Описание внешности. Рассказывают, что он был человеком высокого роста, крупного телосложения, широкоплечий и широкогрудый, худощавый, с красивыми чертами лица, черноокий, с сияющими глазами, с густой бородой. По характеру терпеливый, осмотрительный, медлителен в разговоре, чаще молчаливый, спокойный, любил ходить небольшими шагами с опущенным вниз взглядом, много размышляя при этом, а когда гневался, становился суровым, но проявлял сдержанность. Также, когда разгневанно разговаривал, шевелил указательным пальцем.
На камушке его кольца было написано: «Терпение вместе с иманом получит победу», на поясе, который он надевал в праздничные дни, было написано: «Сохранение обязанности (фарзов) в религии и следование за шариатом– это совершенность в религии, а совершенность в религии – это полноценность мужества», а на поясе, который он надевал, совершая намаз по умершему достойному человеку: «Кто следил за своим нафсом, то его заступничеством перед Всевышним станут его хорошие деяния».
Призыв пророка Идриса (мир ему)
Идрис (мир ему) творил добро и отвергал зло, был справедливым и праведным человеком, очень много времени посвящал богослужению. Он первым построил храмы для служения Всевышнему и восхвалял в них Всевышнего Аллаха. Его служение Аллаху, которое по ценности своей превосходило поклонение остального человечества, восхищало ангелов.
Призывал к религии Аллаха и к слову единобожия, к поклонению Аллаху, к спасению своих душ от мук в мире ином, совершив хорошие деяния на этом свете, и к побуждению аскетизма в своей жизни и справедливому деянию. Также повелел народу совершать намаз и держать посты в определённые дни и месяцы, выплачивать закят с имущества, поддерживать слабых и малоимущих. Также повелел строго соблюдать ритуальное купание после сближения с женой, запретил мусульманам мясо осла и собаки, особенным образом запретил им любое спиртное, и установил им в году много праздничных дней. Также он побуждал свой народ в священной войне против врагов религии Аллаха.
Идрис (мир ему) обещал народу, что придет последний пророк
Пророк Идрис (мир ему) предрекал своему народу приход пророков после него и уведомлял их об отличительной черте последнего пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Он будет свободен от отрицательных черт и всех бед. Он будет совершенен, с восхваляемыми качествами и достоинствами. Человек, задавший вопрос о всех вещах, которые находятся на земле и на небесах, не ограничится вопросом, пока он не даст ответ. Он будет знать о всяких болезнях и о методах их лечения, о лекарствах. Все его мольбы будут приниматься Всевышним. Его путь (сунна) и религия, к которой он будет призывать, станет благом для всех народов».
Метод правления во времена Пророка Идриса (мир ему)
Когда на земле правил Идрис (мир ему) он разделил людей на три категорий:
1) Священнослужители (жрецы)
2) Правители
3) Простое население
1) Степень священнослужителя выше степени правителя, потому что священнослужитель просил у Аллаха за себя, за правителя, и за население тоже.
2) А правитель просил за себя, за свое правление и за свой народ. Он не может просить за священнослужителя, потому что тот более приближен к Всевышнему, чем правитель. Поэтому ранг правителя считается ниже, чем священнослужителя.
3) Простые люди не могут просить Всевышнего о чем-либо кроме как за себя, правитель выше них, потому что он ответственен перед Аллахом за себя и за свой народ, это причина того, что ранг населения ниже правителя и на два раза ниже, чем священнослужителя.
Правители и народ не переставали жить по этим нормам в правлении и в поклонении, также в этике следования законам (шариата) до тех пор, пока пророк Идрис (мир ему) не был вознесён на небеса. А после этого его ученики последовали за его шариатом и остальным правилам, которые были установлены самим пророком.
Идрис (мир ему) разделил землю на четверть четвертой части и поставил на каждую часть четыре правителя, а звали их: 1) Илавус, 2) Авс, 3) Саклабиюс (Эскулап), 4) Сайлухис (Амун аль-Малик аль-Хаким). Он установил методы правления в каждом городе, соответствующие для их жителей, также велел каждому из этих четырёх правителей, чтобы они следовали за Шариатом, посланным к нему от Всевышнего Аллаха.
Асклепий (Эскулап)
«В герметических книгах Гермес Трисмегист является не богом, а философом, получившим божественное откровение и сообщающим его людям через своих сыновей Тота, Асклепия и Амона»
Асклепий был наиболее сильным правителем среди остальных троих правителей, которые учились и брали науку и мудрость (хикма) у пророка Идриса (мир ему) и наиболее сильным и известным своим знанием среди них.
Приехал он в Миср (Египет) из местности, где после всемирного потопа пришли и остановились греки. Асклепий извлек от него много пользы, затем пророк Идрис (мир ему) отправил его правителем разделённой на четверть четвертой части земли. Он старался сохранить и следовать канонам шариата, которые установил пророк Идрис (мир ему). Когда он узнал о вознесении пророка Идриса (мир ему) на небеса, он сильно опечалился, а печалился он из-за того, что с его уходом люди на земле лишились его бараката и знания. Асклепий нарисовал в храме, куда он ходил для поклонения, изображение пророка Идриса (мир ему) и поднял её на высоту. Это изображение было огромным по форме. Когда заходил в храм, он сидел перед изображением, проявляя уважение к нему. Так он делал до тех пор, пока не наступила смерть.
В библии его называют Енох. В оккультизме великий маг, тот Гермес Трисмегист. Древние греки считали его богом врачевания Асклепием.
После потопа на эту землю пришли греки, когда они увидели в храме сохранившееся от потопа изображение в сидячем состоянии на стуле и поднятым на небо, они подумали, что на изображении Асклепий. Они отдалились от предания о пророке Идрисе (мир ему) и начали возвеличивать Асклепия, думая, что он является первым, кто изобрел науку мудрости и все другие науки. Они подумали, что Асклепий вознесся на небо, также посчитали его Богом и начали ему поклоняться. Это была их явная ошибка и заблуждение, потому что они приняли это за правду по рассказам, не разобравшись в достоверности.
Некоторые заблудшие люди говорили неправду о пророке Идрисе (мир ему), как это делали и по отношению к другим пророкам, учёным, мудрецам и святым людям.
Амун аль-Малик аль-Хаким
Амун аль-Малик аль-Хаким – это его титул, а настоящее его имя Сайлухис.
Он один из четверых правителей, которые учились и брали науку хикма (мудрость) у пророка Идриса (мир ему).
На земле Гермесами называли троих
Гермес – 1
Гермес Трисмегист, который был до потопа, и это был Пророк Идрис (мир ему), как мы говорили о нем.
Гермес – 2
Гермес Вавилонский, так его называют, является вторым без сомнения, как об этом свидетельствует история. Жил он в городе у Килданиюнов, который называется Кулуза. Появился он после потопа, и был первым человеком, который построил город Вавилон после Намруза сына Куша. Он был знатоком медицины и философии, также природных явлений. Он был учеником Пифагора по арифметике, так как Пифагор был во время Пророка Сулеймана (мир ему) сына Давуда (мир ему), он и обучался в Египте, когда ученики пророка Сулеймана (мир ему) приходили туда из Шама.
Гермес третий:
Гермес Египетский – он являлся одним из мудрецов Египта, который также был после потопа. По достоверным рассказам, именно он является третьим. Его называли третьим мудрецом, так как он пришёл третьим Трисмегистом.
Уход из жизни пророка Идриса (мир ему)
Имхатеп прожил 120 лет, и исчез. Могила воплощённого его не найдена.
(ورفعناه مكانا عليا)
Всевышний вознёс его на высокое место.
Однажды, взяв разрешение у Аллаха, ангел смерти пришёл к Идрису (мир ему) на зиярат. Увидев незнакомца, Идрис (мир ему) спросил его: «Кто ты?» Ангел ответил: «Я Израил, ангел смерти, который пришёл к тебе на зиярат с разрешения Аллаха». Тогда пророк Идрис (мир ему) сказал: «Если ты – Израил, то быстрее возьми мою душу». Когда ангел объяснил Идрису (мир ему), что на это нет разрешения Аллаха, пришло откровение от Аллаха с разрешением, и сразу же Израил забрал душу Идриса (мир ему). После этого, дав его душе испить из рога смерти, Аллах приказал вернуть его в тело, и Идрис (мир ему) воскрес. Он захотел увидеть адские мучения и попросил Израила показать их ему. С разрешения Аллаха Израил (мир ему) привел его к ангелу Малику, хранителю Ада. Увидев адские мучения, пророк потерял сознание, и Израил подошёл к нему, поднял его и возвратил домой. Потрясённый увиденным, Идрис (мир ему), оставив еду, питье, сон, отдался целиком служению Аллаху.
Когда приблизилась его смерть, Идрис (мир ему) поручил руководство народам своему сыну Мутавшалаху и, наказав проявлять усердие в совершении намаза до конца жизни, передал ему табут со свитками. После этого он вошёл в свой михраб (ниша для богослужения) и стал просить Аллаха, чтобы Он разрешил ему увидеть Рай. Аллах повелел ангелу Рая Ридвану (мир ему) провести Идриса (мир ему) туда. Повинуясь воле Аллаха, Ридван (мир ему) опустил ветку райского дерева Туба на землю, и Идрис (мир ему), ухватившись за эту ветку, вмиг поднялся на небеса. Потом Ридван привел его в Рай, и пророк увидел все райские блага. Когда он вдоволь отдохнул в Раю, Ридван сказал, что пора ему покинуть Рай. Приводя свидетельство слова Аллаха: «Каждый вкусит горечь смерти», Идрис (мир ему) сказал, что он уже вкусил её, и отказался выходить из Рая. Далее он прочитал аят, в котором говорится: «Каждый увидит Ад», и сказал Ридвану (мир ему), что Ад он тоже видел. Прочитав аят (со смыслом): «После вхождения в Рай оттуда не выводят, ибо там остаются навечно», Идрис (мир ему) стал настаивать на своем. Тогда Аллах поддержал Идриса (мир ему) и позволил ему остаться в Раю навечно.
Когда он поднимался на небеса, ему было триста шестьдесят пять лет. И ныне Идрис (мир ему) жив, как и мы, и находится на четвёртом небе в служении Аллаху. Чтобы развеять тоску по Раю, иногда он посещает райские сады, прогуливается там и возвращается.
Одари нас, о Аллах, явным и скрытым достатком дозволенным и дай нам заниматься дозволенной Тобою работой. Убери от нас все тяготы этого и того света, дав надежного путеводителя.
قال الإمام الغزالي رحمه الله تعالى:
(من عرف جميع الأشياء ولم يعرف الله لم يستحق أن يُسمى حكيما لأنه لم يعرف أجل الأشياء وأفضلها، والحكمة أجل العلوم وجلالة العلم بقدر جلالة المعلوم، ولا أجل من الله ومن عرف الله فهو حكيم وإن كان ضعيف المنة في سائر العلوم الرسمية كليل اللسان قاصر البيان فيها، ومن عرف الله كان كلامه مخالفا لكلام غيره) الخ. (روح البيان: 7/73).
Использованная литература
«Ихбар аль-Уламаъ би ахбар аль-Хукамаъ» - аль-Вазир Джамалуддин Абул-Хасан Али ибн Юсуф аль-Кифти.
«Кисасуль Анбияъ» - Саид Афанди аль-Чиркави.
«Кисасуль Анбияъ» - Абул Фидаъ Исмаил ибн Касир.
Мурад Юсупов