
Когда речь идёт о единстве нации, в первую очередь, на ум приходят общины, джамааты, сёла, способствовавшие её укреплению и становлению. Если перечислять, то таких сёл-джамаатов в Дагестане очень много. В их числе особое место занимает селение Чиркей. Исторически укреплению села и сплочению джамаата способствовали крепость веры его жителей, любовь другу к другу и почёт к гостям. А в последнее время название села мы сразу связываем с именем с досточтимого шейха Саида-афанди (да будет свята его душа).
Жизнь этого великого человека прошла в этом селении, где получил прекрасное исламское образование, стал устазом тариката и до последней минуты наставлял людей на путь истины, здесь же написал бесценные духовные произведения. Вся жизнь Саида-афанди (да будет свята его душа) была на виду огромного количества верующих, все его действия были направлены на укрепление Ислама, но мало кто знает об учителях шейха, о тех, которые обучили его шариатским наукам. Больше всего Саид-афанди (да будет свята его душа) учился у Патал Хаджи, затем изучил «Ихяи …» у Якубил Хаджиява. Всего Саид-афанди (да будет свята его душа) изучал науки семь лет. Об этих алимах сегодня хотим рассказать.
Патал Хаджи
В годы газавата селение Чиркей было одним из тех, что больше всего помогли имаму Шамилю. Много преданий сохранилось о подвигах и стойкости чиркейцев. Также с почётом упоминают и имя наиба Шамиля Шахмарданил Хаджиява. В Чиркее его называют Наиб-Хаджияв. Хаджияв не остался до последних дней с имамом, но царским властям не подчинился,а после окончания Кавказской войны его пригласили в Темир – Хан Шуру, где власти его отравили. Сыновьями Хаджиява являются Тагир-хаджи и Омар. Омар же своего сына назвал именем отца – Хаджияв. Но Омару не суждено было видеть дальнейшую судьбу сына. Он в зимнюю ночь пошёл искать пропавший скот и замёрз в пургу в салатавских горах. Осиротевшего Хаджиява воспитала мать Патимат. Чиркейцы её сокращённо называли Пата. И благодаря этому имени стал известен и Хаджияв, как Патал Хаджияв, т.е Хаджияв, сын Пата. Хаджияв родился в 1894 году. Позже, когда древнему Чиркею предстояло затопление под водохранилищем Чиркейского ГЭСа, Хаджияв перенёс останки своего деда Хаджиява и похоронил их на новом месте. И сегодня могила наиба имама сохранена и известна. В раннем возрасте он приступил к изучению наук. Во всем ему помогал дядя Тагир-хаджи, работавший в то время имамом села. По направлению дяди Патал Хаджи учился у разных ученых в сёлах Гимры, Ашильта, (изучил книгу Жавхаратул Тавхид), Игали в медресе Омара, в Аргвани, Харахи, Инхо и других селениях Дагестана. Хайбулла из Буртуная за приверженность религии был выслан из своего селения и поселился в Чиркее. У него изучил махрадж (тажвид). Хаджияв осваивал науки до 35-летнего возраста, не женившись до самого конца обучения.
Годы его учёбы попались на самое трудное, неразборчивое время, когда невозможно было определить свой-чужой и везде шло противостояние. Все же, сильная любовь к исламской науке помогла Патал Хаджи завершить учёбу. В те годы в низменном и предгорном Дагестане одним из популярных межнациональных языков межнационального общения был кумыкский язык. Даже некоторые фетвы выносились на нём. Поэтому Патал Хаджияв, чтобы полностью овладеть кумыкским языком, на четыре месяца поселился в Казанище. А время, когда он завершил учёбу, выпали на самые страшные годы сталинских репрессий. Тогда из Чиркея арестовали и увезли около 40 учёных, среди которых был и двоюродный брат Патал Хаджиява Ахмадзиявудин. Патал Хаджияв позже вспоминал, что трое суток простоял у ворот тюрьмы, бесполезно пытаясь узнать хоть что-то о судьбе брата, которого, как оказалось потом, расстреляли.
В годы войны Патал Хаджияв вместе со сверстниками был призван на трудовой фронт – работал при рытье окопов под Майкопом. В те годы идеология государства больше всего была направлена против Ислама, поэтому за Патал Хаджиявом и Якубил Хаджиявом, как за учёными, тоже была установлена слежка. Но всё же, все вопросы жителей по Исламу оба алима решали. Сын Хаджиява Абдурахман-хаджи рассказывает, что отца два с половиной года не оставляли в покое органы КГБ за то, что 17-летней девушке заключил брак по шариату. Какие бы не встречались трудности, они обучали всех желающих, кто приходил к ним, и исполняли обязанности имама села.
В 1971-72 годах Саид-афанди (да будет свята его душа) впервые пришёл учиться к Патал Хаджи. Абдуррахман-хаджи вспоминает, как отец, видя старание и любовь к наукам Саида-афанди, говорил, что из него выйдет большой человек. Если в селении приглашали на мавлид или другие мероприятия, даже отцу бывало тяжело пропустить урок. Патал Хаджияв к знаниям был требователен, как и дядя Тагир-хаджи. Саид-афанди (да будет свята его душа) позже вспоминал, что учитель неожиданно спрашивал из грамматики и другой науки. Если подзабывал, то указывал, что нужно повторять. У Патал Хаджияв Саид-афанди (да будет свята его душа) учился шесть лет. Он до смерти учителя обязательно в месяц раз посещал его, несмотря на свою занятость. Патал Хаджияв не любил много говорить, каждое слово выверял и высказывался очень точно. Все его деяния соответствовали изученной науке. Умер Патал Хаджияв в 1992 году. Похоронен на кладбище селения Чиркей.
Якубил Хаджи
Когда Патал Хаджи ослеп и не в силах был обучать, Саид-афанди (да будет свята его душа) отправился к Якубил Хаджи изучить книгу «Ихяъ». Якубил Хаджи был одним из трёх алимов, которые направляли по руслу Ислама селение Чиркей, после ареста алимов. Хаджи родился в 1890 году. Родители его были состоятельными людьми, что дало ему возможность учиться, сначала в родном селе у Тагира-хаджи, затем в лакском селении Кукни в медресе Хаджи Муса Хаджи. Там он овладевал исламскими знаниями вместе с сыновьями Сайфулы –кади (да будет свята его душа), затем по шесть месяцев учился в селениях Казанише и Согратль. Затем три года учился в селении Хубар у учёного Баймурзы. Кроме аварского языка, он знал арабский, русский, кумыкский, лакский и персидский языки.
Вначале он отправился на работу в медресе в деревню Мусахаджиавал, что в Ставропольском крае. Проработав там полтора года, вернулся в Чиркей в 1928 году, где открыл медресе и стал работать имамом. Когда учёных стали преследовать и арестовывать, джамаат попросил Хаджиява оставить эту работу и не преподавать, дабы сохранить хоть несколько учёных в селении. Всё же, его тоже очень сильно мучили власть имущие. Не арестовали, но поручали самые тяжёлые и трудные работы, но Якубил Хаджи выдержал. В годы войны он, как и Патал Хаджияв, был призван в трудовую армию. После этого вплоть до открытия мечетей и получения разрешения на пропаганду они оба были духовными предводителями села. Также и он обучал желающих наукам, как бы ни было опасно. Саид-афанди в своих воспоминаниях говорит, что «Ихяи..» он изучил у Якубил Хаджиява. Умер Якубил Хаджи в 1990 году и похоронен на сельском кладбище.