Абу Язид Бастами Тайфур бин Иса бин Адам (да будет свята его душа) родился в 188 году Хиджры (804 г. григорианского календаря) в местности Бастам. Он был сверстником Абу Хафса Хаддади и Яхьи бин Мааза. Он был современником суфия Шакика аль-Бальхи (да будет свята его душа). У него было два брата по имени Адам и Али. Все они были глубоко верующими людьми, оставившими мирское ради служения Всевышнему Аллаху.
В детстве Абу Язид вместе с другими мальчиками часто играл у порога мечети. Когда один из выдающихся ученых – суфий Шакик аль-Балхи читал проповеди в мечети, Абу Язид часто слушал его, стоя у двери. Увидев его, Шакик произнес: "Из этого мальчика вырастет выдающийся человек".
Абу Язид получил духовное воспитание от равхани Джа‘фара ас-Садика (да будет свята его душа). Людей, получивших духовное воспитание подобным образом, называют суфийским термином "увайси".
Великий шейх Мухиддин аль-Араби (да будет свята его душа) сказал: "Один из мюридов сказал Абу Язиду: "Я выпил напиток, после чего я больше никогда не испытывал жажды". Абу Язид заметил: "Настоящий человек (мюрид) это тот, чей язык вываливается от сильной жажды, даже если он выпил целое море". Здесь он имел в виду безграничную любовь к Аллаху, ибо нельзя быть до конца довольным степенью своей любви ко Всевышнему.
Абу Язид (да будет свята его душа) обладал глубоким пониманием наук. Его речь отличалась лаконичностью и глубоким смыслом.
Однажды Абу Язид увидел Всевышнего Аллаха во сне и спросил: "О Аллах! Как мне приблизиться к Тебе?" Аллах ответил: "Ты не следуй прихотям своего нафса, не люби возвеличивание, считай себя самым недостойным, и ты [познаешь Меня и] приблизишься ко Мне".
Абу Язид говорил: "Мой тарикат – это путь, следуя по которому можно легко постичь Аллаха. Когда мюриды других тарикатов будут идти к Аллаху днем и ночью, не останавливаясь, мюриды моего тариката ночью будут спать, а, вставая утром, будут к Аллаху ближе". Смысл сказанного заключается в том, что мюриды других тарикатов вынуждены тренировать тело, а Накшбандийский тарикат с самого начала связывает сердце с Аллахом. В Накшбандийском тарикате вначале происходит "джазбат", а затем "сулук" – (усердное богослужение). А в других тарикатах вначале сулук и только потом джазбат.
Как-то Абу Язида спросили: "Ты постоянно находишься в служении Аллаху. Кто же тебя кормит?" Абу Язид ответил: "Мой Господь дает средства к существованию (ризк) даже собаке и свинье, как же он не даст ризк Абу Язиду?" Однажды он совершал намаз за имамом. По окончании намаза имам спросил его: "Абу Язид, кто же тебя содержит?" Абу Язид ответил: "Подожди, пока я обновлю намаз". Позже он пояснил: "За тем, кто не знает, что пропитание дает Аллах, нельзя совершать намаз".
Абу Язид также говорил: "Тот, кто прочитал книги и выучил их наизусть, еще не является 'алимом. Ведь если он забудет выученное, то окажется невеждой. ‘Алимом является тот, кто получил знание от Аллаха, без получения уроков и заучивания. Он – ‘алим от Аллаха. Те же, которые получили знания из книг или от предков, а те, в свою очередь, от своих предков, отдаляются от источника знаний. Авлия получают знания от Аллаха, как благо с Его стороны, соответственно времени, в котором они находятся".
Когда его спросили: "Как ты познал Аллаха?" Он ответил: "Пустым животом и голым телом, (т.е ограничивая себя в еде и одежде)". Его спросили: "Что ты нашел самым трудным для себя на пути к Аллаху?" Он ответил, что не может это описать. Когда его спросили: " Что ты нашел самым легким для своего нафса на пути Аллаха?" Он ответил: "Я призвал свое тело к служению, но оно не подчинилось мне, и на целый год я лишил его холодной воды".
Люди спрашивали его: "Когда человек становится спокойным и богобоязненным?" Он отвечал: "Тогда, когда он забудет о своем нафсе, когда не будет стремиться к достижению какого-либо положения в обществе или материального состояния, когда достигнет такого уровня, при котором поймет, что он самый недостойный из людей. Самыми приближенными к Аллаху являются те люди, которые проявляют жалость к людям".
Однажды некто сказал ему: "Выражение "Ашхаду ан ля иляха илля Ллах" (Я свидетельствую, что нет божества, которому следует поклоняться, кроме Аллаха) – ключ от Рая?!" Он заметил: "Ты говоришь правильно, но ключу также необходимы зубцы. Если их зубцы не совпадают, он не откроет замок. Таких же "зубцов" у шахады четыре:
1. Свободный от лжи и наговоров язык.
2. Сердце без коварства и обмана.
3. Живот, в котором нет запретного (харам) и сомнительного.
4. Чистое от страстей и нововведений служение Аллаху".
Абу Язид (да будет свята его душа) говорил: "Этот мир – для многих, а последующая жизнь – для особых людей. Если хочешь быть особенным, не имей ничего общего с людьми в их мирских делах".
Для мюрида нет наказания тяжелее беспечности (гафлат), которое сильнее огня. Аллах создал людей, проявив Свое могущество, дал им средства к существованию (ризк), проявив Свою щедрость, умертвил их, проявив Свою силу, и оживит их для проявления Своего Величия. Тот, кого одолели страсти, не в состоянии познать Аллаха. Поэтому Абу Язид говорил: "Нафс смотрит на мир, душа смотрит на Ахират, ма‘рифа смотрит на Аллаха". Тот, кого одолел нафс, пропадает; кто одолел душу, становится муджтахидом; кого одолел ма‘рифа, становится богобоязненным (муттакином). Самое полезное для Ислама – возвеличивание брата по вере и проявление уважения к нему, и нет ничего вреднее для религии, чем унижение его".
Абу Язид Бастами (да будет свята его душа) сказал: "Я не переставал вести свою душу ко Всевышнему Аллаху плачущей, пока она не достигла Его смеющейся".
Абу Язид Бастами говорил: "Все люди убегают от отчета (т.е. Божьего Суда). Я же прошу у Всевышнего Аллаха, чтобы Он потребовал у меня отчет". Когда его спросили, почему, он ответил: "Возможно, во время отчета Аллах обратится ко мне: "О Мой раб!" Я отвечу: "Вот я пред Тобой". Затем Аллах поступит со мной так, как Он пожелает".
Однажды, услышав аят со следующим смыслом: "В тот день, когда Мы соберем богобоязненных к Милосердному группами" (сура "Марям", аят 85), он сильно заплакал, и слезы пролились на кафедру, возле которой он стоял, и он воскликнул: "Удивительно! Как может кто-то быть приведенным к Аллаху, если он рядом с Ним".
Его спросили о любви. Он ответил: "Любовь – это когда ты видишь незначительным то благо, что исходит от тебя, и считаешь важным исходящее от твоего друга".
Некий человек увидел его во сне после смерти и спросил: "Как ты сейчас, после смерти?" Он ответил: "Меня спросили: "С чем ты пришел к Нам?" Я сказал, что когда бедняк приходит к вратам своего Царя, его не спрашивают, с чем он пришел, а спрашивают, что он хочет".
Находясь в предсмертном состоянии, он сказал: "О Аллах! Я поминал Тебя, находясь в забвении, и служил Тебе в вялости". (Из книги "Рашахат").
Уважаемые мусульмане! Когда люди такого уровня (т.е. авлия), не забывающие Аллаха, говорят такое, подумайте над тем, в каком забвении мы находимся.
Ша‘рани (да будет свята его душа) пишет в книге "Явакит" о том, как Абу Язид Бастами обращается к тем из своих современников, кто отрицает его: "Вы взяли свое мертвое знание от мертвых, а мы взяли наши знания от Живого Аллаха, Который никогда не умрет".
Некто спросил у него: "Укажи мне на поступок, совершив который, я приближусь к Аллаху". Бастами ответил: "Возлюби авлия Аллаха (суфиев), чтобы они тебя полюбили. Поистине, Всевышний Аллах смотрит на сердца своих авлия. Может, Он найдет твое имя в сердце вали и простит тебя".
Однажды ночью Абу Язид Бастами (да будет свята его душа) уединился в комнате, чтобы поминать Аллаха. Он пробыл там до утра, но не поминал Аллаха. Когда его спросили о причине такого поступка, он ответил: "Я вспомнил одно слово, которое не сходило с моего языка в детстве, и я устыдился поминать Аллаха языком, который произносил это слово". Джунайд аль-Багдади (да будет свята его душа) говорил: "Абу Язид среди нас подобен Джабраилю среди ангелов". Его называли султан-уль-‘арифином. Он же говорил: "Самое лучшее, что я нашел, – это наука постижения Аллаха".
Сказанное Абу Язидом Бастами: "Мы вошли в океан, на берегу которого стояли пророки (мир им)" некоторые толкуют неверно. По их мнению, Абу Язид Бастами хочет сказать, что они вошли в океан, в который не смогли войти даже сами пророки. На самом же деле Абу Язид говорит так: "Пророки (мир им) перешли океан и стоят на том берегу, мы же не можем добраться до этого берега, и поэтому остались посреди океана". Что же можно сказать тем, кто не способен постигнуть смысл слов авлия, но пытается перевести Коран и хадисы? Да убережет нас Аллах от таких!
Подобного осмысления требует следующая история. Однажды некий человек, прибывший для посещения могилы Абу Язида Бастами, спросил: "Есть ли кто-нибудь в селе, кто видел его живым и встречался с ним?" Люди отправили его к одному старцу. Он задал ему тот же вопрос: "Ты видел Абу Язида живым?". Старик ответил: "Да, видел". После этого последовал второй вопрос: "Не мог бы ты поведать мне какую-нибудь историю, услышанную от него?". Старик ответил: "Я слышал, как Абу Язид говорил: "Тот, кто видел меня, не увидит Ада". Пришелец очень удивился: "Если Абу Джахль, видевший самого Пророка (мир ему и благословение), войдет в Ад, то какой же смысл в таком утверждении Абу Язида и как вообще такое может быть?". Тогда старик ответил страннику, что Абу Джахль видел в Пророке (мир ему и благословение) не более чем сироту ‘Абдуллы. (Из книги "Сокровищница благодатных знаний". Саид-афанди аль-Чиркави (да будет свята его душа)).
Он ушел из этого мира в 261 году по хиджре (в 875 г. по христианскому летоисчислению) в возрасте 73 лет. Точно не известно, где он похоронен. Но, как утверждает Мухаммад Амин аль-Курдий (да будет свята его душа), согласно завещанию, он был похоронен рядом со своим муршидом. Однако указывают и другие места его зияратов. Известный нам зиярат находится в местности Бастам, недалеко от города Бухары (Кызылтивский район).
На зиярате Абу Язида Бастами достопочтенный шейх Накшбандийского и Шазалийского тарикатов Саид-афанди из Чиркея (да будет свята его душа) сказал: "Эти люди огромного уровня (даража), которого мы не в состоянии постигнуть. Мы должны воздавать хвалу Аллаху за предоставленную возможность посетить зиярат таких людей, а также за то, что мы оказались на пути тех, кто продолжает их цепь (силсила), т.е. Накшбандийский тарикат".
Затем он рассказал о диспуте, состоявшемся между Абу Язидом Бастами и христианскими монахами, в результате которого все 500 монахов приняли Ислам. С надеждой получения благодати (бараката) Абу Язида (да будет свята его душа) мы приводим содержание этого диспута из книги "Абу Язид аль-Бастами и его история с настоятелем монастыря Сами‘ан" Мухаммада Абдуррахима, изданной в Дамаске в 1987 г.
История Абу-Язида Бастами с настоятелем монастыря Сами‘ан
Абу Язид (да будет свята его душа) сказал: "Однажды, когда я в одиночестве поклонялся Аллаху, я вдруг услышал внутренний голос: "О Абу Язид! Отправляйся в монастырь Сами‘ан и побудь с монахами в день их праздника жертвоприношения. Это имеет большое значение". Я ответил: "Упаси меня Аллах от этой ошибки! Я не могу так рисковать (т.е. боюсь впасть в грех)".
Ночью, во сне, Абу Язид опять услышал этот голос. Он проснулся, дрожа от страха. Голос сказал ему, чтобы он не боялся, потому что он из высокочтимых авлия и его имя записано среди выдающихся людей. Также было сказано, чтобы он переоделся в монашескую одежду. За это ему не будет никакого греха и порицания.
Абу Язид (да будет свята его душа) говорит: "Я встал рано утром, поспешил последовать приказу, надел одежду, которую мне было велено, и отправился в монастырь Сами‘ан".
Когда пришел их настоятель, монахи собрались вместе, чтобы послушать его. Но он не смог выговорить ни слова, будто у него во рту застрял кусок железа. Тогда монахи обратились к нему: "Почему ты молчишь, о настоятель?! Мы слушаем тебя и следуем за тобой". Он ответил им: "Я не могу говорить, потому что среди вас находится последователь Мухаммада (мусульманин). Он пришел испытать вашу религию". Тогда монахи воскликнули: "Покажи его нам, и мы убьем его!". Священник ответил: "Не убивайте его, пока он не докажет преимущество своей религии". Я хочу испытать его и расспросить о его религии. Если он сможет переубедить нас, мы его оставим в живых, а если не сможет объяснить преимущество своей религии, то мы убьем его. Поистине, при испытании человек унизится или возвысится". Монахи сказали ему: "Поступай так, как считаешь правильным. Мы собрались здесь только для того, чтобы получить пользу". Священник воскликнул: "О магометанин! Встань, чтобы мы увидели тебя". Абу Язид встал, не переставая при этом поминать Аллаха.
Священник обратился к нему: "О магометанин! Я хочу задать тебе вопросы. Если ты дашь на них полный ответ, мы последуем за тобой, а если не сможешь – то убьем тебя".
Абу Язид (да будет свята его душа) сказал: "Спрашивай, что хочешь. Аллах свидетель тому, что ты говоришь".
Монах спросил:
– Расскажи о Единственном, которому нет подобного.
– Это Единственный в своей сущности Всемогущий Аллах, – ответил Абу Язид.
– Расскажи о двух вещах, которым не дано третьего.
– Это день и ночь, – ответил Абу Язид и привел аят из Корана (сура "Исра’", аят 12).
– Расскажи о трех вещах, в которых нет четвертого.
– Это 'Арш, Курс и Перо (Калам).
– Расскажи о четырех вещах, в которых нет пятого.
– Это ниспосланные Аллахом книги: Таврат (Тора), Инджил (Евангелие), Забур (Псалтырь) и Коран.
– Расскажи о пяти вещах, в которых нет шестого.
– Это пять обязательных намазов, возложенных на каждого мусульманина.
– Расскажи о шести вещах, в которых нет седьмого.
– Это шесть дней, которые Аллах упомянул в Коране (сура "Каф", аят 38). (Дни, в течение которых Аллах создал небеса и земли и все, что между ними).
– Расскажи о семи вещах, в которых нет восьмого.
– Речь идет о семи небесах, о которых Аллах говорит в Коране (сура "Аль-Мульк", аят 3).
– Расскажи нам о тех восьми вещах, в которых нет девятого.
– Это ангелы, которые несут на себе ‘Арш.
– Расскажи нам о тех, количество которых девять.
– Это группа из девяти человек, которые несут смуту на земле. В Коране упоминается об этом (сура "Нахль", аят 48).
– Расскажи о совершенных десяти вещах.
– Это десять дней поста, которые соблюдают совершающие Хадж и Умру при отсутствии жертвенного животного. В Коране есть аят об этом (сура "Аль-Бакара", аят 196).
– Расскажи о тех, количество которых одиннадцать.
– Это одиннадцать братьев Юсуфа. В Коране есть об этом аят (сура "Юсуф", аят 4).
– Расскажи о двенадцати вещах, в которых нет тринадцатого.
– Это количество месяцев в году. В Коране упоминается об этом (сура "Тавба", аят 36).
– Какие они – тринадцать вещей, в которых нет четырнадцатого?
– Это видение Юсуфа (мир ему). В Коране есть аят, в котором Юсуф (мир ему) говорит своему отцу, что он увидел во сне 11 звезд, солнце и луну, которые совершили ему земной поклон (сура "Юсуф", аят 4).
– Расскажи нам о людях, которые солгали, но войдут в Рай, и о тех, которые говорили правду, но попадут в Ад.
– Те, кто солгал, и войдут в Рай, – это братья пророка Юсуфа (мир ему). В Коране есть об этом аят (сура "Юсуф", аят 17). А те, которые говорили правду, но попадут в Ад, – это иудеи и христиане, как об этом говорится в Коране (сура "Аль-Бакара", аят 113).
– Что рассеивает прах и пыль?
– Их рассеивают четыре ветра.
– Что является несущим бремя?
– Это дождевые тучи, которые несут воду. В Коране есть аят (сура "Аль-Бакара", аят 164).
– Что плавает с легкостью?
– Это корабли, которые с легкостью скользят по гребням волн.
– Кто они, которые доносят людям ризки Аллаха?
– Это ангелы, которые распределяют людям пропитание, предназначенное им с середины месяца Ша‘бан на текущий год.
– Что дышит без души?
– Без души дышит утро. В Коране об этом говорится в суре "Таквир", аят 18.
– Расскажи о четырнадцати вещах, которые разговаривали с Господом миров.
– Это семь небес и семь земель, – сказал Абу Язид и привел аят из Корана, подтверждая свои слова (сура "Фуссилат", аят 11).
– Чья могила ходила с покойником?
– Могила, которая ходила с покойником, – это кит, проглотивший пророка Юнуса (мир ему).
– Что за вода, которая не была ниспослана с небес и не вышла из земли?
– Эта вода – пот лошади, которую отправила Билкис в стеклянном сосуде пророку Сулейману (мир ему).
– Расскажи нам о тех пятерых, которые не были рождены (не вышли из утробы матери и из спины отца).
– Это баран из Рая, который был принесен в жертву вместо Исмаила, верблюдица Салиха, змея Мусы, Адам и Хава (мир им).
– Расскажи о первой крови, которая была пролита на землю.
– Первая кровь, пролитая на землю, – это кровь Хабила, который был убит Кабилем.
– Расскажи о том, что Всевышний создал, а затем купил.
– То, что создал Аллах, а потом купил, – это душа уверовавшего (сура "Тавба", аят 111).
– Расскажи о создании Аллаха, которое Ему впоследствии стало самым ненавистным.
– Это рев осла. В Коране об этом говорится в суре "Лукман", аят 19.
– Расскажи о том, что создал Аллах и чему придал большое значение.
– Это коварство женщины. В Коране говорится об этом (сура "Юсуф", аят 28).
– С чего было спрошено Аллахом из Его созданий?
– Это посох пророка Мусы (мир ему) (сура "Таха", аят 18).
– Кто самая достойная из женщин?
– Самая достойная – это Хава – мать всего человечества, потом Хадиджа, затем Айша, Асият, Марьям – дочь Имрана и потом Фатима аз-Захра – дочь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
– Расскажи о наиболее высокочтимых реках.
– Это Сайхух (река на юге Турции), Джейхун, Тигр, Евфрат и Нил.
– Какая гора самая высокочтимая?
– Самая высокочтимая гора – это гора Тур.
– Расскажи о самом почитаемом животном.
– Самое почитаемое животное – это лошадь.
– Какой месяц самый высокочтимый?
– Это месяц Рамазан, в котором был ниспослан Коран.
– Расскажи о самой высокочтимой ночи.
– Самая высокочтимая ночь – это ночь Лайлат-уль-Кадр. В Коране говорится, что ночь Лайлат-уль-Кадр лучше, чем 1000 месяцев (сура "Кадр", аят 3).
– Какая самая большая беда?
– Самая большая беда – это Судный день.
– Расскажи о дереве, у которого 12 веток, на каждом из которых 30 листьев, на каждом листке 5 цветков – два под солнцем, а три в тени.
– Дерево – это год, ветки – это месяцы, листья – это дни, а что касается пяти цветков – это пять намазов днем и ночью, 3 из них под тенью – это вечерний, ночной и утренний намазы, а 2 под солнцем – это обеденный и послеобеденный намазы.
– Расскажи о той вещи, у которой нет души и которой не вменялось в обязанность совершение хаджа, но которая совершила хадж и таваф (обход Ка‘абы).
– Это корабль пророка Нуха (Ноя).
– Сколько было пророков и какое количество из них были посланниками?
– Количество пророков – 124 тысяч, из них посланников было 313.
– Расскажи о четырех различных вещах, у которых разные цвет, вкус и одна основа.
– Это глаза, нос, рот и уши. Слезы, которые идут из глаз, – соленые, вода изо рта – сладкая, вода из носа – кислая, а вода из ушей – горькая.
– Расскажи о "накире", "китмире" и "фатиле".
– Накир – это бороздка на косточке финика, китмир – это скорлупа яйца, фатил – это содержимое косточки.
– Что означает собачий лай?
– Собачий лай означает следующее: "Горе обитателям Ада от гнева Всевышнего".
– Что означает рев осла?
– Осел ревет, когда видит шайтана, и его рев сообщает о том, что Аллах проклинает раздоры, ссоры, которые сеет шайтан.
– Что означает мычание быка?
– В мычании быка заключено следующее: "Хвала Всевышнему Аллаху".
– Что означает ржание лошади?
– В ржаньи лошади содержится мольба к Аллаху, чтобы Он ее сохранил.
– Что означает рёв верблюда?
– Рев верблюда означает следующее: "Всевышний мне достаточен как Надежда и Опора".
– Что означает крик павлина?
– В павлиньем крике содержится аят из Корана (сура "Таха", аят 5). – И Абу Язид прочел этот аят.
– Что означает трель соловья?
– В соловьином пении содержится аят из Корана (сура "ар-Рум", аят 17).
– Что говорит лягушка в своем тасбихе-восхвалении?
– Слава Тому, Кому поклоняются, слава Могущественному.
– Что означает колокольный звон?
– Поистине, Аллах Пречист, о сын Адама! Смотри на этот мир, на запад и на восток. Есть что-нибудь на этом свете, что остается навечно?
– Кому Аллах ниспослал Свое откровение (вахью)? Они не люди, не джинны и не ангелы.
– Это пчелы. Об этом свидетельствует аят в Коране (сура "Ан-Нахль", аят 68).
– Куда уходит ночь, когда наступает день, и куда уходит день, когда наступает ночь?
– Оба они бывают скрытыми в знаниях Всевышнего Аллаха.
Абу Язид спросил:
– У вас остались вопросы?
Священник ответил:
– Нет у нас больше вопросов.
– Расскажи теперь ты о ключе от небес и Рая, – обратился Абу Язид к священнику.
Священник замолчал. Монахи стали роптать.
– Ты задал ему много вопросов, и он ответил на все вопросы, а он задал тебе всего лишь один вопрос, на который ты не смог ответить, – обратились они к священнику.
– Я мог бы ответить на этот вопрос, однако я побоялся, что вы не согласитесь со мной, – ответил им священник.
Монахи сказали:
– Мы примем твой ответ, каким бы он ни был, потому что ты наш руководитель.
И тогда священник промолвил:
– Ключом от небес и Рая являются слова "Ля иляха илляллах Мухаммад расулюллах" (Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад – Его Посланник).
Услышав этот ответ, все 500 монахов приняли Ислам, разрушили монастырь и на его месте построили мечеть.
После этого Всевышний Аллах сказал Абу Язиду посредством внушения (ильхам): "Я обязал тебя один раз надеть одежду монаха, а ты ради Меня 500 монахов привел к Исламу".
О Аллах! Сделай нас из числа любящих Тебя и Твоих авлия. Аминь!
Из книги "Святыни Узбекистана"