Забид – это один из старейших городов Йемена. Его жители основали свое поселение в середине пути между морем и горами, в районе Тихама, где с давних времен обитали племена Аш ‘аритов.
Весь город Забид разделен на четыре части: Харатуль муджамбаль, Харатуль джами‘, Харатуль Илий, Харатуль джиз‘.
В Харатуль муджамбале расположена мечеть известного сподвижника Абу Мусы аль-Аш‘ари.
Это место считается самым высоким и самым древним местом в Забиде.
Мечеть Аш‘аритов была возведена здесь ещё при жизни Пророка (мир ему и благословение).
А что касается самого города, то он был построен по проекту Мухаммада ибн Абдулы ибн Зияда, правившего Йеменом во время халифата Аббасидов. Он же является строителем исторической крепости.
Благодаря этой мечети Аша‘ир, Забид превратился в один из самых известных городов Йемена, стал тем местом, куда стремятся алимы. И все это благодаря одному великому сподвижнику – Абдуле ибн Кайсу ибн Сулайю, по прозвищу Абу Муса аль-Аш‘ари.
История прихода Абу Мусы аль-Аш‘ари в Ислам началась на самом раннем этапе пророчества. Услышав, что Пророк (мир ему и благословение) в священной Мекке призывает людей к Исламу, он тут же отправился к нему.
В пути в священную Мекку, которую Абу Муса посещал обычно во время зимнего и летнего сезона вместе с братом Абу Рахмом и другими паломниками, он узнал о появлении там Пророка (мир ему и благословение), призывавшего людей к Исламу, отказу от идолопоклонничества и т.д. В Мекке Абу Муса расспрашивал о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) до тех пор, пока не нашел его.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в Мекке ввел новые исламские обряды, отличавшиеся от традиционных обрядов жителей Мекки.
Жители Мекки совершали таваф и поклонялись идолам, кроме Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который почитал Единого Аллаха.
Когда Абу Муса заметил, что Пророк (мир ему и благословение) отличается в своем поклонении от других, он подошел к нему и спросил: «Ты Мухаммад?», и услышав в ответ: «Да», представился: «Я – Абу Муса аль-Аш‘арий из города Забида». Между ними завязалась важная беседа.
Абу Муса принял Ислам в Мекке. Он вернулся в Йемен и начал распространять Ислам в своём родном городе задолго до того, как мусульмане совершили хиджру в священную Медину.
Пророк (мир ему и благословение) хотел, чтобы Ислам расцвел с помощью этого замечательного сподвижника, поэтому он отправил Абу Мусу к его народу, который еще ранее был восхвален за единство и братскую сплоченность и служившему поэтому примером для подражания в то время. Речь идет об Аш‘аритах, земляках Абу Мусы аль-Аш‘арийя, названных так в его честь.
Абу Муса служил в этом примером для подражания и распространил исламский да‘ват среди своего народа. Через несколько лет он и еще 12 человек из его народа решили поехать в Медину, чтобы посетить Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
В Красном море бурей их лодки выбросило на берег Эфиопии, где они повстречались с Джа‘фаром ибн Абу Талибом и его товарищами у короля Эфиопии Наджаши. И уже оттуда все вместе направились в священную Медину. Их приезд совпал со временем завоевания Хайбара.
Встреча Пророка (мир ему и благословение) с делегацией Аш‘аритов состоялась в 7 году по Хиджре. Накануне он сказал сподвижникам: «Завтра к вам приедут жители Йемена. У них мягкие, нежные и чувствительные сердца, в которых есть иман (вера) и йеменская мудрость».
Их делегация прибыла в священную Медину после Хиджры вместе с группой сподвижников, в том числе Джа‘фаром ибн Абу Талибом. Выполнив важную миссию и отдав должное призыву людей к Всевышнему Аллаху, они остались в Медине.
Свойства личности Абу Мусы аль-Аш‘ари поражали сподвижников Пророка (мир ему и благословение) в священной Медине. Поистине, он был очень благоразумным и остроумным человеком, храбрым воином, обладал высоким, красивым и трогательным голосом, которым читал Коран.
Он был занят заучиванием Корана, и его дом был назван домом Корана. Сподвижники специально ходили к нему, чтобы послушать Коран.
Пророк (мир ему и благословение) любил часто, особенно по ночам, слушать, как он читал Коран своим трогательным голосом.
Иногда Он слушал его в мечети, оставаясь незамеченным, т.е. Абу Муса не знал что Пророк (мир ему и благословение) слушает его. И Пророк (мир ему и благословение) говорил: «О Абу Муса, тебе дарован красивый голос, как и пророку Давуду (мир ему)».
Абу Муса и его делегация оставались в Медине несколько месяцев, слушая проповеди Пророка (мир ему и благословение).
В Медине есть немало памятных мест, которые свидетельствуют об этом и напоминают нам об Абу Мусе аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах).
На западной стороне мечети Аль-Кубба есть дверь. Примерно в этом месте располагался колодец под названием Арис, имевший очень большое историческое значение. Однажды Абу Муса захотел провести день с Пророком (мир ему и благословение).
С утра он искупался и привел себя в порядок и, выходя из дома, сказал:
«Я обязательно найду Пророка (мир ему и благословение) и проведу с ним этот день».
Отправившись на поиски, он услышал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) находится здесь, в этом месте, где тогда был огород одного брата-мусульманина.
И когда Абу Муса подошел к Пророку (мир ему и благословение) в этом месте, где расположен западный купол, то нашел его сидящим на краю колодца с опущенными в него ногами.
Абу Муса сказал себе: «Сегодня я буду охранником Пророка (мир ему и благословение)». И сел у входа. Когда пришел Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), Абу Муса сказал ему: «Подожди, пока я спрошу разрешения» и доложил: «О Посланник Аллаха, это Абу Бакр Сидык». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Дай ему войти и обрадуй его радостной вестью о том, что он войдет в Рай…»
Во время пребывания в Медине Абу Муса участвовал вместе с Пророком (мир ему и благословение) и другими мусульманами в некоторых сражениях (газаватах). Затем Пророк (мир ему и благословение) потребовал, чтобы он вернулся в Йемен с Муазом ибн Джабалом. Это случилось, когда Ислам начал распространяться в тех краях.
Этот знатный сподвижник, получив от Пророка (мир ему и благословение) знание ильму, вернулся к своему народу, чтобы обучить их основам религии и наставить на путь истины. Он был послом, алимом и доверенным лицом Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Муаз направился в город, который назывался «Аль-Джалад», и открыл там духовное управление Йемена для решения спорных вопросов между людьми. В это же время Абу Муса снова пришел к своему народу, проживавшему в районе Забида. Здесь и была построена мечеть, названная Аша‘ир в честь его народа. Эта мечеть сыграла большую роль в распространении света ислама и науки (ильму).
Эта мечеть изначально получила свое имя в честь племени Аша‘ир. Ведь именно они подготовили основу для Ислама и распространили его во главе с Абу Рахмом, как было сказано. Они начали обучать людей хадисам Пророка (мир ему и благословение), ильму, особенно совершению намаза, посту и закяту.
Связь между Мединой и мечетью Аша‘ира на этом не заканчивается.
После перехода Пророка (мир ему и благословение) в мир иной Абу Муса вместе со множеством йеменских воинов вернулся из Йемена в Медину, чтобы в составе исламских войск участвовать в расширении исламского государства. К тому же он был близок к халифам Абу Бакру, Умару, Усману и Али (да будет доволен ими Аллах).
В 17 году по Хиджре Умар (да будет доволен им Аллах) назначил его наместником города Басры.
Усман (да будет доволен им Аллах), став халифом, назначил его наместником города Куфы.
Во время этого правления Абу Муса участвовал в завоеваниях персидских земель.
В бытность его наместником Куфы нередко происходили сражения, между мусульманами и персами. Он готовил и отправлял туда войска и сам принимал участие в битвах. Тем самым он проявил себя как ответственный правитель, который заботится о вверенном ему населении и занимается не только городскими делами в самой Куфе, но и берет под свое попечительство всю Куфийскую область. После смерти Усмана Абу Муса аль-Аш‘ари стал участником известного разговора между Али и Му‘авией.
Этот инцидент произошел у горы Тахким, которую сейчас называют еще горой Абу Мусы аль-Аш‘ари, расположенной в северной части города Ма‘ана на юге Иордании. Здесь, в селе Узрух, расположенном на 250 км южнее города Амана, два великих сподвижника Абу Муса аль-Аш‘ри и Амр ибн Ас встретились в качестве представителей Али ибн Абу Талиба и Му‘авии ибн Абу Суфьяна, чтобы вынести решение согласно Корану. Это случилось после того, как воины Му‘авии после завершения боя подняли на копьях Коран (указывая тем самым на свое согласие с вынесением решения на его основе).
После этого инцидента Абу Муса отделился от обеих конфликтующих сторон и провел всю оставшуюся жизнь, переселяясь из Мекки в Басру и в Куфу.
Абу Муса аль-Аш‘ари – один из лучших сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и один из самых преданных.
Относительно времени его смерти и места захоронения существуют разные предположения. Одни считают, что это произошло в Мекке, другие, утверждают, что он погиб в Куфе в 52 году, третьи – что в 42 и даже в 44 году. Но все сходятся в том, что он погиб далеко от своей родины, на которой распространил Ислам.
С кончиной Абу Мусы аль-Аш‘ари мусульмане потеряли человека с чутким и чувствительным сердцем.
Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»