Джабир ибн Хайян, основоположник экспериментальной химии

15 Июль 2016
7526

Описывая этого учёного, Ибн Халдун пишет: «Они относят химию именно к нему и называли её наукой Джабира».

Арабский учёный Абу Муса Джабир ибн Хайян ибн Абдуллах Аль-Азди (латинизированное имя – Гебер) родился721 году (103 году по хиджре) в городе Тус, провинция Хорасан, Иран, в семье аптекаря Хайана Аль-Азди, происходившего из племени Азди из Йемена, некоторые представители которого переселились в Куффу. Большую часть своей жизни Джабир ибн Хайян провёл в Багдаде в столице Аббасидского Халифата и сегодняшнего Ирака.

Джабир ибн Хайян по праву считается основоположником экспериментальной химии и первым учёным, выводившим свои данные на основании научных экспериментов. Он проводил очень много экспериментов и научных исследований. По этой причине химию стали связывать непосредственно с его именем, называя эту науку «Химией Джабира» или «Ремеслом Джабира». Также его самого называли Шейхом Химиков или отцом Химии.

До Джабира Ибн Хайяна химия была представлена в виде нескольких разбросанных сочинений по разным ремеслам, которые были смешаны с другими многочисленным ремеслами разного рода. Но Ибн Хайян смог развивать химию и поднять её с того начального уровня на самый высокий уровень. Это было достигнуто благодаря огромной научной работе и многочисленным наблюдениям. Он также установил основополагающие правила получения химических веществ и их взаимодействия, поэтому Джабир Ибн Хайян, бесспорно, считается учителем (шейхом) всех химиков.

Рождение химии и научный метод Джабира Ибн Хайяна

Вначале наука химия представляла собой что-то вроде сказок, которые опирались на ничем необоснованные утверждения. Основной функцией этой так называемой науки было разработка идей по превращению недорогих простых металлов (меди, алюминия, олова и т.п.) в благородные металлы (золото и серебро). Это исходило из убеждений некоторых доисламских ученых, что такие металлы, как золото, серебро, медь, железо, свинец и олово являются металлами одного вида. Также они полагали, что на их различие влияет четыре качества: теплота, холод, влажность и сухость. Поэтому он считали возможным преобразование одного металла в другой при добавлении третьего вещества, эликсира. Основываясь на таких и им подобных утопических гипотезах доисламских учёных, некоторых якобы ученые фантазировали и выдвигали мнения об изобретении эликсира бессмертия или философского камня, который увеличивает продолжительность жизни человека. Эта наука называлась Алхимией.

Джабир Ибн Хайян, Абу Бакр Ар-Рази и другие арабские учёные сделали большую работу по изучению четырех элементов-стихий, носителей четырех качеств: теплоты, холода, влажности и сухости. Изучая всё путём эксперимента, они открыли новый научный экспериментальный метод изучения химии. Об этом экспериментальном методе сам Джабир Ибн Хайян говорил: «Главным критерием совершенства этого ремесла является практика и испытание (эксперимент). Следовательно, тот, кто не практикует и не экспериментирует, не добьётся абсолютно ничего».

Также в его книге«Аль-Хавас аль-кабир» первая статья начинается словами: «Мы в этой книге приведём только то, что мы видели сами, а не то, что откуда-то слышали. Также мы приведём то, что нам было сказано или мы прочитали после того, как подвергли это испытанию. Следовательно, то, что соответствует действительности мы приведем в книге, а то, что не соответствует, отбросим». Поэтому Джабир Ибн Хайян считается учёным, который впервые применил научный экспериментальный метод и установил его основополагающие правила. В этой науке Джабир Ибн Хайянушёл намного дольше греческих учёных, которые в то время считались лучшими в этой науке.

Джабир Ибн Хайян впервые дистиллировал и изготовил много новых веществ: оксидов, солей и других, в частности, подробно описал метод получения азотной кислоты и дистиллированного уксуса (чтобы получить этаноловую кислоту).

Французский историк Гюстав Лебон (G. Lebon) сказал о его трудах: «Из книг Джабира Ибн Хайяна можно составить большую научную энциклопедию, которая охватывает все достижения арабов в науке Химии. В его книгах описывается много химических соединений, которые до этого не были известны».

Джабир ибн Хайан является автором многочисленных научных трудов по химии, из которых в дальнейшем западные учёные извлекли много полезного. Арабский литератор X века из Багдада, автор самых значительных энциклопедических словарей Абу-ль-Фарадж Мухаммед ибн Ан-Надим Аль-Багдади посчитал количество его научных трудов по химии и насчитал 306 сочинений.

Большая часть этих книг была потеряна, но более восьмидесяти его книг хранятся в разных библиотеках по всему миру. Большая часть этих книг в двенадцатом веке была переведена на латинский язык Робертом Алестром, Герардом Кремонским (Gherardo Cremonese, (1114-1187) — средневековый учёный итальянского происхождения) и другими. Переведённые на латинский книги Джабира Ибн Хайяна и сыграли большую роль в становлении современной науки химии во всем мире.

Одной из самых известных книг Джабира Ибн Хайяна считается «Ас-Сумумвадаф’умазарриха»– «Токсины и противоядие» (буквально: яды и защита от их вреда). В этой книге он подразделяет токсины на животного, растительного и неорганического происхождения и приводит информацию о противоядиях к ним и о том, как они влияют на организм. Эта книга считается мостом, соединяющим медицину и химию. Такую же известность получила его книга «Аль-Хавас аль-кабир», одна из копий которой в настоящее время хранится в Британском музее.

Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит ценные сведения о металлах и минералах. Эту книгу можно считать кратким изложением всех достижений арабов того времени в науке химии.

Кроме этих книг у него было еще много трудов по химии, не считая других его сочинений по математике, философии и литературе. Некоторые книги Джабира Ибн Хайяна, как мы выше указали, были переведены на латинский язык и в течении тысячи лет были самыми подробными и авторитетными источниками для учёных химиков. Также имеются его книги на латинском языке, оригиналы которых на арабском языке пока ещё не найдены.

Его труды изучались известными европейскими учёными, такими, как Бройлих, Холмярд (Holmyard), Джордж Сартон (SartonGeorge) и другие.

Кстати, бельгийский химик Джордж Сартон, который планировал написать историю наук в девяти томах, но успел написать только три, описывая период расцвета исламской цивилизации, пишет: «Судя по тому, что пишет Джабир Ибн Хайян в своих книгах, невольно скажешь, что не может написать такое человек, живший во втором веке по хиджре, потому что в его трудах приводится очень много подробных новых для его времени фактов».

Как мы видим, Джабир ибн Хайян дал миру очень много знаний, и он не единственны исламский арабский учёный, знаниями которого пользуется весь мир, особенно западные страны. Таких учёных было очень много.

Некоторое время институты исламской Андалусии были заполнены студентами из Европы, которые получали там знания по разным научным дисциплинам, но это уже тема для другой статьи.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.