Один из районов Ирака, расположенный в 12 километрах западнее Басры и известный как Зубайр, получил своё название в честь одного из великих сподвижников Пророка (мир ему и благословение) – Зубайра ибн ‘Авама (да будет доволен им Аллах).
Кроме него, здесь похоронен ещё один знаменитый сподвижник – Талхат ибн ‘Убайдула (да будет доволен им Аллах). Оба они сыграли большую роль на всех этапах исламского призыва (даавата): с самого его начала и до своей смерти.
Зубайр ибн ‘Авам (да будет доволен им Аллах) связан с семейством Пророка (мир ему и благословение) несколькими линиями.
Во-первых, его род соединяется с родом Пророка (мир ему и благословение) на его пятом прадеде – Кусайе.
Во-вторых, Зубайр был сыном знаменитой сподвижницы Сафият, дочери ‘Абдул Муталиба, т.е. тёти Пророка (мир ему и благословение) и родной сестры господина шахидов Хамзы ибн ‘Абдул Муталиба.
И в-третьих, мать муъминов Хадиджа, дочь Хувайлида (да будет доволен ею Аллах), была тётей Зубайра.
Таким образом, его род был соединён с родом Пророка (мир ему и благословение) благодатной цепью, образующей глубокую внутреннюю связь. Это позволило ему сделать так много для распространения Ислама. Помимо этого существовала и внешняя связь, ибо он был одним из самых близких к Пророку (мир ему и благословение) людей, тех, кому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) при жизни передал благую весть о Рае.
В детстве, бывая в доме Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), он часто слушал Коран и видел, как к Пророку (мир ему и благословение) приходит откровение. Это оставило яркий след в сердце ребёнка, произвело на него большое впечатление.
Зубайр ибн ‘Авам был одним из тех, кто первыми уверовали в Пророка (мир ему и благословение).
Он принял Ислам в возрасте 15 лет, а может быть и раньше.
Зубайр принял Ислам благодаря Абу Бакру (да будет доволен им Аллах). Хотя, казалось бы, являясь двоюродным братом Пророка (мир ему и благословение), он должен был обрести веру именно благодаря ему.
Но данный факт свидетельствует, во-первых: о превосходстве Абу Бакра над Зубайром (да будет доволен ими Аллах), а во-вторых: о крепкой дружбе между обоими этими сподвижниками. Ведь в то время открытый призыв к Исламу ещё не был разрешён, и Абу Бакр обращался лишь к тем, в чьём принятии этой религии был полностью уверен.
Зубайр был связан родством с ещё одним сподвижником, чья судьба практически не отличалась от его собственной. Имя этого сподвижника – Талхат ибн ‘Убайдула.
После принятия Ислама Зубайр подвергся мучительным пыткам. Позже он совершил хиджру в Эфиопию, где оставался до тех пор, пока Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не разрешил ему вернуться.
А в священной Медине проявились и выдающиеся военные способности Зубайра, не менее яркие, чем у Хамзы и ‘Али (да будет доволен им Аллах).
Он не пропустил ни одной битвы, в том числе битвы при Бадре. В тот день он сражался на правом фланге, а Микдад ибн Асвад – на левом.
В день сражения при Ухуде он, как обычно, бился без устали, а когда курайшиты-многобожники отошли, избегая боя, вместе с Абу Бакром вышел вслед за ними во главе 70-ти воинов.
И когда Абу Суфьян услышал о них, то поспешил вернуться в Мекку.
А в день сражения при Ярмуке Зубайр вновь проявил чудеса героизма. Сокрушая врага мощными ударами, он расстроил ряды римлян и привёл их в замешательство, чем значительно ускорил победу мусульман.
Один из самых впечатляющих подвигов, совершённых на этой земле, был совершён семейством сподвижников, состоящим из мужа, жены и их сына.
Глава этого семейства – господин Зубайр ибн ‘Авам, помощник Пророка (мир ему и благословение), был как первая «сабля, вынутая за Ислам». Его жена – Асма, дочь Абу Бакра, женщина, известная своим героическим отпором Абу Джахлю.
А их сын, ‘Абдула ибн Зубайр, был первым ребёнком, рождённым в Медине у мухаджиров.
Они пришли сюда и все приняли участие в бою.
Асма была с женщинами там, обеспечивая мужчинам тыл.
А ‘Абдула, сын Зубайра, которому едва исполнилось 12 лет, стоял вместе со своим отцом перед рядами римлян.
Они прорывались вперёд, расстраивая вражеские ряды, затем возвращались обратно, чтобы поднять боевой дух мусульман, и вновь устремлялись в бой.
Вот такая семья, состоящая из лучших сподвижников и помощников Пророка (мир ему и благословение)! Они пришли на эту землю и стали героями.
Зубайр ибн ‘Авам проявил героизм и во время завоевания Египта.
Он был в числе тех, кого ‘Умар ибн Хаттаб отправил в поддержку армии ‘Амра ибн ‘Аса, и сыграл важную роль в сражении Сайтара в крепости Бабульюн.
‘Амр ибн ‘Ас пришёл сюда со своей армией из Бильбиса и чуть не попал в окружение. Он был потрясён мощью огромного римского войска.
В течение почти целого месяца римляне пытались сомкнуть кольцо своих полков вокруг мусульман. Но их планам не суждено было осуществиться. ‘Амр ибн ‘Ас разделил свою армию на три части. Одну из них он расположил позади горы Ахмар, что на границе между ‘Абасийей и городом Талас, вторую разместил на окраине ‘Абасийи, а третью, последнюю часть оставил посередине. В таком положении они пребывали весь месяц, периодически вступая в небольшие столкновения с врагом, пока ‘Амр ибн ‘Ас не отправил ‘Умару ибн Хаттабу письмо, в котором сообщал о бедственном положении войска и просил отправить поддержку.
И ‘Умар (да будет доволен им Аллах), прекрасно разбираясь в военном деле и расчётах войск, отправил ему на помощь 4000 человек, поставив во главе каждой тысячи по одному полководцу.
Этими полководцами были четыре героя Ислама: Зубайр ибн ‘Авам, Микдад ибн Асвад, ‘Умар ибн Абу Джумах.
Благодаря одному из них, а именно Зубайру ибн ‘Аваму, была завоевана крепость Бабульюн, расположенная рядом с Каиром.
Получив в помощь от халифа, ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сумел прорвать осаду и одержать долгожданную победу над римлянами.
Произошедшее в Умму Данин считается весьма тяжёлой страницей в истории вторжения в Египет исламских войск во главе с ‘Амром ибн ‘Асом.
Великое достоинство Зубайра ибн ‘Авама подтверждается ещё и тем, что ‘Умар ибн Хаттаб, находясь при смерти, ввёл его в состав специальной комиссии из шести человек для выбора кандидатуры следующего халифа.
А после убийства ‘Усмана ибн ‘Аффана Зубайр был из тех, кто в день сражения Джамаля вышел в Басру с требованием выдать убийц для мести. С ним был еще Талхат ибн ‘Убайдула.
В тот день он встретился с ‘Али (да будет доволен им Аллах), напомнившим ему слова Пророка (мир ему и благословение) о том, Зубайр будет несправедливо воевать с ним. Услышав это, он отказался от борьбы.
В дороге к нему пристал человек по имени ‘Амр ибн Джурмуз, который предательски убил его. ‘Али был очень опечален этим и сказал: «Обрадуйте ‘Амра ибн Джурмуза вестью о том, что он попадёт в адский огонь».
Говорят, что вскоре после этого ‘Амр ибн Джурмуз покончил с собой.
Это произошло в 36 году по хиджре.
У Зубайра было нескольких детей. Самый выдающийся из них, бесспорно, – ‘Абдула – первый ребёнок, родившийся у мусульман после Хиджры.
А его матерью была госпожа Асма, дочь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), известная своими подвигами во имя Ислама. Один из них она совершила в день переселения Пророка (мир ему и благословение) в Медину вместе с её отцом.
Во время их пребывания пещере Савр она готовила им еду и отслеживала ситуацию в Мекке, отправляя к ним человека с известиями о действиях преследователей.
Плодом этого брака после переселения в Медину стал ‘Абдула ибн Зубайр, первый новорожденный в Исламе после Хиджры. Но сам брак, разумеется, был заключён ещё до Хиджры, ведь Асма была старше ‘Аиши.
На радостях в связи с рождением ‘Абдулы ибн Зубайра мусульмане Медины громко произносили такбир (Аллаху Акбар).
Ребёнка принесли к Пророку (мир ему и благословение), который назвал его ‘Абдуллой.
Неудивительно, что от отца-воина и отважной матери ‘Абдула ибн Зубайр получил в наследство их выдающиеся качества.
Его храбрость служила другим примером для подражания.
‘Абдула ибн Зубайр стал выдающим воином, храбрым, отважным и неустрашимым, потому что с самого детства пропитался этими качествами, наблюдая их у Зубайра, известного своей непревзойдённой храбростью, и Асмы, решавшейся на крайне рискованные действия, совершать которые боялись даже мужчины.
И ‘Абдула ибн Зубайр появился на свет для того, чтобы перенять эти качества от отца и матери.
И он, действительно, был пропитан ими, демонстрируя их во всех своих действиях. Даже когда его мать потеряла зрение, она предостерегала его от любых поступков, которые могли бы унизить его и лишить высокого достоинства.
Во время правления Му‘авии ибн Абу Суфьяна ‘Абдула ибн Зубайр оставался в священной Медине. А когда Му‘авия скончался, и правителем стал его сын Язид, ‘Абдула ибн Зубайр отказался присягнуть ему. Он покинул Медину и отправился в Мекку, где объявил халифом себя.
Правительству омеядов, начиная с Язида, не удавалось добиться успеха до тех пор, пока к власти не пришёл ‘Абдулмалик ибн Марван. Он отправил в Медину войска во главе с Хаджаджем ибн Юсуфом ас-Сакафи, которые окружили ‘Абдулу ибн Зубайра и убили его.
Узнав, что её сына убили и распяли, Асма проявила свойственные ей мужество и героизм.
Когда её сын ‘Абдула ибн Зубайр решил вступить в свой последний бой с войсками Бану Умайа, он подошёл к ней и спросил: «О моя мать, поистине, мои люди отступили и оставили меня. Что ты мне посоветуешь?»
Она ответила: «О, мой сынок, пусть утро не будет для тебя дороже вечера».
Он продолжил: «Боюсь, что после моей смерти они поиздеваются над моим телом».
Она ответила: «После того, как барана зарежут, разве он испытывает боль при снятии шкуры?»
Поистине, эта сильная женщина решает вопрос жизни и смерти своего сына!
А ведь её сын был не обычным человеком, а знаменитым сподвижником и сыном знаменитого сподвижника. Великий сын великого… Выдающий сын выдающегося…
И когда его мать Асма вышла, чтобы последний раз взглянуть на своего распятого сына и последний раз поприветствовать его, она сказала: «Ассаламу ‘алайка, о воин!
Разве не пришло время этому воину спуститься (встать на ноги)?»
Хаджадж спросил её: «Он был лицемером?»
Она ответила: «Клянусь Аллахом, нет! Он постоянно постился, а по ночам подолгу молился Господу…».
Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»