Выдающийся учёный, имам, знаток хадиса и ханбалитского фикха Ибн Раджаб аль-Ханбали родился в Багдаде в 736 году по мусульманскому летоисчислению в уважаемой образованной семье: его отец и дедушка были видными учёными. Ибн Раджаб было прозвищем его дедушки, так как тот родился в месяце Раджаб, позже это прозвище перешло к его внуку.
Его полное имя – Зайнуддин Абуль-Фарадж Абдуррахман бин Ахмад бин Шихабуддин Ахмад бин Абу Хамид Раджаб Абдуррахман аль-Багдади ад-Димашки аль-Ханбали.
Примерно в восьмилетнем возрасте в 744 г. он переехал жить в Дамаск. Под присмотром отца он занялся изучением науки хадиса, в которой стал одним из лучших учёных своего времени. Также он путешествовал по исламским странам в поисках знаний, в Мекке обучался у Фахруддина Усмана бин Юсуфа, в Египте – у Садруддина Абуль-Фатха аль-Майдуми, а в Дамаске – у Ибн аль-Хаббаза. Также он продолжительное время обучался науке хадиса у знаменитого учёного Зайнуддина аль-Ираки.
Как пишет Ибн Хаджар аль-Аскаляни в «Инба аль-гумар»: «Он стал искусным в области науки хадиса, зная имена передатчиков, различные переданные версии, скрытые дефекты и значения хадисов».
Ибн Раджаб написал множество книг, одни из самых известных: комментарий на «Сахих аль-Бухари», который так же, как и книга Ибн Хаджара, называется «Фатх аль-Бари аля Сахих аль-Бухари»; комментарий к сборнику хадисов имама ат-Тирмизи; комментарий к «Арбаун» имама ан-Навави, «Фадлю ильми-саляфа ля ильмиль-халяф» и «Джамиуль-улюми валь-хикам». Также он написал книги и по другим наукам, таким как тафсир, фикх, и в особенности, касающиеся проповедей и наставления людей.
В вероубеждении он следовал ахль аль-хадис[1], которые известны тем, что отказывались толковать аяты и хадисы, касающиеся качеств и имён Аллаха, а вверяли их смысл Всевышнему Аллаху. Это один из методов ахлю-Сунны валь-джамаа в отношении подобных аятов и хадисов[2]. Этого метода придерживались и придерживаются большинство учёных ханбалитского мазхаба и учёных хадиса[3]. В частности, в книге «Фатх аль-Бари» он писал следующее: «…Поэтому праведные предшественники единогласны в том, что подобные тексты следует принимать так, как они до нас дошли, без добавления и убавления. А то, что затруднительно понять и разум не способен постичь, следует вверять Тому, Кто ведает об этом».
Интересно, что вначале он следовал за Ибн Таймиёй, однако впоследствии отказался от его воззрений, как передаёт об этом Ибн ХаджарАскаляни в «Инбауль-гумар»[4]. По этой причине последователи Ибн Таймийи стали проявлять к нему враждебность и отчуждение.
Он был имамом ханбалитского фикха, при этом крайне негативно относился к тем, кто призывал к самостоятельному иджтихаду и противоречил четырём мазхабам. Так, он написал против таких людей небольшую, но содержательную книгу, которая называется «Ар-Радду аля манн иттабаа гайраль-мазахибаль-арбаа» («Опровержение тому, кто не последовал ни одному из четырёх мазхабов»).
Ибн Раджаб был неравнодушен к тасаввуфу и суфиям. Его книги наполнены положительными отзывами о суфиях. Например, в биографии шейха Абдуль-Кадира аль-Гиляни в книге «Зайль табакат аль-ханабиля» он пишет: «Он шейх своего времени, опора познавших Аллаха, султан шейхов и господин суфиев. Он обладатель высоких степеней (совершенства), необычайных способностей (караматов), знаний, познания Аллаха и известных богоданных духовных состояний». В биографии другого суфия шейха Саада бин Усмана аль-Курайши в этой же книге он пишет: «Он один из аскетов, абдалов и автадов[5], тот, ради кого снаряжаются в поездку, тот, кого принял Аллах, он был праведным рабом, известным своим поклонением, усердием и набожностью…».
Таким образом, Ибн Раджаб аль-Ханбали был одним из великих учёных Ислама. Ибн Хаджар Аскаляни передаёт о нем следующие слова: «Сказал Ибн Хаджий: “Он лучше всех разбирался в тонкостях науки хадиса. Он стал в своё время самым знающим о скрытых дефектах (илля) хадисов и их различных версий…, у него обучилось большинство наших учёных-ханбалитов в Дамаске”».
Умер он в понедельник 4 числа месяца Рамадан в 795 г. в Дамаске. Ибн Насируддин поведал следующую историю: «Мне рассказал тот, кто вырыл могилу для Ибн Раджаба, что шейх Зайнуддин ибн Раджаб аль-Ханбали пришёл к нему за несколько дней до смерти и сказал: “Вырой для меня в этом месте могилу”, – и указал на участок земли, где он потом был похоронен. Когда тот вырыл могилу, Ибн Раджаб спустился в неё и лёг там. Она ему понравилась, и он сказал: “Это отличная могила”, а затем вышел. Тот человек потом сказал: “Клянусь Аллахом, не прошло и нескольких дней, как его принесли ко мне мёртвым на носилках, и я похоронил его в той могиле”».
Да смилуется Всевышний Аллах над Ибн Раджабом и воздаст ему благом от нас.
Ибн Хадж Аль-Гидатли
[1] Ахль аль-хадис – это учёные науки хадиса, которые в вероубеждении придерживаются метода «тафвидуль-маани», то есть вверяют Всевышнему смысл Его качеств и имён, отказываясь толковать их. В последнее время этим термином именуют себя различные заблудшие группы, поэтому мусульманину следует быть крайне осторожным и внимательным в отношении тех, кто себя так называет.
[2] В отношении понимания качеств и имён Всевышнего Аллаха существуют два метода: та’виль и тафвидуль-маани. Оба эти метода являются законными в Исламе, и мусульманин имеет право придерживаться любого из них. Имам ан-Навави в «ШархСахих Муслим» пишет более подробно об этих методах: «…это из хадисов, рассказывающих о качествах Аллаха. Пришло упоминание, что в отношении них есть два метода: толкование (та’виль) и воздержание от толкования, уверовав в них с убеждённостью, что в этих текстах (тафвидуль-маани) не имеется в виду их явный смысл. Согласно мнению толкователей, пальцы в этом хадисе толкуют как могущество, то есть Аллах создал небеса и землю без усталости и утомления, несмотря на то, что они огромны. Люди употребляют слово “палец” в подобных случаях, когда хотят сказать о ничтожности того, что они сделали. Кто-то говорит: “Я одним своим пальцем убью Зайда”, то есть “Мне не составит труда убить его”. Также сказано: возможно, что под пальцами имеются в виду некоторые Его творения; и это мнение не является невозможным. Цель же всех этих толкований – пояснить, что рука как орган невозможна в отношении Аллаха».
[3] Ахлю-Сунна валь-джамаа в понимании качеств и имён Всевышнего Аллаха подразделяются на три школы: ашария, матуридия и ахль аль-хадис. Первые две школы в основном используют первый метод – та’виль, а ахль аль-хадис – второй метод, то есть тафвидуль-маани.
[4] «Инбауль-гумар», т. 1, стр. 460.
[5] Это особые, приближенные к Аллаху люди, которые скрыты от большинства людей.