Краткие сведения о пророке Зу-ль-кифле (мир ему)

16 Март 2013
2480

Пророк, прозванный Зу-ль-кифл (мир ему) (букв. — заботливый, гарантирующий), упомянут в Коране. Есть некоторые разногласия в повествованиях о нём, и лучше Создателя о нём не знает никто. Некоторые считают его праведником, другие — пророком.

Есть предание о том, что он мог быть Илйасом, Закариййей или Йуша‘ (мир им всем).

Сказано, что одному из пророков детей Израилевых было ниспослано откровение от Аллаха, в котором говорилось, что, поскольку дни его сочтены, он должен выбрать себе преемника, который бы каждую ночь проводил в богослужении, а днём постоянно постился. Третьим условием было, чтобы он не гневался на людей. Тогда пророк собрал всех людей и спросил, есть ли среди них тот, кто может выполнить эти три условия. Все молчали, и тогда вышел один юноша и сказал, что он сможет. Но в этот день юношу отвергли. На следующий день повторили тот же вопрос. И на этот раз все молчали, и опять вышел вперёд тот же юноша с тем же ответом. Тогда пророк выбрал юношу преемником, и он стал править народом.

В «‘Арâ’исе» сказано, что пророком, назначившим юношу наследником, был Аалйаса’[1]. Есть также предание в «Ас-Сави»[2], что этим юношей был Башир (мир ему), сын Аййуба (мир ему).

Юноша (Башир) исправно выполнял условия, поставленные перед ним: ночи проводил в бдении, днём постился, без гнева правил людьми и судил их.

Шайтан, который ненавидит людей, поглощённых служением Всевышнему, ищет возможность привлечь их на свою сторону. Из зависти он пытается искушать даже пророков. Иблис трижды испытывал этого пророка, чтобы проверить, сумеет ли он сдержать обязательство не сердиться. Спал он в течение суток только в обеденное время, ибо только тогда у него находилось время для этого. Три дня подряд во время обеденного сна Иблис приходил к нему за решением в образе старца, попавшего в затруднительное положение, и не давал ему покоя. Но тот спокойно его выслушивал, вежливо с ним говорил, и иблис потерял надежду рассердить юношу, после чего, согласно «ас-Сави»,«Рух аль-байан», «Хазин», «‘Арâ’ис», его и прозвали Зу-ль-кифл.

А  в книге «Бада’и‘» о нём говорится по-другому, как поведал Ка‘б аль-ахбар.

Когда умер пророк Аййуб (мир ему), один неверный царь — Лам, сын Да‘ама, отправил письмо сыновьям Аййуба (мир ему), где выразил своё желание жениться на их сестре. Но братья отказали ему, сказав, что в их религии не приняты браки с неверными. Они написали ответное письмо такого содержания: «Если ты на самом деле хочешь жениться на нашей сестре, то прими нашу веру» – и призвали его принять Ислам. Этот отказ очень задел царя, и между ним и сыновьями Аййуба (мир ему) зародилась вражда. Обе стороны собрали войска и начали готовиться к войне. После серии поединков войска сошлись в сражении, и армия Хавмила была разбита, а Башира (мир ему), сына Аййуба (мир ему) взяли в плен. Войско царя тоже понесло значительный урон.

Царь решил повесить Башира, но был согласен отпустить его за выкуп. Хавмил собирался заплатить за брата, и Башир стал гарантом уплаты выкупа. Но Хавмилу приснился сон, в котором

кто-то неизвестный сказал ему: «Не отдавай выкуп и не беспокойся за брата, и царь тот примет Ислам». После растолкования сна, посовещавшись, Хавмил передумал отдавать выкуп за брата.

Узнав об этом, царь разозлился и велел вырыть яму, чтобы сжечь Башира. Воины царя вырыли яму, в ней разожгли огромный костер, бросили в него Башира и стали наблюдать. Но на удивление всем собравшимся огонь даже не коснулся Башира.

Больше всех удивился сам царь, воскликнувший: «Посмотрите на колдовство Башира!» Но, несмотря на увиденное необычное явление, царь не принял веру, ибо срок этого ещё не наступил.

«О, царь, мы не колдуны! Нашему деду Ибрахиму тоже не навредил огонь Намруза. И нас, его потомков, Всевышний хранит от огня», — ответил ему Башир. При этих словах сердце царя смягчилось, его коснулась милость Аллаха, и он принял Ислам.

Сыновья Аййуба (мир ему) сделали его своим зятем, выдав за него сестру. Поддержав Ислам, он стал воевать против неверных.

Поскольку Башир был гарантом выкупа, Лам прозвал его Зу-ль-кифл (мир ему). Хавмил, по воле Всевышнего, отправил Зу-ль-кифла (мир ему) пророком к народу Шама. А Лам вместе с Хавмилом были предводителями войска в газавате.

Тем временем умер Хавмил, вслед за ним скончался Зу-ль-кифл, затем и Лам. Шамом до времени Шу‘айба(мир ему) завладели ‘амаликиты[3].

Из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Истории пророков. Том 1».

Рисунок Юнуса Гитихмаева



[1] Алйаса‘ — пророк, упомянутый в коране (38:48).

[2] «ас-Сави» - название одного из тафсиров (толкований Корана).

[3] ‘Амаликиты — племя, прародителем которого был ‘Амлик. Он был сыном Сама, сына пророка Нуха (мир ему).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.