Полное имя богослова Сулейман ибн Аш’ас ибн Исхак аль-Азди ас-Сиджистани. Однако прославился он под своей куньей Абу Давуд. Родился будущий знаток хадисов в 817 году (202 г. х.). Место, где он появился на свет, ныне поделено между Афганистаном и Ираном. По происхождению он был арабом из племени Азд, которое было одним из крупнейших племён Аравийского полуострова. С началом распространения Ислама некоторые из аздитов стали селиться в разных уголках Арабского халифата. Так предки Абу Давуда оказались в Сиджистане.
Странствия Абу Давуда
Абу Давуд рос в атмосфере любви и почтения к науке, благодаря чему ещё в детстве начал свой путь к научным высотам. Когда он отправился в своё первое путешествие на поиски знаний, ему не было и двадцати лет. Всего за время поездок он побывал на территории современного Афганистана, Ирана, Ирака, Сирии, Иордании, Турции, Саудовской Аравии, Египта и обрёл глубокие знания во многих исламских дисциплинах.
Учителя Абу Давуда
Имам Абу Давуд собирал хадисы, выслушивая их от многих людей. Всего за свою жизнь он встретился с более чем тремястами мухаддисами. Самые известные из его учителей — имам Ахмад ибн Ханбаль и имам Йахйа ибн Ма‘ин. Эти великие учёные оказали огромное влияние на Абу Давуда. Он учился у них хадисоведению и ‘акыде.
Имам аз-Захаби говорил: «Имам Абу Давуд был не только выдающимся хадисоведом, но и принадлежал к числу крупнейших факихов и ближайших учеников имама Ахмада. Он долгое время посещал его собрания и задавал ему разные вопросы, касающиеся основ и ответвлений Ислама».
Более того, Абу Давуд стал таким крупным знатоком шариата, что его даже считали муджтахидом. Как известно, степень иджтихад – это самый высокий уровень в исламских знаниях, позволяющий учёному выносить фетвы самостоятельно, на основании собственных знаний и опыта.
Нрав имама Абу Давуда
Ученые отмечают очень многие качества Абу Давуда.
Амр ибн Али Бахили говорил: «Имам Абу Давуд был из тех, чьи молитвы принимались Аллахом».
Мухаммад ибн Саъд Зухари говорил: «Он был из благочестивых, богобоязненных, образованных, праведных, чистых людей».
Абу Хатим ар-Рази сказал: «Я не встречал других таких смиренных людей, кто имел бы настолько достоверные аргументы».
«Сунан Абу Давуд»
С ранних лет Абу Давуд проявил себя как блестящий знаток хадисов. Он знал как тексты хадисов, так и цепочки их передатчиков (иснады). Абу Давуд был автором многих книг по различным аспектам исламского вероучения и права, но самой известной его книгой стал сборник хадисов «Ас-Сунан», который является одним из самых авторитетных сборников в Исламе.
Сборник Абу Давуда считается первым сборником хадисов, содержащих нормы Шариата (ахадис ахкам). В «Ас-Сунане» он в соответствии со своим методом отбора собрал 4800 хадисов из исследованных им 500 000 хадисов.
По стилю составления «Ас-Сунан» Абу Давуда напоминает сборник хадисов Бухари «Джами ас-Сахих». Основной целью сборника «Ас-Сунан» является доведение до читателя правовых аспектов тех или иных хадисов. Существует несколько списков «Ас-Сунана», между которыми имеются незначительные расхождения.
«Сунан» Абу Давуда — самый маленький из шести наиболее достоверных сборников хадисов. Он состоит из 36 книг, сборник Ибн Маджи — из 37, сборник ат-Тирмизи — из 50, сборник ан-Насаи — из 51, сборник Муслима — из 54, сборник аль-Бухари — из 97.
Мнения учёных о сборнике «Сунан Абу Давуд»
Учёные всегда уделяли сборнику имама Абу Давуда много внимания. Они передавали его друг другу, использовали при сочинении своих трудов, сокращали его, писали комментарии к нему.
Первым, кто отозвался с похвалой о книге «Сунан», был учитель и наставник Абу Давуда имам Ахмад ибн Ханбал (да будет доволен им Аллах). Многие учёные с тех пор хвалили книгу Абу Давуда и рекомендовали изучать её.
Закария Сани говорил: «Книга Аллаха — суть Ислама, а "Сунан" Абу Давуда — обет Ислама».
Один из величайших учёных Хаттаби сказал: «С точки зрения фикха эта книга превосходит два сборника «Сахих», и другой такой книги в науке о хадисах не написано».
Ибн аль-А‘раби как-то сказал, что даже если бы у человека не было ничего, кроме Корана и сборника «Сунан» имама Абу Давуда, он бы ни в чём более не нуждался, и аль-Хаттаби согласился с ним.
Ан-Навави советовал тем, кто занимается изучением фикха, воспользоваться сборником Абу Давуда, поскольку большинство нужных хадисов, содержащих нормы Шариата, собраны именно в нём.
Самые важные хадисы по мнению Абу Давуда
Имам Абу Давуд говорил: «Человеку достаточно для религии четырёх хадисов.
Первый: “Поистине, все дела оцениваются по намерениям…”.
Второй: “К наилучшим проявлениям Ислама человека относится отказ от того, что его не касается”.
Третий: “Не станет человек по-настоящему верующим до тех пор, пока не начнёт желать брату своему того же, чего желает себе”.
Четвёртый: “Дозволенное известно и запретное известно, а между ними находится сомнительное. Тот, кто станет избегать сомнительного, убережет свою честь и религию. А тот, кто впадёт в сомнительное, тот окажется в запретном!”».
Восстановитель наук
В 869-883 годах произошёл бунт, вошедший в историю как Бунт Зендж. Это был бунт темнокожих невольников, случившийся по экономическим и социальным причинам. В нём участвовали невольники в районе Басры, занятые на полях и плантациях, они существовали в очень тяжёлых условиях.
Это движение очень быстро расширилось, обрастая новыми группами. Военное движение темнокожих поначалу шло очень успешно. Захватив стратегически важные районы на юге Ирака и на юго-западе Ирана, они вошли в Басру и Васыт. Таким образом, они начали угрожать даже Багдаду.
Хотя бунт с большими усилиями и в результате долгих боев всё же был подавлен, некогда процветавшая с точки зрения науки Басра после этих событий была уже пуста.
Но вскоре она снова стала центром научной мысли. И неоценимый вклад в это дело внёс Абу Давуд. По просьбе халифа он под конец своей жизни отправился из Багдада в Басру и стал преподавать там, снова заполнив город мутаалимами, некогда в большом количестве находившимися здесь.
Кончина имама Абу Давуда
Прожив более 70 лет, большую часть из которых он посвятил исламской науке и образованию, Абу Давуд завершил своё пребывание на этой земле. В 889 году богослов покинул этот бренный мир. Его могила находится в Басре, недалеко от могилы другого праведника Ислама Суфяна Ас-Саври.
Дай Аллах нам следовать праведному пути так же, как это делали наши праведные предшественники, в том числе и выдающийся мухаддис и богослов Абу Давуд. Амин!
Махач Гитиновасов