Ибн Малик Аль-Андалуси – его полное имя Абу Абдуллах Джамалуддин Мухаммад ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абдуллах ибн малик Ат-Таи Аль-Джайяни, но многие коротко называют его Ибн Малик. Так же коротко он сам написал свое имя в начале знаменитой книги по арабской грамматике «Альфийя», которая написана в стихотворной форме.
قال محمد هو ابن مالكِ أحمدُ ربي الله خيرَ مالِكِ
«Говорит Мухаммад, он же Ибн Малик:
Я восхваляю моего Господа Аллаха, лучшего Владыку…»
Как указывает большинство библиографов, Ибн Малик родился в 600 году по хиджре в Андалусии. Свое обучение он начал в родном городе с заучивания Священного Корана наизусть и изучения его кыраатов (метод чтения Корана). Далее он продолжил своё обучение с изучения грамматики арабского языка и маликитского фикха. Как рассказывал сам Ибн Малик ученикам, он учился Корану и арабской грамматике у Сабита ибн Хайяра Аль-Каля’и.
Далее в расцвете лет Ибн Малик отправился в путь и прибыл в Марокко. Он покинул родной город по причине возникших в то время в Андалусии волнений и смут. Но главной целью его путешествия было совершение хаджа и получение полезных знаний. С такой целью Ибн Малик Аль-Андалуси прибыл в Дамаск, где продолжил свою учёбу у больших ученых Дамаска, таких как Абу Садик Аль-Хасан Ас-Саббах, Абульхасан Ас-Сахави и другие. Затем Ибн Малик отправился в Алеппо, где изучал грамматику арабского языка у большого учёного Ибн Я’иша, который являлся автором комментариев к книге «Аль-Муфассаль» (автор Аз-Замахшари). Также он некоторое время учился у ученика Ибн Я’иша – Ибн Амра.
В то время Ибн Малик стал таким выдающимся знатоком арабского языка и грамматики, что все ставили его в пример другим как лучшего знатока тонкостей морфологии, синтаксиса, лексики и арабской поэзии.
После этого он начал преподавать эти науки в Алеппо и вскоре стал руководителем султанского медресе в Алеппо. Там же он продолжал давать уроки по грамматике и писал книги. Именно в это время и была написана книга «Аль-Кафия аш-ши’рия».
Затем Ибн Малик перебрался в Хама и продолжил там распространение полезных знаний. Во время пребывания в Хама он написал свою знаменитую книгу «Альфия», которая считается одним из лучших трудов по грамматике арабского языка. Пробыв недолго в Хама, Ибн Малик отправился в Дамаск, где он также преподавал и продолжил писать книги. За короткое время большое количество жаждущих знаний жителей Дамаска стали его учениками. В Дамаске он написал несколько очень полезных трудов в различных отраслях арабского языкознания, в том числе книгу «Ат-Тасхиль», равной которой не было в то время.
В Дамаске Ибн Малик преподавал в большом Дамасском медресе и давал уроки в Омейядской мечети, имамом которой он был назначен. Чаще всего он давал уроки грамматики. Говорят, он стоял у дверей медресе и кричал: «Есть ли желающие изучать хадис или тафсир, или то или другое…?». Когда никто не отвечал, он говорил: «Я вышел из числа тех, кого ждет наказание за сокрытие знаний».
Его учениками были Бахауддин ибн Ан-Нахас, Имам Ан-Навави, Аш-Щамс Аль-Баали, Аз-Зайн Аль-Маззи и Аль-’Алам Аль-Фаруки. Если нужно перечислить достоинства Ибн Малика Аль-Андалуси, достаточно того, что его учеником был Великий Имам Ан-Навави. Именно Имама Ан-Навави он упомянул в своей книге «Альфия» в следующей строчке:
ورجل من الكرام عندنا
«С нами находится человек, который принадлежит к числу благородных людей».
Простые жители Дамаска, а также и представители власти очень уважали Ибн Малика Аль-Андалуси. После завершения намаза сам верховный кадий (глава шариатской юстиции) Шамсуддин Ибн Халкан провожал его до дома, оказывая ему тем самим большое почтение.
Ибн Малик Аль-Андалуси (да смилуется над ним Аллах) был обладателем блестящего ума, благого нрава, высокообразованным, воспитанным, уравновешенным, очень скромным и вежливым человеком. Он мог долгое время объяснять своим ученикам трудные вопросы и терпеливо читать, просматривать большое количество страниц различных книг в поисках нужного материала. Ибн Малик всю свою жизнь так стремился к знаниям, что даже в день своей смерти он выучил наизусть несколько объемных текстов. Несмотря на свою феноменальную память, он не записывал ни одного своего суждения, не сверив его с несколькими источниками. Его все время видели или совершающим намаз, или читающим Коран, или читающим и пишущим книги.
Благодаря такому усердию в поклонении и стараниям в изучении различных наук Ибн Малик добился такого большого успеха в науке, что в свое время считался знатоком всех кыраатов Корана. Что касается вопросов грамматики и арабского языка, то Ибн Малика в этой области по праву считали последней инстанцией, а его труды считались авторитетным источником во всех отраслях этой науки. Даже большие имамы изумлялись стихам, которые он приводил в качестве примеров к тем или иным правилам грамматики. Они искренне удивлялись, где он находит столько красноречивых стихов и как он их запоминает.
Чаще всего в качестве доказательств своих утверждений по тому или иному вопросу в грамматике он приводил тексты Священного Корана. Если он не находил такого в Коране, то переходил на хадисы Посланника Аллаха (ﷺ), затем к арабским классическим стихам. В целом, если привести краткое изложений достоинств Ибн Малика Аль-Андалуси, достаточно сказать, что он в свое время был единственным в своем роде выдающимся знатоком арабского языкознания и грамматики, не говоря уже о его праведности и религиозности.
Когда Ибн Малик покинул этот мир, ему было более семидесяти лет, большую часть которых он прожил, занимаясь преподаванием, обучением и созданием полезных трудов, многие из которых были написаны в стихотворной форме.
Да смилуется Аллах над ним и сделает его знания полезными для нашей уммы.
По материалам журнала «Маджалла Аль-Умма»
Подготовил Муслим Абдулаев