Абу Абдуллах Мухаммад ас-Сануси (832–895 гг. по Хиджре (1428–1490 гг.)

26 Март 2012
2647

Биография имама ас-сайида Абу Абдуллаха Мухаммада ас-Сануси Мухаммад ибн Юсуф ибн Умар ибн Шуайб ас-Сануси ат-Тилмисани аль-Хасани был учёным в области хадисов (мухаддис), акиды (мутакаллим), логики (мантык) и чтения Корана. Он умер в Тлемсене.

Его ученик (Мухаммад ибн Умар ат-Тилмисани) аль-Маляли написал его обширную биографию под названием «Аль-мавахиб аль-кудсийя фи манакиб ас-санусийя». В ней он пишет: «Велик его вклад в явные науки. Он овладел их основами (усуль) и ответвлениями (фуру). О чём бы он ни говорил, слушатель решал, что [никто из его современников] лучше в этом не разбирается, особенно это касалось тавхида и рациональных наук. Также он обладал знаниями в тайных науках, но и из явных наук выводил то, что полезно для следующей жизни (ахират), особенно из тафсира и хадисов, поскольку всегда чувствовал, что Аллах его видит, и сам будто бы видел ахират.

Его учителя

• Его отец.

• Шейх Наср аз-Завави.

• Алляма Мухаммад ибн Тузат.

• Ас-сайид аш-Шариф Абуль-Хаджадж Юсуф ибн Абу Аббас аль-Хасани (наука о чтении Корана (кыраат)).

• Абу Абдуллах аль-Хабзаб (астрономия).

• Имам Мухаммад ибн Аббас (усуль и мантык).

• Факих аль-Джалляб (фикх).

• Великий вали аль-Хасан Абракан ар-Рашиди. Имам ас-Сануси провёл много времени рядом с ним, получил от него много пользы и бараката. Тот очень любил его и делал за него дуа, и Всевышний принял дуа вали.

• Его дядя, факих, хафиз Абуль-Хасан ат-Талюти. С ним он прочитал «Ар-Рисаля».

• Имам Абуль-Касим аль-Канабиши. С ним он прочитал «Иршад» имама аль-Джувейни и другие книги по акиде.

• Имам Абу Зейд ас-Са’алиби. У него он прочитал сборники Бухари, Муслима и другие книги по хадисам, и тот передал ему все иджазы, которые имел.

• Имам, вали, захид Ибрахим ат-Тази надел на него халат (хирка) и передал ему разрешение на наставничество.

• Имам Абуль-Хасан аль-Кальсади аль-Андалуси обучил его науке о делении наследства и математике и передал ему все иджазы, которые у него были.

Имам ас-Сануси обладал кротким нравом, огромным терпением, не обращал внимания на неприятные вещи, которые о нём говорили, и слушал их с улыбкой, не гневался, не таил злобы, ни с кем не был груб, встречал каждого приятными словами и уважением, так что тот становился его другом.

Его ученик аль-Маляли передаёт, что имам говорил: «Следует ступать осторожно и смотреть под ноги, чтобы случайно не убить насекомое». Когда же он видел, как кто-то сильно бьёт животное, то изменялся в лице и говорил тому: «Будь помягче, о благословенный», – и запрещал воспитателям бить детей.

Аль-Маляли передаёт, что слышал от своего учителя: «У Всевышнего Аллаха сто милостей. И их не получит никто, кроме тех, кто милостив ко всем творениям и испытывает сострадание к ним».

Когда он почувствовал смертельную болезнь, то перестал ходить в мечеть, поскольку был прикован к постели. Болезнь длилась десять дней, а затем он умер. Когда он был при смерти, его племянник делал ему талкын (читал над умирающим шахаду). Имам повернулся к нему и сказал: «А разве может быть иначе?!»

Дочь воскликнула: «Ты уходишь и оставляешь меня!» Тогда он сказал: «Скоро мы встретимся в Раю, если на то будет Воля Аллаха». И перед смертью он повторял: «Мы просим Всевышнего сделать так, чтобы мы и те, кого мы любим, произнесли шахаду и поняли её смысл в момент смерти».

Имам скончался в воскресенье, восемнадцатого Джумадаль-Ахира восемьсот девяносто пятого года, и люди почувствовали запах благовоний в момент его смерти, да смилуется над ним Аллах.

И аль-Маляли сказал: «Он сообщил мне примерно за два года до смерти, что ему пятьдесят пять лет». Ат-Танбакити пишет в «Найль аль-ибтихадж»: «Я читал у одного учёного, что он спросил аль-Маляли о возрасте его учителя, и тот ответил: “Он умер в возрасте шестидесяти трёх лет”». Аллах знает лучше.

Его ученики

• Ибн Са’д;

• Абуль-Касим аз-Завави;

• Ибн Абу Мадьян?

• Шейх Яхья ибн Мухаммад;

• Ибн аль-Хадж аль-Байдари;

• Ибн Аббас ас-Сагыр;

• Валиюлла Мухаммад аль-Каль’и и другие достойные учёные.

 Его книги

• «Акыда ахли-т-таухид ва-т-тасдид аль-мухриджа мин зульматиль-джахли ва рибкати-т-таклид». Другое название: «Аль-Акида аль-кубра». На неё существует много шархов (толкований).

• «Акида ахли-т-тавхид ас-сугра». Другое название: «Умм аль-Барахин». Многократно издавалась в Каире, Малайзии, Индии и других исламских странах. Является одним из основных текстов по акиде, который изучают во всём мире. Известно более семи её стихотворных переложений и более шестидесяти шархов, к которым написано огромное количество хашия (примечаний на полях).

• «Аль-Муршида», также известная как «Аль-Акида ас-Санусийя аль-вуста», и шарх на неё. На неё написано четыре хашия.

• «Шарх ан-Манзума аль-Джазаира». Другое название: «Аль-‘Акд аль-фарид фи халли мушкилят ат-тавхид».

• «Аль-Мукаддима» (по философии) и шарх на неё. Дважды издавалась в Каире на полях «Сугра ас-Сугра». К этой книге существует три хашия.

• «Аль-Бурхан» и шарх на неё.

• «Мухтасар аль-мантик» и шарх на неё. На эту книгу написано более десяти шархов, помимо шарха самого автора.

• «Нусра аль-факыр», опровержение Абуль-Хасана ас-Сагира аль-Макнаси (ум. в 719-м г. по Хиджре).

• «Ат-Тыб ан-Набави» (Медицина Пророка, солляллаху алейхи ва саллям).

• Шарх к книге «Аль-Исагуджи» по логике.

• Толкование двух свидетельств (шахады).

• Тафсир суры «Аль-Фатиха».

• Толкование Прекрасных Имён Аллаха.

• Шарх Сахих Бухари (не окончен).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.