Ибн Джубейр – путешественник и поэт мусульманской Испании

18 Сентябрь 2015
1864

Ибн Джубейр был географом, путешественником и поэтом из аль-Андалус (название Испании в тот период). Его хроники и очерки, составленные во время совершения Хаджа (1183-1185), и описание того времени, предшествовавшие третьему крестовому походу, имели большое значение для историков и востоковедов, его труды переведены на многие языки.

Имам аз-Захаби описывает его как «праведного, величественного имама, писатея и красноречивого литератора». Он имел разрешение (иджаза) на передачу хадисов от таких имамов, как Абу Валида ибн ад-Даббага и Мухаммада бин Абдуллаха ат-Тамими ас-Сабтий. Абу Бакр бин Хамис передает, что он был первым из служащих, кто занимался делами султана. На этом он заработал много денег, однако потом отказался от всего, раздав имущество.

Его хроники описывают период правления Салахудина в Египте и Леванте, которые он посетил на пути в Хадж. На обратном пути он побывал на Сицилии, которая еще сто лет назад до его прибытия была во власти мусульман. Он провел исследование местного языка, в котором после правления мусульман имелись следы сильного влияния арабского языка, несмотря на столетнее отсутствие арабов.

Жизнь до путешествий

Ибн Джубейр родился в 1145 году в Валенсии, Испания. Это в 540 г. по хиджре в месяце Рабиуль-авваль. Он был прямым потомком Абдул-Салам Джубейра, который в 740 году возглавлял армию халифа Дамаска, отправленную для подавления восстания берберов в Андалусии. Ибн Джубейр учился в городке Шатива, где его отец служил в качестве должностного лица на государственной службе. Во время Альмохадского правления его отец дошел до должности секретаря губернатора города Гранада.

Во вступлении к своей книге «Риhля» (Путешествие) Ибн Джубейр объясняет причину своих странствий. Будучи секретарем правителя Гранады, в 1182 году он силой был заставлен выпить семь бокалов странного напитка, подозревая, что в них находится яд. Ибн Джубейр остался жив, и правитель от угрызений совести и желая искупить свою вину, наполнил семь бокалов золотыми динарами и дал их Ибн Джубейру. В знак благодарности Ибн Джубейр решил совершить Хадж в Мекку. Он покинул Гранаду 3 февраля 1183 года.

 

 

 

 

 

 

 

На карте маршрут путешествия Ибн Джубейры

Путешествия

Путешествие морем из Сеуты в Александрию

Ибн Джубейр покинул Гранаду и, переплыв Гибралтарский пролив, оказался в Сеуте (Морокко). Он, воспользовавшись Генуэзским кораблем, отплыл 24 февраля 1183 года в Александрию (Египет). Морское путешествие привело его сначала на Балеарские острова и дальше на западное побережье острова Сардиния. Будучи у берегов Сардинии, он услышал историю о судьбе 80 мусульман, женщин и детей, которых похитили в Северной Африке и продали в рабство на острове. Между Сардинией и Сицилией корабль попал в несколько штормов. После Сицилии корабль отправился на Крит, оттуда, повернув на юг, они отправились прямым курсом в Александрию и прибыли туда 26 марта в 1183 году.

Египет

Будучи в Египте, Ибн Джубейр всегда упоминал суннитского правителя Салахудина с похвалой и уважением. Он отмечал, что когда Нил недостаточно разливался, Салахудин отменял все налоги для фермеров. Также по словам Ибн Джубейра, «Справедливость, по которой правил Салахудин, была везде, и это отражается даже на безопасности, можно выйти по делам ночью на любую большую дорогу и не ожидать опасности быть ограбленным или покалеченным. В тоже время Ибн Джубейр оставил несколько записей, где довольно пренебрежительно отзывался о предыдущей правящей династии Фатимидов. В Каире Ибн Джубейр отмечает сооруженные Салахудином школы и гостиные дома специально для набожных людей из других стран. В этих школах студенты могли найти место для учебы и учителей, которые давали им нужные знания; в этих школах выдавались пособия для житейских нужд. Также по указанию Салахудина студентам построили собственные бани и больницы, куда доктора сами приходили на место учебы для оказания помощи и были ответственны за состояние здоровья студентов. Другим благородным поступком Салахудина была раздача двух тысяч булок хлеба беднякам каждый день. Также поразило Ибн Джубейра то, что в Александрии было около 10 тысяч мечетей, зачастую на одной улице их было по 4-5.

Александрия

В Александрии Ибн Джубейр был рассержен на местных чиновников, которые по его приезду настояли на том, чтобы он оплатил закат, вне зависимости от того, обязан он платить закат или нет. В городе он посетил Александрийский маяк, который еще существовал в то время, он был поражен его размерами и красотой. Его высота составляла 140 метров, и моряки были способны видеть его на расстоянии в 47 километров. Ибн Джубейр писал, что размеры маяка невозможно оценить, высоту – измерить, и не хватит слов для его описания. В городе мирно сосуществовали евреи и христиане, которые, однако, обязывались выплачивать налог. После восьми дней в Александрии Ибн Джубейр отправился в Каир.

Каир

Пробыв три дня в дороге, Ибн Джубейр достиг Каира. Здесь он первым делом посетил кладбище Аль-Арафа, на котором похоронены многие личности, оставившие значимые следы в истории Ислама. Он отмечает, что во время Саладина мамлюки упрочили и удлинили крепостные стены, чтобы увеличить обороноспособность от крестоносцев. Другим строением, отмеченным Ибн Джубейром, был мост через Нил, который был достаточно высок и защищен от ежегодных наводнений. Также в Каире он заметил большое количество бесплатных гостиниц, где имелись отдельные комнаты для мужчин, женщин и душевнобольных. Он описывает пирамиды и Сфинкса, хотя не имел представления, для кого они были построены. Также в его записях упоминается предмет, которым измеряли уровень воды в Ниле.

Церковь Сан Джиованни в Палермо, Сицилия. Бывшая мечеть

Сицилия

В Сицилии Ибн Джубейр был продолжительное время – с декабря 1184 по январь 1185 года. Он описал много из увиденного на Сицилии, особенно его поразили вулканы.

«Ночью появлялось огромное пламя, выбрасывая языки огня в небо» Это был знаменитый вулкан Стромболи. Мы видели, как с огромным взрывом извергался огонь и падал на две горы поблизости, все вокруг горело. Это все невероятно, и это все правда».

Ибн Джубейр описал и другой вулкан, назвав его Джабал ал-Нар (Гора огня), которая в тот год также извергалась лавой и сжигала, по его словам, все на пути, пока не доходила до моря. «Да восхвалим Всевышнего за все его чудесные творения, нет бога кроме Аллаха».

Поразил Ибн Джубейра и город Палермо. Он описывает его следующим образом:

«Это самый большой город на острове, где все богатства и красота собраны в одном месте, и есть все желаемое, все настоящее, есть все для существования, созревшее и свежее. Это старый и красивый город, он всегда восхитителен и всегда соблазнителен. Горделиво стоящий на равнине с садами, широкими дорогами, все ослепительно красиво. Есть и красивейший дворец, построенный в стиле Кордовы, полностью из кадхана (мягкий камень). Река делит город на две части, и есть четыре источника воды поблизости. Правитель города часто бродит среди садов, наслаждаясь красотой и величием этих мест. Христианские женщины носят одежду мусульманок, имеют мантии и укрыты от взора посторонних».

Другие места

Ибн Джубейр также был в Мекке, Медине, Дамаске, Мосуле, Акре в Багдаде и Басре. В Басре он видел, как из Индийского леса делали Латиин (небольшие корабли). На обратном пути домой, воспользовавшись услугами генуэзцев, Ибн Джубейр потерпел кораблекрушение, но остался жив.

Очень часто многие цитировали из записей Ибн Джубейра следующее:

«Мы добрались в полдень до Тибнина, по дороге видели много ферм и деревень, везде жили мусульмане, которые были под властью франков. Сами франки жили в прибрежных городах, им обязаны были платить налоги, налог был равен одному динару и пяти кираатам, некоторые платили фруктами. Франки хорошо обращались с мусульманами, не создавая больших проблем, как же удивительно, что от предыдущих правителей (мусульман) местные мусульмане терпели больше невзгод и страданий, чем от христианских захватчиков».

В дальнейшем Ибн Джубейр путешествовал на восток еще два раза, первый его путь занял два года (1189-1191), а во время последнего путешествия в 1217 году он скоропостижно скончался в Александрии 29 ноября (27 числа месяца Шабан в 624 г. по хиджре). Во время этих путешествий Ибн Джубейр не оставил никаких записей.

Да смилуется Аллах над ним и да дарует нам его баракат!

Автор: Али Будунов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.