойных учёных, и я не видел среди городов, которые я посетил, подобного Нейсабуру».

Ибн Батута пишет, что учебные заведения этого города являются наилучшими и наипрекраснейшими из всех учебных заведений. Ибн Батута превозносит их даже над университетами Багдада и Каира.

В Нейсабуре аль-Кушайри начал обучался исламскому праву (фикху) у известного учёного шафиитской школы Абубакра ат-Туси. Также он обучался каламу и усулу фикх у известного учёного Ибн Фурака и стал одним из лучших его учеников. После смерти Ибн Фурака он начал посещать лекции Абу Ихака аль-Исфарайни. Приводится свидетельство, что аль-Кушайри во время посещения лекции аль-Исфарайни ничего не записывал. Так продолжалось в течение нескольких дней. Аль-Исфарайни, заметив это, сказал: «Для приобретения знаний по этой науке недостаточно лишь слушать». То есть дал понять юноше, что необходимо делать записи. Тогда аль-Кушайри пересказал всё, что он слышал от учителя. Удивившись его способностям, аль-Исфарайни сказал: «Я не знал, что ты достиг такого уровня. Ты не нуждаешься в посещении моих лекций. Тебе достаточно лишь читать мои книги, и если что-то будет непонятно, то обратись ко мне».
Аль-Кушайри обучался и у многих других известных учёных его времени. В 410-м году по Хиджре он отправился в хадж с известными учёными аль-Байхаки и Абу Мухаммадом аль-Джувайни. В этой поездке он посетил многих учёных исламского мира и приобрёл от них знания.

Вскоре имя аль-Кушайри стало известно во всём исламском мире, и многие крупные учёные дали ему высочайшую оценку.

Тажуддин ас-Субки в «Табакат аш-Шафиияти Кубра» пишет: «Люди его века сошлись в том, что он является предводителем своего времени, примером для подражания и благодатью мусульман в том веке».

Испытания на пути Аллаха

 В середине пятого века по Хиджре Хорасаном правил сельджукский султан Тугрлбек. Этот правитель был суннитом и следовал ханафитскому мазхабу. Но у него на службе визирем состоял приверженец сектантских взглядов Имаду ль-Мульк аль-Кундури.
Тажуддин ас-Субки пишет про него: «Он был мутазилитом и рафидитом и придерживался мерзких убеждений. Мне неизвестно, чтобы в одном человеке объединилось столько мерзких убеждений, как в этом человеке…».

 Аль-Кундури питал ненависть к последователям Сунны и чинил против них всяческие козни.

В 445-м году он добился от султана Тугрлбека разрешения на то, чтобы проклинать с минбаров мечетей основателей всяческих сект и заблуждений. Но этот заблудший внёс в список также и имя Абу ль-Хасана аль-Ашари, известного имама приверженцев Сунны. На этот гнусный поступок его подтолкнули заблудшие убеждения и то, что он испытывал зависть к последователям Абу ль-Хасана аль-Ашари, так как они пользовались большим почётом и авторитетом среди людей.

Передают, что в то время главой Нейсабура был Абу Сахл бин аль-Мувафак. Он был очень щедрым и праведным человеком. Он был последователем школы имама Абу ль-Хасана аль-Ашари. Приводится, что он претендовал на роль визиря в сельджукском государстве, и это являлось ещё одной причиной гнусного поступка аль-Кундури.

Когда началось публичное проклинание обновителя религии и Сунны Пророка (мир ему и благословение) Абу ль-Хасана аль-Ашари в мечетях Хорасана, многие известные учёные того времени выступили против этого. Во главе этих учёных стоял аль-Кушайри, который к тому времени пользовался огромным авторитетом в Хорасане. Учёные пытались донести до султана ошибочность этих действий, но все жалобы проходили через визиря, и не представлялось возможным донести истину до султана.

 Тогда аль-Кушайри написал известное воззвание к учёным исламского мира, в котором разъяснялось заблуждение, распространившееся в Хорасане. Многие крупные учёные откликнулись на это воззвание и осудили действия визиря. Среди тех, кто откликнулся, были такие крупнейшие имамы ахлю сунна того времени, как аль-Байхаки, Абу Исхак аш-Ширази, ад-Димагани и многие другие. Для большинства современных читателей перечисление этих имён мало что даёт, так как большинство людей нашего времени имеет слабое представление об истории Ислама и об авторитетах исламского мира. Годы гонений на религию сделали своё дело, и большинство мусульман постсоветского пространства сегодня знают больше о персонажах древнегреческих мифов, чем об известных на весь исламский мир учёных. Чтобы мы имели некоторое представление об учёных, которые ответили на воззвание аль-Кушайри, будет уместным привести небольшую справку о них.

Что касается аль-Байхаки, то он был самым авторитетным знатоком хадисов того времени. И хотя он был последователем шафиитского мазхаба, но учёные говорили, что если бы он захотел, то мог бы основать свой собственный мазхаб – до такой степени обширными знаниями он обладал.

Что касается Абу Исхака аш-Ширази, то он в то время был одним из самых авторитетных факихов шафиитского мазхаба. Визирь Низам аль-Мульк, который в дальнейшем сменил аль-Кундури, построил для него медресе в Багдаде. В дальнейшем этому учёному пришлось посетить Хорасан: в какой бы город он ни входил – жители города выходили встречать его, и имамами в этих городах он находил или своих учеников или учеников своих учеников.

После того как учёные выступили против публичного проклинания предводителя последователей Сунны, аль-Кундури решил посадить в тюрьму самых авторитетных из них. Были арестованы и заключены под стражу аль-Кушайри и аль-Фурати. Он хотел посадить также великого имама аль-Джувейни, но тот покинул родину, и они не смогли осуществить задуманное. Узнав об этом, Абу Сахл поднял восстание и освободил аль-Кушайри. После этого аль-Кушайри покинул Нейсабур и вынужден был в течение долгого времени скитаться на чужбине. Многие учёные в то время покинули Хорасан и были вынуждены скитаться на чужбине. Но как бы ни старался аль-Кундури и какие бы козни он ни строил, в конце концов все его усилия обернулись против него самого, а авторитет аль-Кушайри лишь возвысился в исламском мире; об этом мы расскажем в дальнейшем.
Аль-Кушайри посетил крупные города исламского мира, и везде он пользовался почётом и уважением. В 448-м году по Хиджре он посетил столицу халифата – Багдад. Его с почётом принял сам халиф. Халиф устроил для него собрание, где аль-Кушайри читал лекции по хадисам. Лекции аль-Кушайри посещал сам халиф, а также крупные учёные Багдада. Известный учёный, знаток хадисов и историк Хатиб аль-Багдади пишет: «Он читал хадисы в Багдаде, и мы записывали их. Он был из числа надёжных передатчиков хадисов. Он читал проповеди, и его проповеди были прекрасны…».

После многих лет скитаний аль-Кушайри решил совершить хадж. В том году в хадже участвовало очень много учёных, которым пришлось покинуть родину из-за гонений аль-Кундури. Этот хадж даже назвали хаджем учёных из-за большого их количества. Среди тех, кто совершил паломничество в том году, были и крупнейший знаток хадисов аль-Байхаки и предводитель факихов аль-Джувейни.

После завершения хаджа учёные начали обсуждать, как им поступать дальше. Кто-то говорил, что необходимо возвращаться на родину, другие говорили, что будут лучше, если этого не делать. В конце концов они сошлись во мнении, что наилучший выход – выбрать одного из них, предоставить ему слово и последовать его решению. Все согласились с тем, чтобы предоставить это право аль-Кушайри. Аль-Кушайри поднялся на минбар, провёл некоторое время в задумчивости, а потом громким голосом воззвал: «О жители Хорасана, возвращайтесь домой! Воистину аль-Кундури был казнён и расчленён. И я сейчас вижу это». И действительно, оказалось, что аль-Кундури был казнён по велению султана Алб Арслана, который сменил умершего к тому времени султана Тугрлбека. Визирем был назначен известный праведник и учёный Низам аль-Мульк, который относился с большим уважением к учёным Ислама.

Оставшиеся годы своей жизни аль-Кушайри провёл в Нейсабуре, пользовался большим почётом среди учёных, правителей и простого народа.

Наследие аль-Кушайри

Аль-Кушайри написал более двадцати книг. Но до наших времен дошла лишь часть из них. Одними из самых знаменитых его трудов являются его толкование Корана и трактат о суфизме, известный как «ар-Рисалату ль-Кушайрия». На этой книге мы остановимся более подробно.

Эта книга на протяжении многих веков пользуется огромным авторитетом в исламском мире. Известные учёные, такие как Закария аль-Ансари и Мола Али аль-Кари, написали толкование к этой книге. В Интернете можно найти аудио- и видеоверсию толкований известных учёных современности Саида Рамазана аль-Бути и муфтия Египта Али аль-Джума.

Насколько мне известно, книга «ар-Рисалату ль-Кушайрия» переведена на турецкий, персидский, английский, французский, немецкий языки. Перевод на английский язык известен как «Epistle on Sufism».

Аль-Кушайри начинает эту книгу с разъяснения убеждений имамов суфизма. Далее в книге приводятся биографии известных праведников и имамов суфизма. Далее идёт разъяснение терминологии, которую используют суфии, а также разъяснение состояний, которые испытывают последователи суфизма.

В этой книге аль-Кушайри пишет: «Не было века в истории Ислама, в котором жил бы шейх суфиев из числа познавших Аллаха , без того, чтобы крупные учёные того времени не подчинились бы тому шейху, не относились бы к нему с почтением и не стремились бы получить от него баракат».

Ярким примером истинности этих слов является и биография самого аль-Кушайри. Мы видели, с каким почётом к нему относились крупнейшие учёные его времени. Сегодня находятся заблудшие, которые хотят убедить мусульман в обратном. Они приводят вырванные из контекста слова учёных, преподносят их как критику суфизма и пытаются этим доказать, что учёные Ислама выступали против суфизма. Эти заблудшие пользуются лишь незнанием мусульманами истории исламского мира. Если бы они знали историю, то нашли бы, что за многими великими делами, служившими возрождению и возвеличиванию Ислама, стояли люди, так или иначе связанные с суфизмом.

 В 465-м году по Хиджре аль-Кушайри покинул этот мир и был похоронен в городе Нейсабур рядом со своим шейхом Абу Али ад-Даккак.

Передают, что после того, как аль-Кушайри покинул мир, его лошадь отказалась от корма и через неделю умерла.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.