Ка‘б ибн Зухайр

29 Апрель 2013
4617

Во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) жил один поэт, который, издеваясь, насмехался над мусульманами. Звали его Ка‘б ибн Зухайр.

Многие из поэтов приняли Ислам, и среди них – один из родственников Ка‘ба ибн Зухайра.

Сам же Ка‘б, страшась наказания и желая спасти свою жизнь, пустился в бега. Он скитался, ища надёжного убежища, но нигде не мог такого найти.    Страх усиливался, а на сердце лежала тяжесть.

Его разыскал брат и предложил ему: «Давай, пойдём к Пророку (мир ему и благословение). Поистине, он принимает всякого, кто приходит к нему, раскаявшись».

Ка‘б ибн Зухайр действительно решил раскаяться. Он отправился в мечеть Пророка  (мир ему и благословение) и совершил за ним утренний намаз.

Затем подошёл к Пророку (мир ему и благословение), поприветствовал его и спросил:

«О Посланник Аллаха, если к тебе придёт, раскаявшись, Ка‘б ибн Зухайр, дашь ли ты ему гарантию безопасности и примешь ли его?»

И услышав положительный ответ Пророка (мир ему и благословение), произнёс: «Я – Ка‘б ибн Зухайр, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение)».

Затем он начал читать ему свою известную «Касыду» (стихи):

«Я знал, что, вероятно, Посланник Аллаха накажет меня,

Но ещё вероятнее было его помилование.

Поистине, Посланник Аллаха –  меч из индийской стали,

Извлечённый из ножен меч Аллаха, освещающий путь».

: Всем известна история о том, как Пророк (мир ему и благословение), выслушав Ка‘ба, поднялся, снял свой плащ и отдал его ему. В дальнейшем этот плащ передавался многим халифам  из династий омейядов и аббасидов. Его следы теряются с того времени, когда халифат пал под натиском  монголов. 

 Да будет Аллах доволен Ка‘бом ибн Зухайром и да сделает его довольным своим Господом.

Сам Ка‘б ибн Зухайр отказался продать этот плащ Му‘авии ибн Абу Суфьяну за 10 тысяч дирхамов. После смерти Ка‘ба сыновья отдали плащ Му‘авии за 20 тысяч, и  тот одевал его в дни обоих праздников (Курбан-Байрам и Ураза-байрам). Также поступали и последующие омейядские халифы.

Затем  плащ перешёл к аббасидским халифам и оставался у них вплоть до монгольского нашествия. Одни говорят, он пропал тогда, другие утверждают, что сохранился до наших дней. Истина же известна лишь Аллаху.

Приняв Ислам и получив прощение Пророка (мир ему и благословение),  Ка‘б ибн Зухайр присоединился к группе поэтов, которых назвали «поэты Посланника Аллаха (мир ему и благословение)».

Пророк (мир ему и благословение) любил слушать стихи. Среди сподвижников была группа  поэтов,  которых он иногда слушал, говоря: «Ещё, ещё».

Ка‘б ибн Зухайр – поэт двух эпох (т.е. доисламской и исламской), соединивший образы поэтов джахилийи и Ислама.

Он сочинял стихи с детского возраста. И что удивительно, хотя он был рабом, но в его роду почти все тоже были поэтами. То есть и сам Ка‘б сочинял стихи, и его отец Зухайр, и  его дед Абу Сульма Раби‘а, и тётя Ханса, и другая тётя – Сальма, и его сын ‘Укба, и его внук Низар ибн ‘Укба, и дядя его отца Бишам ибн Галиль. В общем, целая плеяда поэтов из одной семьи.

Стихи Ка‘ба ибн Зухайра стали считаться образцом и получили известность под названием «Восхваление Пророка».

То, что стихи Ка‘ба ибн Зухайра «Бурда» или «Бана  Су‘ад» читали перед Пророком (мир ему и благословение) и то, что он был ими доволен, является достаточным доводом для разрешения исполнять мавлиды и нашиды.

Ещё до Ка‘ба другой сподвижник – ансар ‘Абдулах ибн Раваха прославился чтением нашидов, которые мусульмане затем повторяли на своих мероприятиях.

Он был красноречив и обладал приятным голосом, поэтому стихи в его исполнении отличались особой гармонией. Их читали в бою и на различных мероприятиях, например, во время строительства мечети Пророка (мир ему и благословение) в период  малого хаджа.

Помимо этого, ‘Абдулах ибн Раваха был ещё и известным воином и полководцем, участником многих сражений. В одном из них, сражении «Му‘та» на юге  Иордании, он пал шахидом и был похоронен в ближайшем городке, названном впоследствии Мазаром.

В этом южном городе, расположенном на расстоянии 150 км от Аммана, находится зиярат великого сподвижника Абу ‘Амра ‘Абдулаха ибн Равахи ансари. Он стал третьим полководцем, павшим шахидом в сражение «Му‘та» и похороненным в Мазаре. Его зиярат всем известен, его посещали многие путешественники и историки, о нём написано несколько книг.

Ибн Раваха, столь прославившийся своим поэтическим талантом, был к тому же и храбрым, неустрашимым воином.

Его храбрость проявилась, например, во время ‘Умры Худайбии. Говорят, что в день завоевания Мекки, когда Пророк (мир ему и благословение) вошёл в Каабу, Ибн Раваха держал уздечку его мула и пел громким высоким голосом:

«Освободите ему дорогу, о сыновья неверных!

Сегодня мы нанесём вам такой удар, чтобы избавить его от печали

И заставить вас забыть о своих близких».

‘Абдулах ибн Раваха принял Ислам в первом «Бай‘ул ‘Акаба», участвовал и во втором «Бай‘уль ‘акаба.

Когда Пророк (мир ему и благословение) увидел его в первый раз и услышал его имя от своего дяди ‘Абаса, то спросил у него (‘Абаса): «Он поэт?»

Это указывает на то, что Пророк (мир ему и благсолвоение) увидел в нём человека, который может принести пользу исламскому да‘вату.

После хиджры Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников в Медину,  ‘Абдулах ибн Раваха оказался одним из тех ансаров, которые наилучшим образом поддерживали религию и защищали Пророка (мир ему и благословение) и мусульман своими талантливыми стихами.

О нём сохранилось очень мало письменных свидетельств, хотя событий его жизни хватило бы на множество книг. 

Мне особенно нравятся те его стихотворные строки, которые он прочитал в ответ язычникам, насмехавшимся над Пророком (мир ему и благословение). В них ‘Абдулах ибн Раваха так описывает Посланника Аллаха (мир ему и благословение):

«Я заметил в тебе добро, которое мне знакомо,

И Аллах знает, что глаза мне не изменяют. 

Только ты – Пророк; и над тем, кто лишился твоего заступничества

В День суда, поистине, посмеётся судьба.

Да поддержит Аллах то добро, которым  тебя одарил, 

Как Он поддержал Мусу и ту победу, которой Он одарил его».

Особое место, которое ‘Абдулах ибн Раваха занимал среди сподвижников, подтверждает известный исторический факт: когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в 8 году по Хиджре отправил против римских войск свою армию, то для управления ею он выбрал из великих сподвижников троих лучших полководцев. Ими оказались Зайд ибн Харис, Джа‘фар ибн Абу Талиб и ‘абдулах ибн Раваха.

Войско мусульман двигалось в сторону «Му‘та» до тех пор, пока не достигла  г.Ма‘ана. Здесь,  получив известие о том, что римляне приготовили против них более чем трёхсотпятидесятитысячную армию, они провели две ночи.

Сподвижники совещались между собой, не зная, что выбрать: вернуться к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) или написать ему письмо с вопросом – как поступить, или же идти вперёд навстречу предопределению Всевышнего Аллаха?  

В таких переговорах они провели два дня, пока ‘Абдулах ибн Раваха не обратился к людям  с проповедью:

«О люди! Вас не должна устрашать предстоящая битва. Ведь наша цель – в другом. 

Клянусь Аллахом, мы побеждаем врагов не превосходством в численности войска или вооружении, а лишь благодаря той религии, которой Аллах одарил и возвысил нас.

Выполним то, к чему нас призвал Аллах, и, поистине, получим одну из двух наилучших наград: либо победим, либо станем шахидами!

И армия двинулась вперёд, пока не  достигла «Му‘та», где и началось сражение. 

Зайд ибн Харис держал в руках знамя , пока не стал шахидом. После него руководство армией перешло к Джа‘фару ибн Абу Талибу. Сначала ему отрубили правую руку, и он взял знамя  в левую, затем, когда и её отрубили, держал его предплечьями до тех пор, пока не стал шахидом. И Пророк (мир ему и благословение) сказал о нём, что Аллах заменил ему руки крыльями, с помощью которых он летает в Раю, куда пожелает.

После этого его звали летающим Джа‘фаром.

Затем знамя  получил ‘Абдулах ибн Раваха, который тоже стал шахидом.

В этом бою стихи ‘Абдулаха ибн Равахи сыграли важную роль в поднятии боевого духа мусульман и мобилизации их сил, несмотря на то, что они находились в очень опасном положении.

И когда в разгар боя Зайд и Джа‘фар бин  Абу Талиб  были убиты, во главе войска стал ‘Абдулах ибн Раваха. Ведь именно в таком порядке Пророк (мир ему и благословение) повелел им передавать знамя.

Говорят, что, получив правление и увидев обстановку, он недолго колебался, а затем продолжил битву.  Сложенные им тогда стихи известны и поныне:  

«Твои раны не более, чем порез на пальце!

И ты получил их на пути Аллаха!

Если будешь действовать как оба предыдущих, то окажешься на прямом пути (имея в виду Зайда и Джа‘фара)!

А если же отступишь, то станешь несчастным!»

Сражаясь таким образом, он всё продвигался вперед, пока не пал  шахидом в тот же день.

Да смилуется над ним Аллах безграничной милостью!

‘Абдулах ибн Раваха похоронен вместе с остальными шахидами Му‘та в двух километрах от места, где происходила битва и где в последствии был построен город аль-Мазар.

‘Абдулах ибн Раваха несомненно является одним из лучших сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Он обладал большим авторитетом, был опытным воином, своими красноречивыми стихами умел красиво защищать Ислам и всю общину.

Таким образом, ‘Абдулах ибн Раваха  обладал двумя талантами: во-первых, как мы уже говорили, сочинял стихи, а во-вторых, был опытным воином. И оставался таким до тех пор, пока не стал шахидом на пути Аллаха.

Поистине, поэты Пророка (мир ему и благословение) были важной опорой для исламского да‘вата.

Невозможно переоценить роль,  которую речь играет на пути Аллаха.  Ведь одно лишь слово может спровоцировать войну, одно слово может соединить двоих в браке. В общем, слово имеет очень большое значение в нашей жизни.

Поэтому Пророк (мир ему и благословение) всегда говорил:

«Поистине, в стихах может быть мудрость,

И поистине, красноречие может обернуться колдовством».

В то время поэты были для людей главными источниками новостей,  как сегодня для нас средства массовой информации.

Они записывали события, заучивали эти записи наизусть, а затем рассказывали о них людям. 

Идеальный способ передачи информации для того времени, впрочем, другого у арабов просто не было.

У поэтов всегда можно было узнать самое главное.

Отношение к поэтам Пророка (мир ему и благословение) избавило людей от многих неясностей в отношении их, особенно после того, как в Коране о них были ниспосланы аяты.

Люди встревожились, когда был ниспослан аят Корана:

 «..А за поэтами следуют заблудшие»,

Очень испугались и спросили об этом Пророка (мир ему и благословение).

Тот ответил: «Это не так, вы прочитайте, что говорится после:

«Разве ты не видишь, что они блуждают по всем долинам (слагают стихи на любые темы) и говорят то, чего не делают?»

Это не относится к тем, которые уверовали и совершают праведные деяния, многократно поминают Аллаха (и стихи не отвлекают их от Аллаха) и защищаются после того, как с ними поступили несправедливо? А те, которые поступают несправедливо (из поэтов), скоро узнают, куда они вернутся (после смерти)».

Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прибегал к их помощи; поэты играли при нём большую роль во время сражений и переговоров с многобожниками.

Таким образом, на основе традиционных способов стихосложения, господствовавших у арабов в период джахилийи и подготовивших почву для новой эпохи, в Исламе сложились свои различные поэтические методы, отличающиеся по форме, содержанию, этике.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.