Ибн Аль-Джавзи – великий учёный и искусный проповедник

5 Август 2021
5273

Имам, учёный, аскет, хафиз, историк и проповедник Джамалуддин Абу аль-Фарадж ‘Абдуррах'ман ибн ‘Али ибн Мух'аммад Аль-Кураши Ат-Тамими Аль-Бакри Аль-Багдади Аль-Ханбали, потомок великого сподвижника Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллаха), известный как Абу Аль-Фарадж Ибн Аль-Джавзи, родился в Багдаде в 511 году по хиджре (1117 г.).

Это было время, когда сельджукские правители управляли Аббасидским халифатом. Этот период также известен многочисленными политическими волнениями и военными смутами, которые продолжались годами.

Ибн Аль-Джавзи воспитывался в богатой семье, которая занималась торговлей медью. По этой причине Ибн Аль-Джавзи иногда писал своё имя как ‘Абдуррахман Ас-Саффар или Ибн Аль-Джази Ас-Саффар («саффар» в перводе с арабского – литейщик меди).

Отец Ибн Аль-Джавзи умер, когда ему было всего три года, и его воспитывали мать и тётя (сестра отца). Они хорошо заботились о нём, дали ему прекрасное воспитание.

Когда Ибн Аль-Джавзи подрос, тётя, заметив в нём смышлёность и проницательность, отправила его в мечеть Абу Аль-Фазля Ибн Насира. Мухаммад Ибн Насир Аль-Хафиз приходился Ибн аль-Джавзи дядей со стороны матери.

С этого времени он не разлучался с шейхом Ибн Насиром, обучался у него и слушал от него хадисы. Говорят, что впервые Ибн Аль-Джавзи слушал уроки Ибн Насира по хадису в 516 году по хиджре, когда ему исполнилось приблизительно 5 лет.

Прекрасное воспитание, которое дали Ибн Аль-Джавзи его мать, тётя и учитель Ибн Насир аль-Хафиз оставило глубокий след в его образовании и посеяло в его сердце любовь к знаниям и науке.

Имущество, богатство, бизнес, которые оставил отец в наследство Ибн Аль-Джавзи, также дали ему возможность свободно заниматься учёбой, не отвлекаясь на мирские проблемы. Благодаря всему этому он с раннего детства начал учиться и стал великим учёным, не имеющим себе равных среди современников.

Несмотря на то, что Ибн Аль-Джавзи имел богатства, которые привлекли бы любого молодого человека и побудили бы его тратить их в своё удовольствие, он не обращал внимания на мирские удовольствия.

Напротив, он старался укротить свой нафс и приучить себя довольствоваться минимальным количеством еды, одежды и других вещей. Поэтому он рос скромным и благочестивым юношей.

Ибн Аль-Джавзи ещё в детском возрасте не любил лишнее общение с людьми, ибо это приводило к бесполезной трате времени. Ибн Касир пишет: «Он (Ибн Аль-Джавзи) был с самого детства религиозным, собранным, не общался ни с кем, не ел сомнительное (шубха), выходил из дома только на джума-намаз и никогда не забавлялся с детьми».

Ибн Аль-Джавзи укротил свой нафс с детских лет и научил себя любить знания, учёбу. Он не отвлекался ни на что другое и тратил свою энергию только на образование. Обретая знания, он подвергал себя тяготам жизни.

Его жизнь в начале учёбы не была лёгкой и была наполнена трудностями, но этот юноша так полюбил знания, что беды, которые он испытывал на этом пути, превращались для него в наслаждение.

Ибн Аль-Джавзи сказал про себя: «Вместе со сладостью учёбы я встречал и трудности, которые становились для меня слаще мёда ради того, что я искал и надеялся получить. В детстве, когда ходил на уроки хадисов, я брал с собой сухие лепёшки. Я садился на берегу речки, потому что не мог есть эти лепёшки без воды. Каждый раз, съев кусок лепёшки, я запивал его водой. А наслаждение я получал только от учения». (Ибн Аль-Джавзи, «Сайд аль-хатир»)

Ибн Аль-Джавзи был великим учёным-энциклопедистом. Ибн Касир сказал: «Он стал выдающимся учёным во многих науках и отличался от других. Всего он создал 300 трудов, крупных и мелких. Собственноручно он написал около 200 томов. Ибн Аль-Джавзи приложил руку ко всем наукам и участвовал во всех ветвях науки: тафсире, хадисоведении, истории, математике, астрономии, медицине, юриспруденции (фикх) и других, таких как языкознание и грамматика».

Ибн Раджаб Аль-Ханбали сказал: «Не осталось ни одной сферы науки, в которой он не написал бы книги. Он принимал участие во всех науках: в тафсире он был одним из лучших; в хадисоведении – хафизом; в истории – великим; обладал достаточными знаниями по фикху».

Ибн Аль-Джавзи был искусным проповедником, которому не было равных. Его красноречие стало известно во всём мусульманском мире. Когда говорят «Ибн Аль-Джавзи», подразумевают проповедь, а когда говорят «проповедь», подразумевают Ибн Аль-Джавзи. Эти два слова так тесно связаны друг с другом, что каждый историк, который пишет биографию Ибн Аль-Джавзи, обязательно упоминает о его исключительных способностях проповедника.

Ни один учёный не достиг такого уровня, которого достиг Ибн Аль-Джавзи в чтении проповедей. Ибн Халликан сказал: «Он был выдающимся учёным своей эпохи, имамом того времени в хадисоведении и чтении проповедей».

Способности к чтению проповедей у Ибн Аль-Джавзи появились ещё в детские годы. Он начал писать книги и читать проповеди с юношеских лет после смерти своего учителя Ибн Аз-Загуни в 527 году по хиджре. В то время ему было 16 или 17 лет. Он учился у этого учителя искусству проповеди и фикху, а после его ухода в мир иной, несмотря на свои молодые годы Ибн Аль-Джавзи, заменил его и преподавал на его маджлисе в мечети Аль-Мансур.

Что касается времени и места маджлиса самого Ибн Аль-Джавзи, на котором он читал проповеди, то его подробно описал Ибн Джубайр Аль-Андалуси в своей книге «Ар-Рихля» («Путешествие»):

«Маджлисы он проводил напротив своего дома, на восточном берегу реки Тигр, по соседству с дворцом халифа в Багдаде, поблизости к крайним с восточной стороны воротам. Он сидел на этом маджлисе каждую субботу».

Описывая маджлисы Ибн Аль-Джавзи, его внук Абу Аль-Музаффар сказал следующее: «На его маджлисе присутствовали минимум десять тысяч человек, а иногда число присутствующих достигало ста тысяч».

Когда Ибн Аль-Джавзи читал проповедь, он пленял сердца тех, кто слушал. Ибн Аль-Джавзи в своей книге «Аль-Мунтазим фи тарих аль-умам ва аль-мулюк» пишет: «На моих руках приняли покаяние более ста тысяч человек, и я положил конец более двадцати тысячам случаев вражды».

Маджлисы Ибн Аль-Джавзи не ограничивались его медресе и домом, Он читал проповеди в джума-мечетях и медресе Багдада. Люди на его маджлисах теснили друг друга из-за большого количества присутствующих.

Одним из мест, где Ибн Аль-Джавзи часто собирал маджлисы и читал проповеди, было медресе Дар Дияр, которое построил он сам. Когда Ибн Аль-Джавзи стал широко известен как проповедник и преподаватель, к нему склонился и дом халифа. Сам халиф, его визири и другие государственные деятели посещали его маджлисы и проповеди, которые он проводил во дворце халифа.

В 590 году визирь халифа Ибн Юнус Аль-Ханбали назначил Ибн Аль-Джавзи руководителем медресе Абдулькадира Аль-Джиляни. После смерти Ибн Юнуса бывший руководитель этого медресе Ар-Рукн ‘Абдуссалям, которого визирь выгнал при участии Ибн Аль-Джавзи и других учёных за его еретические взгляды, пожаловался новому визирю Ибн Аль-Кассабу, который симпатизировал рафидитам.

Помимо прочего он сообщил новому визирю, что Ибн Аль-Джавзи является потомком Абу Бакра Ас-Сиддика и ближайшим соратником предыдущего визиря. Ибн Аль-Кассаб, который и так преследовал всех сторонников Ибну Юнуса, с удовольствием взялся за дело Ибн Аль-Джавзи. Визирь написал обо всём этом халифу Ан-Насиру, который тоже симпатизировал шиитам.

Халиф, недолюбливавший Ибн Аль-Джавзи, приказал выдать его Ар-Рукну, который хотел бросить его в тюрьму, но ему это не удалось. Для Ибн Аль-Джавзи в Васите выделили дом, в который его заключили под одиночный домашний арест. В таком положении он прожил пять лет, обслуживая себя сам. Ибн Аль-Джавзи, которому исполнилось почти 80 лет, сам стирал свою одежду, готовил себе еду, таскал воду из колодца…

После пятилетнего (590–595 годы по хиджре) заключения Ибн Аль-Джавзи освободили, и он вернулся в Багдад. В день его прибытия его встречало огромное количество людей, которые безмерно радовались его освобождению.

Сразу же объявили, что по субботам он будет проводить маджлисы и читать проповеди. Так по своему обычаю Ибн аль-Джавзи продолжил свои проповеди и распространение знаний, пока не ушёл в мир иной.

В конце долгой и плодотворной жизни Ибн Аль-Джавзи тяжело заболел и не вставал с постели пять дней, после которых на 87 году жизни он покинул этот мир в пятничную ночь 12 числа месяца Рамадан 597 года по хиджре.

На его похороны собралось огромное количество жителей Багдада. Знатные люди города несли его погребальные носилки. Из-за давки и жары многим в этот день пришлось даже нарушить свой пост, а похоронная процессия дошла до кладбища только ко времени обеденного намаза. Когда его тело опускали в могилу, муэдзин начал провозглашать азан на джума-намаз. Ибн Аль-Джавзи похоронили рядом с могилой имама Ахмада ибн Ханбаля.

Ибн Аль-Джавзи завещал написать на его могиле следующий стих:

«О Тот, который много прощает тому, у кого много грехов,

К Тебе пришёл грешник, который надеется на прощение грехов его рук,

Я гость, а награда (возмездие) гостя – проявление милости к нему».

Люди были очень огорчены такой утратой и горько плакали. Многие круглосуточно находились рядом с его могилой и до конца Рамадана читали Коран, зажигая там ночью лампы и несколько раз полностью завершая чтение Корана.

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.