Хафиз Ибн Башкуль Аль-Куртуби

22 Апрель 2022
2807

Имам, хафиз, факих, историк Абулькасим Халяф ибн Абдульмалик ибн Мас‘уд ибн Муса ибн Юсуф ибн Дахах ибн Даках ибн Наср аль-Ансари аль-Хазражи аль-Андалюси, прозванный Ибн Башкулем Аль-Куртуби, родился в Кордове в 1101 году (494 году по хиджре).

Ибн Башкуль с юных лет начал получать знания. Первые уроки он брал у своего отца Абу Марвана, который был знатоком фикха и специалистом по рецитации Корана. Вместе с ним учился и его младший брат ‘Абдуллах Мухаммад ибн Абдульмалик, который впоследствии стал знатоком фикха.

В дальнейшем Абулькасим обучался в Кордове и Севилье, но не покинул Андалусию. Однако он получил иджазы (разрешения передавать знания) от множества учёных и шейхов Машрика.

Одним из первых, кто дал иджазу Ибн Башкулю, был Абу Бакр Яхья ибн Халяф ибн Закария аль-Фихри аль-Кутуби. Также он учился в Кордове у других учёных, таких как Абу Аль-Валид ибн Рушд Аль-Кабир (умер в 520 году по хиджре), который был маликитским факихом и кадием в Кордове. Также ему дал иджазу Абу ‘Али Хусайн ибн Мухаммад (умер в 514 году по хиджре).

Когда Ибн Башкуль переселился в Севилью, он учился у Абу Бакра ибн Аль-Араби (умер 543 году по хиджре), Абу Бахра ибн Аль-‘Аса и Абу Мухаммада ибн ‘Аттаба, которого Ибн Башкуль считал самым дорогим своим шейхом. Абу ‘Али Ас-Сафади из учёных Севильи выбрал его, чтобы дать иджазу. Ибн Башкуль также переписывался с множеством учёных из Машрика.

В одно время Ибн Башкуль был назначен кадием в Севилье вместо Абу Бакра ибн Аль-Араби. Однако он недолго проработал на этой должности и вскоре вернулся к своим урокам и написанию книг.

Ибн Башкуль обладал такими обширными знаниями в науке хадиса, что Ибн Аль-Аббар назвал его последним аргументом по вопросам хадиса в Кордове. Он также приобрёл широкие знания по истории своей родины. Он так хорошо разбирался в истории Андалусии, что не было среди историков равных ему в этой области.

У Ибн Башкуля училось множество учеников, которые в дальнейшем стали крупными учёными. Одним из самых известных его учеников был блестящий имам и искусный хафиз Ибн Хайр (умер в 575 году по хиджре).

Также у него учился выдающийся учёный хафиз ибн аль-Кантари (умер 561 году по хиджре), имам, мухаддис, кадий Марракеша Ибн Баки ибн Мухалляд (умер в 625 году по хиджре), выдающийся учёный, специалист по цепочкам хадисов Ибн Ас-Саррадж (умер в 657 году по хиджре) и другие.

Многие имамы восхваляли Ибн Башкуля и указывали на его высокую степень в науке, которой невозможно добиться без чрезмерного усердия, безграничного терпения и искреннего намерения.

Чтобы показать, как восхваляли имамы Ибн Башкуля, достаточно прочитать слова Ибн аль-Аббара о нём:

«Он был продолжателем дела специалистов по цепочкам хадисов в Кордове, он (да смилуется над ним Аллах) имел обширные знания о риваятах (версиям и цепочкам передачи) хадисов, уделял этому особое внимание, прекрасно знал все их направления.

Он был доводом во всём, что рассказывал и передавал, тем, за кем следовали во всём, что он говорил, предводителем своего времени в этом деле. Он был хафизом, увлекательным рассказчиком историй, который знал древнюю и новейшую историю Андалусии, особенно историю Кордовы.

Он передавал рассказы от старших и младших, сам слушал больших учёных и простых людей, собрал в книгах множество полезных знаний. Он прочитал во время обучения у своих шейхов более четырёхсот книг и прожил долгую жизнь.

Люди шли к нему за знаниями, получали их у него, пользовались ими и потому люди всегда тянулись к нему. Множество наших благородных шейхов передавали нам от него рассказы, они говорили о чистоте его помыслов, глубокой искренности, скромности, терпении ко всем, кто приходил к нему, и мягкости к ним».

Всё, что перечислил выше Ибн Аль-Аббар, присутствует в трудах Ибн Башкуля. Поэтому не было ни одного человека, который бы нашёл повод для порицания его книг. Он прожил долгую жизнь, но не любил, когда его спрашивали о дате его рождения.

После себя Ибн Башкуль оставил огромное и ценное научное наследие, которое свидетельствует о том, что он был имамом и хафизом, а также достиг совершенства в своём деле.

Перечислив некоторые его труды, Ибн Аль-Аббар сказал: «…и другие его сочинения и труды, служащие доказательством тому, что он был имамом и хафизом». Все труды имама Ибн Башкуля, несмотря на их многочисленность, разнообразны и очень полезны. Ибн Халликан сказал об этом следующее: «У него много полезных трудов».

Учёные разошлись во мнениях о количестве трудов и сочинений, которые оставил после себя Ибн Башкуль. Ибн Аль-Аббар сказал, что он написал пятьдесят трудов в различных областях науки. Аз-Захаби также упомянул эти труды в своей книге «Тазкира». Большинство книг Ибн Башкуля посвящены хадисоведению, изучению биографий, особенно передатчиков хадисов.

Самым известным трудом Ибн Башкуля считается его книга «Китаб ас-Силя», которая состоит из двух томов. Эту книгу он написал как дополнение к труду Ибн Аль-Фарзи «Тарих ‘уламаъ аль-Андалюс». В ней Ибн Башкуль собрал биографии многих учёных Андалусии, в том числе биографию своего отца. Эта книга считается одним из самых важных трудов Ибн Башкуля.

Многие его современники признали ценность этого труда и посчитали её книгой, без которой не может обойтись ни один факих. Ибн Башкуль завершил написание этой ценной книги в 534 году по хиджре.

Также Ибн Башкуль написал очень важный труд «Аль-Гавамиз ва аль-мубхамат мин аль-асмаъ». Очень много учёных передали эту книгу, она была издана, и люди пользуются ей. Эта книга представляет с собой энциклопедию, в котором изложены биографии известных рассказчиков хадисов. Также она включает себя труднопроизносимые имена рассказчиков или имена рассказчиков, которые часто путают друг с другом.

Перу Ибн Башкуля принадлежит ещё одна книга по хадисоведению – «Аль-Фаваид аль-мунтахаба мин ар-риваят аль-мустаграба». Этот однотомник состоит из двадцати частей и считается книгой, содержащей полезные знания по хадисоведению.

Помимо этих трудов Ибн Башкуль написал множество важных книг: «Аль-Мустагисина би-Лляhи Та‘аля», «Му‘джам аш-Шуйух», «Зикр ман рава Аль-Муватта ‘ан Малик», «Аль-Махасин ва аль-фазаиль фи ма‘рифати ‘улаямаъ аль-афазиль», «Аз-Зиядат ‘ля китаб аль-Истидрак», «Зуhhад Аль-Андалус ва аимматуһа», «Куззат Аль-Куртуба», «Ахбар Ибн Мубарак», «Ахбар Аль-А‘маш», «Ахбар Ибн Вахб» и другие.

Прожив долгую, полную благих дел, продуктивную жизнь, Ибн Башкуль (да смилуется над ним Аллах) умер в Кордове в месяце Рамадан 578 года по хиджре (1183 г.) в возрасте 83 лет и 9 месяцев. Он был похоронен на кладбище Кордовы рядом с могилой имама Яхьи ибн Яхьи ибн Касира Ал-Лайси, который был учеником имама Малика ибн Анаса (да смилуется над ними Аллах).

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.