Ибн Хиббан (273–354/887–965)

3 Октябрь 2017
4759

Ибн Хиббан родился в 887 году (273 по хиджре) в городе Буст (ныне Лашкаргах) области Сиджистан, провинции Герат, Афганистан. Полное имя богослова Абу́ Ха́тим Муха́ммад ибн Хибба́нат-Тами́ми ад-Да́рими аль-Бусти́.

Свой путь к научным высотам будущий алим начал довольно поздно, когда ему было уже за двадцать лет. Но это не помешало ему в совершенстве овладеть науками Ислама. В поисках этих бесценных познаний он объездил более сорока мусульманских городов, среди которых Басра, Мосул, Багдад, Дамаск, Нишапур, Ашкелон и другие.

Учителя Ибн Хиббана

За время путешествий в поисках наук Ибн Хиббан брал уроки у более чем двух тысяч алимов, и все их имена перечислить здесь, конечно же, невозможно. Приведем лишь имена самых известных изних:

1. Имам ан-Насаимусульманский учёный, один из выдающихся хадисоведов, автор одного из шести самых авторитетных сборников хадисов;

2. Ахмад ибн аль-Хасан ибн Абдуль Джаббар аль Багдадивеличайший суфий и мухаддис;

3. Аль-Хасан ибн Суфьянавтор муснада (книги по хадисам);

4. Абу Я‘ля аль-Мавсилимусульманский богослов, имам, хафиз, мухаддис из Мосула (современный Ирак);

5. Абу Бакр ибн Хузайма – известный мусульманский учёный, факих, знаток хадисов, также имел прозвания «шейх аль-ислам» и «имам имамов». Автор сборника хадисов «Сахих Ибн Хузайма».

Библиография Ибн Хиббана

Ибн Хиббан стал автором многих книг в различных областях исламской науки. Его перу принадлежат труды по фикху (исламскому праву), истории и, конечно же, по хадисам, так как сбор и изучение хадисов было его основной работой. Но, к сожалению, многие из трудов Ибн Хиббана были утеряны.

Причиной тому стало то, что богослов оставил свои книги мутаалимам, изучавшим науки у него дома, и строго запретил выносить их оттуда, боясь их утери, но, к сожалению, именно это во многом и стало причиной слабой их распространённости в народе и исчезновения. А наступившие вскоре в халифате смутные времена, ослабление власти и появление инакомыслящих поставили в этом деле жирную точку.

Но, к счастью, как уже было сказано, не все труды Ибн Хиббана были утеряны, некоторые из них сохранились и были в дальнейшем изданы в типографиях. Вот названия некоторых из них:

«Тарих ас-сикат» (تاريخ الثقات–букв. «История достойных доверия»);

«Иляльавхам аль-муаррихин»(علل أوهام المؤرخين);

«Манакиб аш-Шафии»(مناقب الشافعي);

 «Асами манйу’рафу биль-кунья» (أسامي من يعرف بالكنى)

«Аль-Му’джам» (المعجم على المدن);

«Аль-Маджрухин» (المجروحين من المحدثين والضعفاء والمتروكين);

«Машахир ’улама аль-амсар»(مشاهير علماء الأمصار);

«Раузат аль-’укала ванузхат аль-фузала» (روضة العقلاء ونزهة الفضلاء);

«Ас-Сира ан-набавия ва ахбар аль-хулафа»(السيرة النبوية وأخبار الخلفاء);

«Сахих Ибн Хиббан»(صحيح ابن حبان).

Самым известным из всех трудов Ибн Хиббана является его труд, посвящённый хадисам –«Сахих Ибн Хиббан». Изначальное его название –«Аль-Муснад ас-сахих ’аля ат-такасим ва-ль-анва’ мин гайри вуджуди кат’ин фи санадиха ва ля субути джархин фи накилиха»(المسند الصحيح على التقاسيم و الأنواع من غير وجود قطع في سندها و لا ثبوت جرح في ناقلها‎).

Однако в простонародье его называют «Сахих Ибн Хиббан».

«Сахих Ибн Хиббан», как и «Сахих» его учителя Ибн Хузаймы, а также «Мустадрак» Аль-Хакима входят в число наиболее авторитетных сборников хадисов после «Сахихов» Аль-Бухари и Муслима.

Причиной, побудившей Ибн Хиббана составить свой сборник«Сахих», стала его ревность за Ислам, так как люди в то время стали передавать недостоверные и даже выдуманные хадисы. «Мы должны вернуть их (людей) к верному пути, по которому шли прежние алимы»,– говорил учёный.

Ибн Хиббан в своей книге привёл7096  хадисов, которые он не распределил по главам фикха, а упорядочил по-своему. Об этом он сам сказал: «Для того, чтобы обучающимся было легко заучивать, а цитирующим нетрудно было запоминать, поразмыслив, я постиг, что достоверные хадисы делятся на пять частей:

1. повеления Всевышнего Аллаха своим рабам;

2. запреты Всевышнего Аллаха;

3. извещение Всевышним Аллахом рабов о том, что им необходимо знать;

4. изложение о мубах деяниях, которые можно совершать;

5. изложение о деяниях, свойственных только Пророку ».

القسم الأول: الأوامر التي أمر الله عباده بها.

القسم الثاني: النواهي التي نهى الله عباده عنها.

والقسم الثالث: الأخبار أي: إخباره –جل وعلا –وعما احتيج إلى معرفته.

والقسم الرابع: الإباحات التي أبيح ارتكابها.

والقسم الخامس: أفعال النبي صلى الله عليه وسلم التي انفرد بفعلها، يعني عن سائر الأمة.

Классификация хадисов в этой книге не соответствует общепринятым нормам, поскольку, с одной стороны, она не разбита на главы, с другой же — хадисы в ней не классифицированы по именам сподвижников, передавших эти хадисы, и поэтому Ибн Хиббан дал ей название — «Ат-такасим ва аль-анва'» (Деление и виды).

Найти нужный хадис в этой книге было очень затруднительно, и поэтому один из более поздних учёных разбил её на главы.

Сегодня имеющаяся у нас на руках книга Ибн Хиббана называется «Ал-Ихсан фи тартиби Сахихи Ибн Хиббан». Амир Алауддин Абулхасан Али ибн Балбан ал-Ханафи разделил её на главы фикха.

Мнения учёных об Ибн Хиббане

Сказал о нём Аз-Захаби:

الإمام العلامة ، الحافظ المجود ، شيخ خراسان

«Имам, алляма, великолепный хафиз, шейх Хорасана».

Сказал мухаддис Аль-Хаким:

وقال الحاكم : كان ابن حبان من أوعية العلم في الفقه ، واللغة ، والحديث ، والوعظ ، ومن عقلاء الرجال

«Ибн Хиббан был сосудом (вместилищем) знаний по фикху, языку, хадисам, наставлению и был из числа умных людей». («Сияр», 16/92)

Якут аль-Хамави:

 «Он выводил такие знания из науки о хадисах, которые другим были не под силу. Кто поразмыслит над этим беспристрастно, поймёт, каким он был морем наук».

Испытания и кончина Ибн Хиббана

Как и в жизни сильных мира сего, в жизни Ибн Хиббана тоже были испытания и несчастья. Под конец жизни, не разобравшись в истинном смысле слов учёного, недруги обвинили его в отходе от Ислама и даже просили у халифа разрешения казнить алима. Но когда этого не случилось, они вынудили учёного оставить преподавание и покинуть Нишапур.

Вскоре он вынужден был перебраться в свой родной Буст, где и прожил свои последние дни. Скончался Ибн Хиббан в ночь на пятницу в 965 году (за восемь дней до окончания месяца Шавваль 354 года по хиджре). На момент смерти богослову перевалило уже за 80 лет.

Дане лишит нас Аллах бараката праведных предшественников и озарит их могилы нуром. Амин!

 

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!

Махач Гитиновасов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.