В 1260 году состоялось одно из самых судьбоносных сражений в истории Ислама. В местечке ‘Айналь-Джалют мусульманские войска, руководимые Кутузом, схлестнулись с неудержимой монгольской ордой Чингисхана.
На карту была поставлена без преувеличения судьба исламской уммы, поражение было смерти подобно. Знаменитый приказ времён Второй мировой «Ни шагу назад» полностью отображает то, что происходило тогда в палестинском ‘Айналь-Джалюте. Мусульмане не могли проиграть, и они не проиграли.
Этот грандиозный триумф Ислама вошёл в учебники, а главные действующие лица получили всеобщее признание. Но у ‘Айналь-Джалюта были и закулисные герои, те, кто приближали победу, как могли.
Среди таких героев знаменитый учёный-богослов ‘ИззИбн ‘Абдуссалям, который на исходе своей жизни отправился на ‘Айналь-Джалюти своими пламенными речами побуждал мусульман к сражению.
К этому времени ему уже перевалил за восьмой десяток, и он был одним из самых уважаемых и известных богословов в исламском мире. Но как сложилась судьба богослова, главным оружием которого была не сабля, а перо? По какой жизненной тропе шёл султан алимов?
Свой долгий богословский путь ‘Изз ибн ‘Абдусаллям начал не с малого возраста, как это принято в богословии, а уже состоявшимся человеком. Несостоятельность и семейная нужда вынудили его отправиться на поиски пропитания, а занятия наукой были для него пределом мечтаний, недосягаемым миражом.
‘Изз был уборщиком в Омейядской мечети в Дамаске, и мимо него ежедневно проходили десятки студентов. ‘Изз мысленно был с ними, смотрел на них с белой завистью, но позволить себе учебу он не мог.
Всё это продолжалось до тех пор, пока ему не встретился знаменитый сирийский историк Ибн ‘Асакир, который лично взялся за его учёбу и содействовал его поступлению в медресе.
Несмотря на позднее начало учёбы, ‘Изз догнал и перегнал своих однокурсников. Он преуспел в изучении многих наук, в которых стал, выражаясь современным термином, профессором.
‘Изз – автор множества трактатов по мусульманскому богословию, среди которых труды по хадису, толкованию Корана, исламскому праву, основам фикха, вероубеждению, аскетизму и суфизму.
Глубину его познаний подтверждали такие видные богословы, как имамы Ас-Суюти, Ан-Навави, Ибн Дакик аль-‘Ид, Ас-Субки и другие. ‘Изз был назначен шариатским судьёй в Дамаске и читал проповеди в Омейядской мечети. Но, как показали дальнейшие события, он не держался за свой пост, истина была для него превыше всего.
Эпоха, в которую жил ‘Изз ибн ‘Абдусаллям, была тревожной и трагичной для исламской уммы. Угроза исходила из Западной Европы, где шла подготовка крестовых походов на мусульманский Восток. Разрозненность, амбиции правителей мусульман и откровенное предательство открывали крестоносцам множество крепостей.
Предателем исламских ценностей был и правитель Дамаска Салих Исмаил, который не только сдал крестоносцам города Сайда и Шакиф, но и, вступив в союз с ними, выступил против своего брата – правителя Египта Нажмудина Аюба.
Кроме того, изменник своей Родины позволил крестоносцам скупать оружие в Дамаске. Хотя он прекрасно понимал, что это оружие будет использовано против его собратьев-мусульман.
Это вероломство взбесило ‘Изза ибн ‘Абдусалляма, это была ненависть во имя религии. Поднявшись на минарет Дамасской мечети, ‘Изз среди прочего сказал: «Те города (которые сдал Салих Исмаил крестоносцам) не являются собственностью правителя. Он не имеет на это права, как и на продажу оружия крестоносцам».
‘Изз прекрасно понимал, на что он шёл и чем всё это могло для него обернуться, но он не мог иначе. За это публичное выступление ‘Изз был отстранён от должности судьи и заключён под стражу.
Салих Исмаил, понимая статус и авторитет ‘Изза ибн ‘Абдусалляма в глазах мусульман, предпринял попытку примириться с ним, но сделал это крайне нелепым образом. Он отправил к нему своего гонца со следующим посланием: «Если ты подчинишься мне и поцелуешь мою руку, то будешь возвращён на все свои должности».
‘Изз на это ответил так, как и должен был ответить: «Клянусь Аллахом, я бы не согласился даже на то, чтоб он поцеловал мою руку. О люди! Вы находитесь в одном ущелье, а я – в другом. Хвала Всевышнему, который сохранил меня от того, чем вы испытаны».
‘Изза ибн ‘Абдусалляма посадили в тюрьму города Иерусалим, и он оставался в заточении вплоть до освобождения этого города от оккупации крестоносцев. Далее его путь лежал в Египет, где его встретили с большим восторгом и радушием.
Правитель Египта Нажмудин Аюб назначил его шариатским судьёй и проповедником в мечети имени ‘Амра ибн аль-‘Аса. В Египте к ‘Иззу вернулось всё то, что было утеряно в Сирии.
Именно в Египте и началась подготовка к вышеупомянутому сражению против монголов при ‘Айналь-Джалюте. Но эта подготовка требовала немалых финансовых затрат. Правитель Египта Кутуз планировал поднять налоги и за счёт населения собрать необходимую сумму.
Это была своего рода Отечественная война, и участие населения было необходимым. Но ‘Изз ибн ‘Абдусаллям предложил более гуманный вариант –ничего не взимать с населения, пока есть средства в государственной казне и пока свой вклад не внесут состоятельные люди. Так шла подготовка к ‘Айналь-Джалюту, так ковалась историческая победа над монголами.
‘Изз ибн ‘Абдусаллям умер спустя два года после событий при ‘Айналь-Джалюте. Он скончался прямо на кафедре во время своего очередного урока. Весь Египет провожал его в последний путь, а правитель Египта Бейбарс лично нёс его джаназу.
Он же (правитель Египта) после его смерти сказал: «Только сейчас в полной мере установилась моя власть, ибо если бы этот шейх (‘Изз) призвал народ восстать против меня, то он сделал бы это».
Не знаю, понимал ли Бейбарс, что ‘Изз ибн ‘Абдусаллям никогда не стремился к власти, он не был по своей природе государственным деятелем, султаном, а был султаном алимов.
Мурад Гайдарбеков