Давуд-Мухаммад из Хунзаха

30 Декабрь 2011
2027

Верующие работники КГБ несколько раз предупреждали его об опасности

Давуд-Мухаммад из ХунзахаХадис Пророка (мир ему и благословение) гласит: «Алимы, учёные Ислама – это свет моей уммы». Этим хадисом я бы хотела начать рассказ о человеке, благодаря усердию и стараниям которого свет Ислама не покидал наше село, о человеке, который, как и многие богословы Дагестана, сберёг и донёс до нас ценности Ислама.

Давуд-Мухаммад родился в селе Хунзах Хунзахского района в семье Алибека и Халимат. Остался сиротой, ещё в детстве умерла мать. С детских лет получал религиозное образование. Довольно долго учился с Гамзатом Цадасой, с которым они были неразлучными друзьями. До становления Советской власти работал имамом в селении Уздалросу в течение четырёх лет, а затем в сёлах: Кахикал, Чалда и Хариколо.

Впервые встал на путь тариката под духовную опеку у Хасана-афанди (къ.с.). После него его духовным наставником был Хумайд-афанди (къ.с.). Хумайд-афанди (къ.с.) относил Давуд-Мухаммада к одним из лучших мюридов. После смерти Хумайда-афанди Давуд-Мухаммадом было написано назму, посвящённое его устазу.

Приход коммунистов и повсеместное давление на религию для Давуд-Мухаммада, как и для многих алимов Дагестана, стало тяжёлым испытанием. Но всё же он не переставал обучать людей Исламу. К нему приходили учиться с Хунзаха и соседних сел: Мухаммад Гаджиев, Зубаир, Муртазали, Мухаммад – сын Гаджиява и т. д.

В течение всей жизни Давуд-Мухаммад не переставал поддерживать отношения со своими духовными наставниками, он часто ходил в Кахиб к Мухаммадариф-афанди (къ.с.), с которым советовался по всем вопросам, несколько раз его в Хунзахе навещал и сам Мухаммадариф-афанди (къ.с.), который в один из визитов своей благородной рукой написал талисман для правнучки Давуд-Мухаммада Патимат.

Также он поддерживал дружеские отношения с такими алимами, как Салих из Батлуха и его сыновьями Умаром и Мухаммадхажи и с Мухаммадом из Орота. Для Мухаммада они были близкими друзьями, почти как члены семьи. Давуд-Мухаммад и Умар были очень дороги друг другу. Давуд-Мухаммад не мог смириться с тем, что мечети в период советской власти были закрыты. И по его инициативе было написано письмо с просьбой разрешить открытие мечети с подписями более 40 человек, которые поддерживали его в этом деле. Письмо было отправлено в Махачкалу, оттуда его направили обратно с требованием разобраться на месте, после чего вопрос об открытии мечети был закрыт местными властями. Но это было не единственным испытанием. По доносу некоторых односельчан органам власти стало известно, что Давуд-Мухаммад со своими братьями по вере совершал коллективные намазы и таравих-намазы в месяц Рамазан у себя дома, после этого пришлось на некоторое время прекратить совершение коллективных  намазов.

Конечно, такая активная мусульманская позиция была не по нраву власти, отстаивающей воинствующий атеизм. Не раз совершались попытки властями посадить в тюрьму неугодного им алима. Но, как известно, кто держится пути истины, того Аллах не оставляет. Как вспоминала его внучка Кунсият, находились верующие люди и среди работников КГБ, которые  несколько раз предупреждали деда об опасности.

Помимо этого Давуд-Мухаммад очень тесно дружил с Гамзатом из Цадаса, негласная поддержка которого не давала возможность органам власти оказывать на него давление. Давуд-Мухаммад часто вспоминал добрую традицию Гамзата Цадасы, который каждый раз в холодные зимние дни, приходя к ним, приветствовал его тёплыми руками, согретыми варёной картошкой, которую он нёс в руках для своего друга и его супруги. Их также связывали родственные узы, дочь Давуд-Мухаммада Хадижат была замужем за двоюродным братом жены Гамзата Цадасы.

Давуд-Мухаммад покинул этот мир в 1967 году в возрасте, примерно, 85 лет в пятницу и похоронен в родном селе. Дай Аллах нам баракат и шафаат праведных любимцев Аллаха. Амин!!!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.