Твёрдость и решительность ‘Умара ибн Аль-Хаттаба

17 Февраль 2022
1968

‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) вырос под строгим присмотром своего отца и унаследовал от него твёрдость, не знающую слабости, решительность, которой не сопутствует колебание, и настойчивость, не приемлющую полумер.

Он стал одним из самых благородных курайшитов среди знати. Курайшиты в доисламскую эпоху всегда доверяли ему дела, касающиеся дипломатии. Если у них между собой или с другими племенами возникал конфликт, они всегда выбирали ‘Умара в качестве посредника или посла.

‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) добивался большого успеха в этих делах, потому что был человеком внушительного телосложения, статным, сдержанным, он обладал твёрдым и решительным сердцем, которое не знало колебаний, и он никогда не позволял себе высказывать противоречивые или разрозненные мысли.

Он был сильной личностью и всегда вёл себя цельно, держась во время переговоров одной последовательной линии. Где бы ни присутствовал ‘Умар, он проявлял свои личностные качества – был порядочен и последователен, подобно армии, движущейся твёрдым шагом в одном направлении.

‘Умар ибн Аль-Хаттаб был чист душой, как небо Мекки в ясную погоду, прямолинеен в своих делах без всяких зигзагов и изгибов, непоколебим в решимости и твёрд, подобно горам, среди которых он в детстве и юности пас овец. Он обладал прекрасными качествами, сверкающими, как яркие звезды в небесной вышине.

Всеми этими качествами – своей решимостью, твёрдостью и отвагой – ‘Умар ибн Аль-Хаттаб пользовался и в противостоянии истинной религии, когда Посланник Аллаха начал призывать людей объединиться в единобожии и отречься от идолов.

До принятия Ислама ‘Умар находился в первых рядах тех, кто враждовал с Исламом. Он изливал все свои силы в море многобожия и яростно бился против нового призыва. Он проявлял в этом деле такое упорство, что любая надежда на его обращение в Ислам и на то, что однажды он будет стоять рядом с верующими, казалась утопией.

Тот вред, который он принёс мусульманам, равнялся вреду, который нанесли им все курайшиты в совокупности. От него не спаслась даже его родная сестра и зять Саид бин Зайд (да будет доволен им Аллах). Но, несмотря на всё это, Посланник Аллаха надеялся, что ‘Умар примет Ислам, потому что он знал, какой силой обладает этот человек, однако он использовал её не на пути истины.

Приверженность верованиям предков, мнению курайшитской знати и их лидеров, а также их враждебности к новому призыву – всё это не позволяло ‘Умару принять Ислам. Чтобы заставить открыться твёрдое сердце ‘Умара, была необходима убойная силаи блестящая логика.

‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) пришёл в Ислам на третий день после того, как принял Ислам дядя Пророка ‘Аббас (да будет доволен им Аллах). ‘Умар встретил человека, который сообщил ему, что его сестра Фатима и зять Са‘ид бин Зайд стали мусульманами. Узнав об этом, ‘Умар направился прямо к сестре и, подойдя к её дому, услышал тихое бормотание. Войдя в дом, он спросил, что он только что услышал, но ему никто не ответил. ‘Умар настаивал на своём, пока не взял зятя за голову и не ударил его. Тут к нему подошла сестра и, взяв обеими руками за голову, сказала: «Как бы ты ни был против, но это был Коран».

‘Умар устыдился, увидев слезы у неё на глазах, присел и попросил дать ему то, что они только что читали. Сестра отказала ему, сославшись на то, что к Корану нельзя прикасаться неочищенным (без омовения). Тогда ‘Умар совершил омовение, и ему дали листок. Написанное так подействовало на ‘Умара, что он почувствовал к написанному большое уважение, и он воскликнул: «Разве от этого бегут курейшиты?»

Затем он, узнав у сестры, где находится Посланник Аллаха , отправился к нему – в дом Аль-Аркама – и постучал в дверь. Услышав его, все внутри притихли и прислушались. Хамза (да будет доволен им Аллах) распорядился, чтобы ему открыли дверь. «Если он пришёл к нам с миром, мы его примем, а если окажется против нас, то мы его убьём», – сказал Хамза. Услышав это, к ним вышел Посланник Аллах , и перед ним ‘Умар произнёс слова свидетельства (шахаду), а все присутствующие произнесли такбир так громко, что его услышали и в мечети.

Начался новый этап в распространении Ислама. Мусульмане, которые до этого скрывались в Мекке, после принятия Ислама ‘Умаром и Хамзой стали открыто проповедовать свою религию. ‘Умар, бросив вызов курейшитам, молился прямо рядом с Каабой, а другие мусульмане молились рядом.

Итак, во всех своих делах ‘Умар ибн Аль-Хаттаб проявлял твёрдость и решительность. Он остался таким же твёрдым и решительным после того, как стал правителем правоверных и начал управлять огромным государством.

От Сувайда ибн Гафаля передаётся, что однажды, когда они вместе с правителем правоверных ‘Умаром ибн Аль-Хаттабом находились в Шаме, к нему пришёл жаловаться избитый набатеец (иудей). Правитель правоверных очень рассердился и приказал Сухайбу найти того, кто сделал это. Этим человеком оказался ‘Авф ибн Малик Аль-Ашджа‘и. Сухайб нашёл ‘Авфа, предупредил его, что правитель правоверных очень рассержен на него, поэтому рекомендовал ему взять с собой Му‘аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах). Му‘аз пришёл вместе с ним к правителю правоверных.

Завершив намаз, ‘Умар спросил: «Где Сухайб?» Тот ответил: «Я здесь, о правитель правоверных». Он спросил: «Ты привёл человека, который ударил иудея?» «Да», – ответил Сухайб. Тут к ‘Умару подошёл Му‘аз и сказал: «О правитель правоверных, этот человек ‘Авф ибн Малик. Послушай его и не спеши наказывать».

‘Умар спросил ‘Авфа: «Что у тебя случилось с этим человеком?» Тот ответил: «О правитель правоверных! Я увидел, как этот человек преследовал женщину-мусульманку. Он подгонял её осла стрекалом, чтобы он сбросил её, но она удержалась. Потом он толкнул женщину, и она упала с осла, а он стал осыпать её землёй. Тогда я сделал то, о чём вам известно».

‘Умар сказал: «Приведи ко мне ту женщину, чтобы она подтвердила твои слова». ‘Авф пошёл к женщине и сказал ей о повелении ‘Умара. Однако её отец и муж сказали: «То, чего ты хочешь от нашей женщины, может опозорить её». Но женщина сказала: «Клянусь Аллахом, я непременно пойду вместе с ним к правителю правоверных». Увидев, что она настроена решительно, её отец и муж сказали: «Мы доведём твои слова до правителя правоверных».

Отец и муж той женщины пришли к ‘Умару и подтвердили рассказ ‘Авфа ибн Малика. Тогда ‘Умар сказал иудею: «Клянусь Аллахом, не о таком мы заключили договор с вами», – и приказал распять его. После этого ‘Умар сказал: «О люди! Исполняйте договор Пророка Мухаммада , но кто бы из них ни сделал такое, по отношению к нему нет обязательств». (Байхаки, «Ас-Сунан аль-Кубра», 18712)

Также от ‘Асима ибн ‘Умара ибн Аль-Хаттаба передаётся, что однажды ‘Умару (да будет доволен им Аллах) привезли деньги, и он повелел отправить их в казну мусульман (байт аль-маль). Потом пришёл ‘Асим, тогда ещё маленький мальчишка, нашёл один дирхем и взял его.

Потом он спросил его: «Откуда у тебя этот дирхем, о ‘Асим?» Он ответил: «Мне его дала моя мама». Он отправил человека к его матери, чтобы у неё спросили, дала ли она своему сыну этот дирхем. Её ответ был: «Нет».

Тогда он опять сказал ему: «Расскажи мне о нём (дирхаме)». ‘Асим ответил: «Я нашёл его в комнате или во дворе». Он забрал у него этот дирхем, передал кому-то и сказал: «Брось его между проходом и дверью». (‘Умар Ибн Шабба, «Тарих Аль-Мадина»)

‘Умар Ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) был человеком, отличающим истину от лжи, посредством которого Ислам возвысился. Несмотря на то, что ещё при жизни он получил радостную весть о Рае, он был очень набожным, отрешённым от мирского человеком, продолжал оставаться благодарным Аллаху, искренне соблюдал Его предписания и жил с ощущением, будто Судный день наступит уже завтра.

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.