Ибн Аль-Асир Аль-Джазари – выдающийся исламский историк

29 Сентябрь 2021
3118

‘Иззуддин Абульхасан ‘Али ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн ‘Абдулькарим ибн ‘Абдульвахид Аль-Джазари Аш-Шайбани, более известный как Ибн Аль-Асир Аль-Джазари, родился в 1160 году (555 году по мусульманскому летоисчислению) в Джизре (جزيرة ابن عمر – в переводе с арабского Остров Ибн ‘Умара).

Сегодня Джизре – это город и район в провинции Ширнак в Юго-Восточной Анатолии в Турции. Он расположен на реке Тигр у сирийско-турецкой границы, недалеко от иракско-турецкой границы в историческом районе Верхней Месопотамии и культурном регионе в турецком Курдистане.

Джизре в то время находился под юрисдикцией города Мосула.  Этот небольшой городок был основан как «Джазират Ибн ‘Умар» в IX веке правителем Мосула Аль-Хасаном Ибн ‘Умаром на искусственном острове на реке Тигр.

Город извлекал выгоду из своего удобного расположения при переправе через реку и в качестве порта в дополнение к своему расположению в конце старой римской дороги, которая соединяла его со Средиземным морем. Таким образом, Джизре стал важным торговым и стратегическим центром в Верхней Месопотамии.

Имам, выдающийся учёный (‘алляма), мухаддис, писатель, историк, учёный по генеалогии, один из наиболее известных исламских историков Ибн Аль-Асир Аль-Джазари рос в религиозной среде. Его семья очень крепко придерживалась религии и была известна как династия учёных, которые имели подлинные знания.

Следуя семейной традиции, Ибн Аль-Асир также стал крупным учёным, имамом хадисоведения и всего, что касается этой науки, большим знатоком истории прошлого и поздних периодов, экспертом в генеалогии арабов.

Отец Ибн Аль-Асира был богатым человеком, который владел нескольким садами и деревней. Помимо этого, он занимался торговлей и занимал государственные должности. Он одновременно замещал должности руководителя Дивана в Джизре и заместителя визиря Мосула по делам Джизре.

В возрасте двадцати одного года Ибн Аль-Асир вместе с отцом и братьями поселился в Мосуле, чтобы продолжить учёбу, где он посвятил себя изучению истории и исламских традиций. В Мосуле он учился у лучших учёных города. Также он посещал Багдад и брал уроки у тамошних шейхов.

Затем он отправился в Шам и Иерусалим, где учился у множества учёных того времени. После этого Ибн Аль-Асир вернулся в Мосул, где он практически закрылся у себя дома и занимался изучением различных наук и написанием своих книг.

Его дом также стал местом собраний, на которых жители и гости Мосула получали полезные знания. В его доме собирались лучшие учёные и литераторы того времени. Историк Ибн Халликан был его хорошим другом.

 

Братья Ибн Аль-Асира

Братья Ибн Аль-Асира также стали выдающимися учёными. Его старший брат Маджд Ад-Дин Абу Ас-Са‘адат Аль-Мубарак (544–606 годы по мусульманскому летоисчислению) был одним из выдающихся учёных своего времени. Его перу принадлежат такие книги, как «Джам‘ аль-уссуль фи ахадис Ар-Расуль», «Ан-Нихая фи гариб аль-хадис ва-ль-асар».

А его младший брат Зияуддин Абу Аль-Фатх Насруллах (558–637 годы по мусульманскому летоисчислению) был превосходным учёным, обладателем высокого интеллекта, знатоком и исследователем арабской литературы. Он написал книги «Аль-Масаль ас-саир фи адаб аль-катиб ва-ш-ша‘ир», «Аль-Вашй аль-маркум фи хильйи-ль-манзум».

 

Наследие Ибн аль-Асира

Ибн Аль-Асир Аль-Джазари внёс огромный вклад в историческую науку, написав книгу по истории «Аль-Камиль фи ат-Тарих» («Полный свод всеобщей истории от создания мира до 1230 года»), который посвящён истории исламского мира и охватывает период с доисламского времени до эпохи монгольских завоеваний.

Этот труд Ибн Аль-Асира является важным и авторитетным источником по истории крестовых походов, очевидцем которых был и сам автор книги. «Аль-Камиль фи ат-тарих» также является авторитетным источником по монгольскому нашествию на мусульманские страны и не только.

С научной точки зрения наибольший интерес представляет часть, включающая описание событий, охватывающее период с IX века до середины XIII века. В ней содержатся ценные сведения из истории Айюбидов, Мерванидов, Саманидов, Караханидов, Сельджукидов, Газневидов, Гуридов, Хорезмшахов и Хулагуидов.

Книга «Аль-Камиль фи ат-тарих» состоит из двенадцати томов. Каждый том состоит из разделов по годам и подразделов. Каждый том также разделён в хронологическом порядке по годам. Например, начинается 491 год по мусульманскому летоисчислению, и он пишет: «Затем начался четыреста девяносто первый год», – и далее описывает события, происходившие в этом году. Каждый год подразделён на несколько периодов, посвящённых основным событиям, которые необязательно расположены в хронологическом порядке.

Подразделы включают в себя смерти, рождения и династическую преемственность крупных государств, таких как Багдадский халифат, империя Сельджукидов и других.

Эти подразделы также включают основные политические события: нашествие крестоносцев и монголов, крупные сражения, такие как осада Иерусалима 1099 году, в котором вместе с Салахуддином Аль-Аюби принимал участие и сам Ибн Аль-Асир.

Ибн аль-Асир был современником и членом свиты знаменитого Салахуддина Аль-Аюби, который отвоевал Иерусалим у крестоносцев и значительно сократил европейские владения в Шаме.

В результате завоеваний Салахуддина княжество Антиохия и графство Триполи сильно пострадали и потеряли свои территории. В руках крестоносцев остались лишь несколько городов на побережье.

Также Ибн Аль-Асир написал очень важную книгу «Усуд аль-габа фи ма‘рифати ас-сахаба» («Львы леса в познании сподвижников (да будет доволен ими Аллах)»). Книга представляет с собой биографическую энциклопедию сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и содержит сведения о 7500 сахабах (да будет доволен ими Аллах).

Эта книга свидетельствует о любознательности и осведомлённости автора, о его знаниях, о любви к исследованиям и самобытности его таланта в написании книг.

К наследию Ибн Аль-Асира также относятся труды «Аль-Любаб фи тахзиб аль-ансаб», «Тарих Ад-Давля Аль-Атабикия», «Аль-Джами‘ аль-кабир» (книга по риторике) и «Тарих Аль-Мусиль» – книга об истории Мосула, которая осталась незавершённой.

Ибн Аль-Асир Аль-Джазари умер в городе Мосуле в 1233 году (630 году по мусульманскому летоисчислению).

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.