Зубайр ибн Аль-‘Аввам رضي الله عنه

15 Октябрь 2021
1184

Зубайр ибн Аль-‘Аввам ибн Хувайлид ибн Асад ибн ‘Абдуль‘узза ибн Кусаю ибн Киляб Аль-Кураши Аль-Асади, Абу Абдуллах (да будет доволен им Аллах) родился в 28 году до хиджры. Его род сливается с родом Пророка Мухаммада на его пятом прадеде – Кусайе.

Он также приходится двоюродным братом Пророку Мухаммаду . Зубайр был сыном Сафийи бинт ‘Абдульмутталиба, тёти Пророка и родной сестры господина шахидов Хамзы ибн ‘Абдулмутталиба . Помимо этого, мать правоверных Хадиджа бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах) была его тётей.

Зубайр является одним из десяти сподвижников, которые при жизни были обрадованы вестью о Рае, и одним из шести сахабов, которые входили в Шура (совет) правителя правоверных ‘Умара ибн Аль-Хаттаба رضي الله عنه.

Он одним из первых в Мекке в возрасте 15 лет принял Ислам, следуя призыву Абу Бакра Ас-Сиддика رضي الله عنه. После принятия Ислама Зубайр, как и все уверовавшие первыми жители Мекки, подвергся мучительным пыткам со стороны своих родственников.

Дядя Зубайра завязывал его в циновку и пытал огнём, требуя вернуться в язычество.  На это Зубайр отвечал, повторяя одни и те же слова: «Я никогда больше не стану неверующим!».

 

Хиджра Зубайра

Вместе с другими первыми уверовавшими в Мухаммада жителями Мекки Зубайр совершил хиджру в Эфиопию, где оставался до тех пор, пока Посланник Аллаха не разрешил вернуться обратно в Мекку.

Он женился на дочери Абу Бакра Асме (да будет доволен им Аллах) и вместе с ней во второй раз совершил хиджру (переселился) в Медину. Асма бинт Абу Бакр была известна своими подвигами во имя Ислама. Один из таких поступков она совершила, когда Пророк вместе с её отцом переселялся в Медину.

Во время пребывания в пещере Хираъ на горе Савр Хафса готовила им еду и держала их в курсе всего, что происходило в то время в Мекке. Еду и сведения она доводила до Пророка , отправляя к ним человека с известиями о действиях преследователей.

Плодом благословенного брака Хафсы и Зубайра после переселения в Медину стал их сын ‘Абдуллах ибн Зубайр, который стал первым родившимся у мусульман ребёнком после хиджры. Потом у них родился и другой сын Мус‘аб.

 

Почему от Зубайра передаётся очень мало хадисов?

Зубайр старался неотступно следовать за Пророком и быть с ним неразлучным, тем не менее, от него передаётся очень мало хадисов. ‘Абдуллах ибн Зубайр рассказывал, что он спросил своего отца Зубайра:

مَا لِيَ لَا أَسْمَعُكَ تُحَدِّثُ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَمَا أَسْمَعُ ابْنَ مَسْعُودٍ، وَفُلَانًا وَفُلَانًا؟ قَالَ: أَمَا إِنِّي لَمْ أُفَارِقْهُ مُنْذُ أَسْلَمْتُ، وَلَكِنِّي سَمِعْتُ مِنْهُ كَلِمَةً، يَقُولُ: مَنْ كَذَبَ عَلَيَّ مُتَعَمِّدًا، فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ

«Что это я не слышу от тебя, чтобы ты передавал что-то от Посланника Аллаха , как передаёт Ибн Мас`уд, и такой-то, и такой-то?». Тот ответил: «Что касается меня, то я не расставался с ним с тех пор, как принял Ислам, однако я слышал от него (Пророка ) слова: "Тот, кто намеренно скажет обо мне ложь, пусть приготовится занять своё место в Аду"». (Имам Ахмад, 1413; Ибн Маджах, 36; Баззар, 970)

 

Достоинства и заслуги Зубайра

Он был первым, кто вытащил меч из ножен на пути Аллаха. Хишам ибн ‘Урва передаёт от своего отца следующие слова:

إِنَّ أَوَّلَ رَجُلٍ سَلَّ سَيْفَهُ فِي اللَّهِ الزُّبَيْرُ بْنُ الْعَوَّامِ

«Первым человеком, который вытащил из ножен меч на пути Аллаха, был Зубайр ибн Аль-‘Аввам». (Имам Ахмад, «Фазаил ас-сахаба», 1266; Абу Ну‘айм, «Хильят аль-авлияъ»)

Он был одним из близких сподвижников и помощников Пророка . От Джабира ибн ‘Абдуллаха передаётся:

نَدَبَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ النَّاسَ يَوْمَ الخَنْدَقِ، فَانْتَدَبَ الزُّبَيْرُ، ثُمَّ نَدَبَهُمْ فَانْتَدَبَ الزُّبَيْرُ، ثُمَّ نَدَبَهُمْ فَانْتَدَبَ الزُّبَيْرُ، قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّ لِكُلِّ نَبِيٍّ حَوَارِيًّا وَحَوَارِيَّ الزُّبَيْرُ قَالَ سُفْيَانُ: الحَوَارِيُّ: النَّاصِرُ

«Во время битвы у рва (хандак) Пророк стал побуждать людей, и отозвался Зубайр ибн Аль-‘Аввам. Затем он снова стал побуждать их, и снова отозвался Зубайр. Затем он снова стал побуждать их, и снова отозвался Зубайр, и тогда Пророк сказал: "Поистине, у каждого Пророка был свой апостол, а моим апостолом является Зубайр"».  Суфьян ибн ‘Уйяйна сказал: «Апостол – это помощник». (Бухари, 2997; Муслим, 2415)

В день великого сражения при Бадре ангелы снизошли в его образе. От ‘Урвата رضي الله عنه передаётся:

نَزَلَ جِبْرِيلُ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَوْمَ بَدْرٍ عَلَى سِيمَاءِ الزُّبَيْرِ بْنِ الْعَوَّامِ وَهُوَ مُعْتَجِرٌ بِعِمَامَةٍ صَفْرَاءَ

«Ангел Джибриль в день сражения при Бадре снизошёл в образе Зубайра ибн Аль-‘Аввама, обвязав голову жёлтой чалмой». (Табарани, «Му‘джам аль-кабир», 230)

В той версии этого хадиса, которую передаёт Хаким, сообщается, что ‘Аббад ибн Ибрахим ибн ‘Абдуллах ибн Зубайр сказал:

كَانَتْ عَلَى الزُّبَيْرِ بْنِ الْعَوَّامِ يَوْمَ بَدْرٍ عِمَامَةٌ صَفْرَاءُ مُعْتَجِرٌ بِهَا، فَنَزَلَتِ الْمَلَائِكَةُ عَلَيْهِمْ عَمَائِمُ صُفْرٌ

«На Зубайре ибн Аль-‘Авваме в день сражения при Бадре была жёлтая чалма, которой он обвязал свою голову. Потом снизошли ангелы, на которых были жёлтые чалмы». (Хаким «Аль-Мустадрак ‘аля ас-сахихайн», 5554)

Зубайр ибн Аль-‘Аввам во всех своих делах уповал на Всевышнего Аллаха. Даже перед смертью он завещал своему сыну уповать во всём на Всевышнего. Когда Зубайр ибн Аль-‘Аввам лежал на смертном одре, он позвал своего сына ‘Абдуллаха и завещал ему выплатить все его долги:

- Если ты не сможешь выплатить долги, обращайся за помощью к моему Покровителю.

- О каком покровителе ты говоришь? – спросил его ‘Абдуллах.

- Об Аллахе. Прекрасен Он как Покровитель и прекрасен как Помощник, – ответил Зубайр.

‘Абдуллах ибн Зубайр в дальнейшем клялся, что каждый раз, когда он впадал в долги, он молился: «О Покровитель Зубайра, помоги мне выплатить мой долг». И это каждый раз помогало. («Хамалят Аль-Куръан мин ас-сахаба аль-кирам»)

После убийства ‘Усмана ибн ‘Аффана Зубайр вместе Тальхой ибн ‘Убайдула был в числе тех, кто в день сражения «Джамаля» вышел в Басру с требованием выдать убийц ‘Усмана. Но после того как ‘Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه напомнил ему слова Пророка о том, что Зубайр будет несправедливо воевать с ним, он отказался от своих намерений и ушёл оттуда.

По пути, дойдя до местности Вади Ас-Саббаг, Зубайр остановился, чтобы совершить намаз. В это время к нему сзади подкрался некий ‘Амр ибн Джурмуз и предательски убил его. Убив Зубайра, он поспешил к ‘Али, чтобы обрадовать его и положить перед ним запятнанный кровью Зубайра меч. Но Али был очень опечален этой вестью. Он не разрешил ему войти к себе и приказал прогнать. «Обрадуйте убийцу сына Сафийи (Зубайра) вестью, что он попадёт в огонь Ада», – сказал он.

А когда принесли меч Зубайра, ‘Али поцеловал его и горько заплакал, сказав: «Клянусь Аллахом, это меч, при помощи которого его хозяин долго защищал Посланника Аллаха от скорби и печали!». Так же предательски был убит Тальха. Он погиб от стрелы, выпущенной ему в спину Марваном ибн Аль-Хакамом.

После того как похоронили Зубайра и Тальху, ‘Али ибн Абу Талиб попрощался с ними и, взглянув на их могилы, завершил свою речь следующими словами:

سَمِعَتْ أُذُنِي مِنْ فِي رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَهُوَ يَقُولُ: طَلْحَةُ وَالزُّبَيْرُ جَارَايَ فِي الجَنَّةِ

«Вот этими ушами я слышал из уст Посланника Аллаха слова: "Тальха и Зубайр – мои соседи в Раю"». (Тирмизи, 3741)

Зубайр ибн ‘Аль-Аввам (да будет доволен им Всевышний Аллаха) покинул этот мир в возрасте 66-67 лет в месяц Джумад аль-уля 36 года по хиджре.

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Комментарии для сайта Cackle